Файл: Разработка рекомендаций по поддержанию высокого уровня личной работоспособности менеджера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная  техника.

По  условиям труда профессия менеджера  относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, нередко  в условиях повышенной ответственности  за жизнь и здоровье людей.

К менеджеру, в первую очередь, предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции.

 Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель – это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.

Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять  людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело. Менеджер должен иметь  гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.

Не менее важна для менеджера "межличностная эффективность", то есть умение общаться с людьми, решать возникающие вопросы без конфликтов, заинтересовывать, доходчиво и просто объяснять. Вместе с тем, "эффективное оперативное лидерство" предполагает, что менеджер должен прекрасно знать тонкости работы своего подразделения и, в случае необходимости, суметь взять управление процессом на себя и вывести ситуацию из кризиса.8

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности  и т.д.).

Термин  «менеджер» используется применительно  к руководителю любого уровня или  организатору конкретных работ. Толковый словарь русского языка под редакцией  Д.В. Дмитриева определяет менеджера  как человека, отвечающего за работу предприятия, фирмы, отдела.


Профессиональная  культура менеджера, являясь обобщенным показателем его личностно-профессиональной компетентности в области менеджмента, определяет наиболее приоритетные способы  осуществления профессиональной деятельности, отражает его гуманистическую направленность и проявляется во внутреннем (культура мышления, эмоциональная культура, культура рефлексии) и внешнем (культура общения, культура проявления эмоций, культура поведения, культура профессиональной деятельности, культура внешнего вида) планах, определяя отношение специалиста  к профессиональной деятельности на основе осознания ее значимости как  государственной, общественной, личностной ценности.9

Специфика профессиональной деятельности менеджера  отмечается высокой интенсивностью и наличием частых вмешательств извне, а также широкой сетью контактов, выходящих за пределы рабочей группы.

Существуют современные тенденции, характерные для профессиональной деятельности менеджера:

  1. доминирование не рационально-прагматических аспектов управления, а социально-психологических, личностных компонентов деятельности;

  2. требование к способности осуществления непрерывного общения, ориентированного на передачу управленческой информации; получение и обработку обратной связи и обратной информации;

  3. знание основ, технологий менеджмента (А.М. Зобов). Ряд авторов акцентирует внимание на значимости личностных аспектов профессиональной деятельности менеджера, его профессионально-личностном развитии, формировании профессионально значимых личностных характеристик.

     Система подготовки будущего менеджера, обучение его применению технологий, общению как в рамках профессиональной деятельности, так и за ее пределами, умение организовывать взаимодействие и т. п. раскрывается через знание общекультурных и специфических аспектов профессиональной культуры менеджера.10

Важным  фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда  менеджера, то есть специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности.

Существует  горизонтальное и вертикальное разделение всей работы на составляющие компоненты.

Вертикальное – построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление бригадами, сменами, участками. Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственных процессов, подразделений, которые состоят из нескольких первичных образований. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств. Высший уровень – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегической руководство организации, ее функциональными и производственно-хозяйственными функциями.



В зависимости от вида деятельности  менеджеры бывают линейные и  функциональные. Линейные – которые отвечают за все функции управления. Функциональные -– несут

По  сравнению с другими видами труда  в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:  

  1. он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

  2. участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

  3. предметом труда является информация;

  4. средством труда  является организационная и вычислительная техника;

  5. результатом труда  является управленческое решение.

     Чтобы выполнять свои функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием.

Результатом осуществленного теоретического анализа  явилось уточнение структуры  профессиональной культуры будущего менеджера, включающей в себя когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, рефлексивный компоненты.

Когнитивный уровень содержательно отражает требования владения культурой мышления будущего менеджера; эмоциональный включает умения проявлять эмпатию, распознавать свои эмоции и эмоции других людей, регулировать свое эмоциональное состояние.

Коммуникативный уровень обусловлен необходимостью соблюдения правил речевого этикета и предполагает наличие умений устанавливать дружескую атмосферу, поддерживать взаимодействие.

Рефлексивный уровень составляют умения осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, адекватно оценивать свои профессиональные

Таким образом, задачи и функции менеджмента осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которых приятно называть менеджерами. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Менеджер занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.  
1.3 Признаки и методы повышения работоспособности менеджера

Работоспособность менеджера – потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.


Значимость работоспособности как качества личности увеличивается по мере роста уровня, занимаемого менеджером в иерархии, и достигает максимума для топ-менеджеров.

