Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1342
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
В.П. Перепон
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК
ГРУЗОВ
Москва
2003
Утверждено
Департаментом кадров
и учебных заведений МПС России
в качестве учебника для студентов
техникумов и колледжей
железнодорожного транспорта
2
УДК 656.225.073
ББК 39.28
П271
Перепон В.П. Организация перевозок грузов: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2003. — 614 с.
ISBN 5-89035-110-9
В учебнике изложены основы грузовой и коммерческой работы и фирменного транспортного обслуживания при перевозке грузов по железным дорогам в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации,
отраслевыми нормативно-правовыми документами и общими законодательными актами.
Предназначен для подготовки специалистов по специальности 2401 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном); может быть использован работниками железных дорог и специалистами других видов транспорта.
УДК 656.225.073
ББК 39.28
Рецензенты: А.Н. Иловайский — заместитель начальника Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД»; В.А. Дудченко — преподаватель
Новосибирского техникума железнодорожного транспорта; В.А. Хозяинов — старший коммерческий ревизор, заместитель начальника отдела грузовой и коммерческой работы
Сосногорского отделения ГП «Северная железная дорога».
© Перепон В.П., 2003
© Издательство «Маршрут», 2003
© УМК МПС России, 2003
П271
ISBN5-89035-110-9
3
ОТ АВТОРА
Успешное функционирование железнодорожного транспорта в современных условиях возможно только на основе совершенствования управления перевозочным процессом, создания новой единой модели перевозочного процесса, применения рыночных методов организации гру- зовой и коммерческой работы, замены традиционных методов организа- ции перевозок безбумажными технологиями, оптимизации транспортных потоков и транспортной составляющей в структуре валового националь- ного продукта, создания эффективной железнодорожной логистической системы, полного удовлетворения спроса на транспортные услуги.
При этом важная роль отводится качественному составу руководите- лей и специалистов, обеспечивающих управление перевозочным про- цессом, организацию грузовой и коммерческой работы, для роста ква- лификации которых повышаются требования к их подготовке.
Современный техник специальности 2401 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном) должен ясно видеть перс- пективы развития железнодорожного транспорта, занимать активную пози- цию в вопросах его реструктуризации, быстро адаптироваться к работе во вновь создаваемых структурах ОАО «Российские железные дороги», грамот- но решать комплекс технологических и технических задач, владеть рыночными методами управления, обеспечивать качественное обслуживание грузоотпра- вителей и грузополучателей, управлять сетью их транспортных связей, свобод- но ориентироваться в действующей и вновь создаваемой нормативно-право- вой базе в области перевозок, обеспечивать безопасность движения, владеть навыками работы на автоматизированных рабочих местах при организации перевозочного процесса.
Дисциплина «Организация перевозок грузов» служит основой для получения глубоких и всесторонних знаний, умений и навыков работы по избранной специальности.
Учебник написан на основе анализа современного состояния грузо- вой и коммерческой работы в условиях рыночной экономики, Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, новых Правил перевозок грузов и других нормативно-правовых документов. В нем от- ражены рыночные методы организации грузовой и коммерческой работы,
новые технологии организации перевозок грузов, современная система
4
управления и информационные технологии, учтена проводимая на же- лезнодорожном транспорте реструктуризация и предстоящие изменения в структуре управления перевозочным процессом.
Автор выражает благодарность начальнику Сосногорского отделения
ГУП «Северная железная дорога» Пидченко Н.Г., инженерно-техническим работникам отделения Борисенко И.Н., Ветошкину Ю.А., Галактионову А.А.,
Деренюку С.И., Кошкарову В.И., Кривенко В.И., Кудрявцеву А.В., Сем- киной О.Б., Семкиной Г.В., Стацюк В.Г., Шадриной В.И., Шустровой Т.И.,
начальнику грузового района станции Ухта Полькину В.И., его заместите- лю Ефимовой А.И., директору Ухтинского техникума железнодорожного транспорта Бестужеву В.Г., заместителю директора техникума по учебной работе Коротаевой Т.М., преподавателям Волкову Ф.Л., Маковой З.А.,
Мищенковой Л.В., Перепон О.Н., Рычковой Г.А., работникам техникума
Куткиной Т.П., Плюсниной Н.Н., Поповой Г.Г., Сабодыш Е.Э., Сидельни- ковой Г.Н., Филимоновой Г.А. за помощь в подготовке рукописи к изда- нию.
Автор выражает особую благодарность за рецензирование рукописи учебника и предложенные рекомендации по его совершенствованию за- местителю руководителя Департамента грузовой и коммерческой рабо- ты МПС России Годовикову А.А., преподавателю Новосибирского тех- никума железнодорожного транспорта Дудченко В.А. и заместителю на- чальника отдела грузовой и коммерческой работы Сосногорского отде- ления ГУП «Северная железная дорога» Хозяинову В.А.
5
ВВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации имеет исклю- чительно важное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой эконо- мики и реализации социально-значимых услуг по перевозке пассажи- ров. В силу природно-климатических и политико-экономических усло- вий нашей страны, ее огромных сухопутных пространств он несет ос- новную нагрузку по перевозкам.
Всеобъемлющая роль железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере Российской Федерации определена в статье первой
Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации»: «Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской
Федерации. Железнодорожный транспорт Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван сво- евременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц,
юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транс- портом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Рос- сийской Федерации».
Ведущую роль железнодорожного транспорта в общей транспортной системе определяет сравнительно низкая себестоимость, массовость, уни- версальность, регулярность, надежность и быстрота перевозок, повсеме- стность расположения сети, возможность доставки грузов от склада гру- зоотправителя до склада грузополучателя. Железнодорожный транспорт работает непрерывно в течение года и суток, осуществляя массовую пе- ревозку топлива, металлов, леса, строительных материалов, удобрений,
зерна, продовольственных и многих других грузов всех отраслей эконо- мики, обеспечивая нормальное функционирование производства, жизне- деятельность людей в городах и сельской местности.
На железнодорожный транспорт возложен большой объем воинских и специальных перевозок, ему отводится важнейшая роль в мобилиза- ционной подготовке.
Железнодорожный транспорт обеспечивает единство экономическо- го и стратегического пространства России, является интегрирующим и
6
государственно-образующим сектором и стабилизирующим фактором экономики. В новых социально-экономических условиях основной за- дачей федерального железнодорожного транспорта является транспорт-
ное обслуживание грузоотправителей, грузополучателей, населения,
других физических и юридических лиц.
В настоящее время требуется не только перевезти груз и выдержать срок его доставки, но и осуществить транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируя потери при перевозке и зат- раты на них. Для этих целей необходимо применять удобные для грузо- отправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса,
осуществлять перевозки с повышенными скоростями, оптимально со- гласовывать ритмы работы поставщиков, потребителей, железнодорож- ного транспорта и время доставки грузов для конкретных грузоотправи- телей и грузополучателей, информировать их о продвижении груза, обес- печивать полноту и качество предоставляемых услуг и т.п.
Социально-экономические преобразования в стране вызвали объек- тивную необходимость структурной реформы федерального железнодо- рожного транспорта, переориентации его на рыночные методы организа- ции и управления. Цель программы реформирования железнодорожно- го транспорта — повышение эффективности его работы за счет развития конкуренции и привлечения инвестиций.
Программа структурной реформы предусматривает три этапа реструктури- зации федерального железнодорожного транспорта до 2010 г.
Первый этап (подготовительный до 2002 г.), — формирование не- обходимой законодательной базы работы железнодорожного транспорта в новых условиях и разделение функций государственного и хозяйствен- ного управления. При этом функции хозяйственного управления переда- ны вновь созданному открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»). Для этого принято Постановление Пра- вительства Российской Федерации № 585 от 18 сентября 2003 г. «О со- здании открытого акционерного общества «Российские железные доро- ги». Единственным акционером общества является Российская Федера- ция (100 % акций находится в государственной собственности). От име- ни Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Прави- тельство Российской Федерации.
7
Второй этапреформирования (2003—2006 гг.) предусматривает подготовку и поэтапное организационное выделение из состава ОАО
«РЖД» дочерних акционерных обществ по видам деятельности (пере- возка контейнеров, скоропортящихся грузов, транзитные перевозки и др.). Организация перевозочного процесса, содержание и эксплуатация инфраструктуры останутся за железными дорогами. На втором этапе должны быть сформированы условия для развития конкуренции в сфере перевозок.
На третьем этапев течение 2006—2010 гг. предусматривается даль- нейшее усиление государственного регулирования в естественно-моно- польном секторе и развитие конкуренции в конкурентной сфере. Будет постепенно происходить открытие выделенных видов деятельности для частных инвесторов путем продажи пакетов акций дочерних акционерных обществ. В результате преобразований на третьем этапе в составе ОАО
«РЖД» останется инфраструктура железнодорожного транспорта, основ- ная часть локомотивного парка и около половины грузового вагонного парка. Произойдет окончательная демонополизация в сфере грузовых и пассажирских перевозок, появятся независимые железнодорожные ком- пании, владеющие собственной инфраструктурой и подвижным составом.