Возможность интенсивной длительной трудовой деятельности, в первую очередь, должна обеспечивать возможность нормально – интенсивной ровной результативной деятельности, в полном соответствии с условиями работы и требованиями, предъявляемыми к работнику.

Работоспособность зависит от множества других качеств и свойств личности, включая волю, мотивацию, характеристики физического и психологического состояния индивидуума, восприимчивость к внешним возмущающим факторам, например, в виде реакции на особенности микроклимата в компании и многое другое.

Недостаток работоспособности, как правило, не приводит к существенному ухудшению качества управления, и, как следствие, крайне редко является основанием для ограничения карьеры или увольнения менеджера. Этому в значительной мере способствуют широкие возможности по преодолению или компенсации ее дефицита.

Практически все менеджеры имеют возможность компенсировать дефицит работоспособности за счет перераспределения обязанностей, в наибольшей степени такой возможностью обладают топ - менеджеры. Впрочем, не нужно забывать, что в этом случае уменьшение требований к работоспособности сопровождается их увеличением к личной организованности руководителя, поскольку одновременно с перераспределением обязанностей происходит увеличение количества управляемых объектов.

     Общая значимость такого качества как организованность быстро возрастает по мере увеличения сложности и количества руководимых процессов. Ясно, что требования к организованности существенно выше в иерархиях с невысоким уровнем регламентации действий менеджера и значительным количеством параллельно протекающих процессов. Видимо, наиболее остро необходимость этого качества ощущается в небольших компаниях. В первую очередь это относится к небольшим коммерческим компаниям, то есть тем, где каждый руководитель вынужден одновременно исполнять несколько разных ролей.

     Организованность является еще одним примером качества, которое может быть осознанно выработано самой личностью. Для одних руководителей это не составляет труда, потому что они с рождения обладали очень сильными задатками этого качества, другим придется напрячь волю и попытаться воспитать в себе высокоорганизованный стиль поведения.


Дневной план должен включать в себя не более десятка проблем, в том числе не более трех первостепенных, работа над которыми осуществляется в первую очередь. Они, а также самые неприятные дела планируются на утренние часы, с тем, чтобы к вечеру их удалось завершить. Однородные задачи группируются в дневном плане работы блоками, что позволяет не «перескакивать» с одной проблемы на другую и экономить, таким образом, время.

Одновременно в дневном плане предусматриваются обязательные перерывы, учитывающие как общую работоспособность человека, так и время, прошедшее с начала рабочего дня. Чем больше времени прошло, тем стремительнее нарастает усталость, что сказывается на эффективности работы менеджера и специалиста. Исследования показали, что за первые восемь часов рабочего дня руководитель в среднем принимает 9,3 решения в час; в течение девятого часа — 2,5 решения; в течение десятого — 0,9 решения.

Дневные планы использования рабочего времени рекомендуется составлять в письменной форме, таким образом, заложенные в них дела труднее игнорировать. Кроме того, записи разгружают память, дисциплинируют, позволяют четче распределять работу, делать ее более целенаправленной. По записям также легче контролировать выполнение планов и оценивать их итоги.

Составление дневного плана начинается накануне вечером и происходит в несколько этапов. Сначала формулируются его задачи, в которые включаются перенесенные из месячного и недельного 
(декадного) планов; переходящие из плана предыдущего дня, не решенные к настоящему моменту; не планируемые заранее вследствие повторяемости; которые могут внезапно возникнуть. Затраты времени на них определяются с учетом возможного способа их решения. В дневном плане предусматриваются «окна» на случай необходимости решать неожиданные проблемы и десятиминутные перерывы после каждого часа работы.

Уточняются приоритетность задач; выделяются те из них, за которые настала пора решительно браться, и уточняется, кому из подчиненных, что можно поручить. Утром, составленный накануне дневной план, еще раз уточняется руководителем совместно с референтом или секретарем, чтобы учесть внезапно появившиеся новые обстоятельства, например, поступившие за ночь документы.

План использования рабочего времени должен быть гибким. Жестко регламентируются только вопросы, связанные с приглашением людей, например, совещания, прием посетителей и т.п. Планы использования рабочего времени регулярно контролируются на предмет того, предусматриваются ли в них действительно важные и необходимые задачи; соответствует ли фактически расходуемое время тому, что было запланировано; рациональны ли нагрузки на исполнителей; анализируются потери рабочего времени.