При этом сохранится единство железнодорожного транспорта и государ- ственный контроль за его деятельностью.
Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте позволит: повысить устойчивость работы железнодорожного транспор- та, его доступность, безопасность и качество предоставляемых услуг;
сформировать единую гармоничную транспортную систему страны; сни- зить совокупные народно-хозяйственные затраты на перевозки грузов железнодорожным транспортом; удовлетворить растущий спрос на ус- луги железных дорог; повысить уровень жизни работников железнодо- рожного транспорта.
В современных условиях экономическая устойчивость железнодорож- ного транспорта определяется технологией организации и управления пе- ревозочным процессом, выполнением начальных и конечных операций и формированием заказов на перевозки. Это сфера деятельности структур железнодорожного транспорта, занимающихся грузовой и коммерческой работой и фирменным транспортным обслуживанием.
8
В учебнике отражены основные положения, условия и технология выполнения грузовых и коммерческих операций и фирменного транс- портного обслуживания. Он написан в соответствии с государственны- ми требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпус- кников по специальности 2401 Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном) по программе дисциплины «Организа- ция перевозок грузов».
Курс учебника построен на базе изучаемых общетехнических и об- щеспециальных дисциплин с соблюдением основных принципов педа- гогической дидактики.
Учебник служит основой для получения глубоких и всесторонних знаний по специальности с учетом новой эксплуатационной модели уп- равления перевозочным процессом.
9
Р а з д е л I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЦЕССА ПЕРЕВОЗОК
Глава 1. Основы организации грузовой
и коммерческой работы
1.1. Общие сведения о перевозочном процессе
Процесс перевозок грузов связан с перемещением груза от пункта производства к пункту потребления. Перевозки грузов обусловливают- ся необходимостью продолжения и завершения процесса производства продуктов промышленности и сельского хозяйства в сфере обращения,
после чего они становятся готовыми к потреблению. В большинстве слу- чаев в перемещении груза участвует несколько видов транспорта: авто- мобильный, железнодорожный промышленный, железнодорожный ма- гистральный и другие. При передаче продукции транспортной организа- ции для доставки потребителю происходит важный юридический акт —
продукция превращается в груз.
Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые,
материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в уста- новленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.
Грузоотправитель(отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополу- чателю.
Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо,
уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.
Пользователь услугами железнодорожного транспорта — пас- сажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными пред- принимателями на железнодорожном транспорте.
10
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприни- матель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира,
вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправ- ления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю.
Перевозочный процесс — совокупность организационно и техно- логически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке,
осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществля- ется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего
пользования (далее инфраструктура) — технологический комплекс,
включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и дру- гие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснаб- жения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки,
информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения,
сооружения, устройства и оборудование.
Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяю- щихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвиже- ния, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны,
маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформи- рование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выг- рузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках про- изводится перегрузка с одного вида транспорта на другой.
Все операции перевозочного процесса должны выполняться наибо- лее рациональным методом с наилучшим использованием транспорт- ных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это
11
возможно при обеспечении единства управления перевозочным процес- сом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исклю- чающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.
В 2001 г. решением Коллегии МПС России на железнодорожном транс- порте введена новая организационная структура управления перевозоч- ным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС
России (ЦУП), семь региональных центров управления перевозками (ЦУПР)
и опорные центры управления (ОЦ) на дорогах.
Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и
«от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движе- ния поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотп- равителей и грузополучателей.
1.2. Транспортная логистика
Наиболее эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики.
Логистика — это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирова- ние материального спроса потребителя.
Доставка продукции от производителя до потребителя «точно в срок»
при минимальных затратах грузовых и материальных ресурсов — осно- ва транспортной логистики. При этом функции железных дорог расши- ряются и вторгаются непосредственно в сферы производства и потреб- ления с учетом экономических интересов производителя, железных до- рог и потребителя.
Классическая схема транспортной логистики объединяет трех участ- ников: поставщик (грузоотправитель) — перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта) — потребитель (грузополучатель). Напри- мер, согласованный подвод потоков руды и угля кольцевыми маршрута- ми в адрес ОАО «Северсталь» от поставщиков Мурманской области и
Республики Коми.
Реализация транспортных логистических систем позволяет сократить простои вагонов, уменьшить запасы различных видов сырья, число ре- зервных путей и объемы резервов перерабатывающей способности мест погрузки и выгрузки.