Файл: Геоэкологические проблемы урбанизированных территорий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ландшафты крупных городов не могут сохраняться устойчивыми без поддержки человека. Заброшенные или малоухоженные кварталы мегаполисов представляют собой наихудший вид антропогенной пустыни.
Крупнейшие конурбации мира
Наименование и страна | Основные города конурбации | Количество элементов в конурбации | Площадь, тыс. кв. км | Население, млн чел. | Плотность, чел./кв. км | Протяженность, км |
Северо- Восточный, США | Бостон, Нью- Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон | 40 | 170 | 50 | 295 | 1000 |
Приозерный, США | Детройт, Кливленд, Питсбург, Чикаго | 35 | 160 | 35 | 220 | 900 |
Калифорнийский, США | Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего | 15 | 100 | 18 | 180 | 800 |
Токайдо, Япония | Токио, Иокогама, Кавасаки, Нагоя, Киото, Осака, Кобе | 20 | 70 | 55 | 780 | 700 |
Мидландс, Англия | Лондон, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль | 30 | 60 | 30 | 500 | 400 |
Рейнский, Германия | Ранштадт, Рейн- Рур, Рур-Майн | 30 | 60 | 30 | 500 | 500 |
Природные условия, в которых города находятся, во многом предопределяют их геоэкологические проблемы. Загрязнение воздуха, характерное в зимнее время года для городов Средней Европы, Сибири, Северо-Восточного Китая, возникает благодаря инверсии температуры, вызывающей устойчивую стратификацию воздуха. Низкокачественный уголь, используемый для отопления во многих местах этих районов и выделяющий при сжигании большое количество загрязнителей воздуха, вносит свой вклад в эту проблему. Весьма высокое загрязнение воздуха в таких городах, как Лос-Анджелес, Мехико и Сантьяго, связано не только с большим количеством автомобилей в условиях инверсии температуры, но и вследствие расположения этих городов в межгорных котловинах, благоприятных для развития инверсий.
В городах умеренного пояса практически не встречается малярия не потому, что они располагаются в относительно богатых странах с высокими расходами на здравоохранение, а благодаря относительно прохладному климату, в котором возбудитель малярии не в состоянии пройти полный цикл развития. техногенный конурбация
В Джакарте природные условия города предопределяют ряд серьезных геоэкологических проблем, в том числе проблемы качества воды. Равнинный рельеф предопределил выбор канализационной системы города, представляющей сеть открытых коллекторов, собирающих неочищенные бытовые стоки. Эта система была эффективной, когда ее построили для населения города, не превышающего полмиллиона человек. В настоящее время она не может справиться с продуктами жизнедеятельности городского населения численностью 11,5 млн человек. Загрязнения поступают не только в поверхностные, но и в подземные воды и являются серьезной опасностью при водоснабжении. Диарея, возникающая, в частности, вследствие употребления загрязненной воды, является в Джакарте причиной 20% случаев смерти детей в возрасте до пяти лет.
Плотность населения городов – весьма репрезентативный показатель степени антропогенной нагрузки, хотя она изменяется весьма сильно в зависимости от имущественного уровня, месторасположения, традиций, транспортных и других условий. В некоторых районах Шанхая и Калькутты плотность составляет 800-1000 чел/га, что можно сравнить с густотой заселения квартир и домов в богатых странах. Плотность населения Бангкока и Сеула также весьма высока и составляет 300
—400 чел./га.
С другой стороны, этот показатель для городов США обычно равен 70 чел./га и менее.
Большие города, как гигантские агломерации, так и менее крупные города-"миллионеры", – это зоны экологического бедствия различного вида и напряженности.
Геоэкологические аспекты урбанизации весьма различны в развитых и развивающихся странах. Чрезвычайно быстрый рост городов беднейших стран приводит к резко усиливающемуся давлению на окружающую среду. К тому же все системы жизнеобеспечения, без которых город не может существовать, оказываются перегруженными, а их рост не поспевает за приростом населения. К ним относятся системы водоснабжения, канализации, сбора и переработки мусора, снабжения электроэнергией и пр., а также системы образования, медицинской помощи и социального обеспечения. В результате создается обстановка, опасная для жизни и здоровья жителей городов. По крайней мере, 220 млн жителей городов не имеют источников пригодной питьевой воды. Более чем 420 млн чел., живущих в городах, не имеют доступа даже к простейшим туалетам. От 30 до 65% городского мусора не убирается. Он постепенно накапливается, в особености в зонах, где проживает самое бедное население. Такое зоны мало напоминают город, но именно на таких территориях проживает значительная часть населения, которое лишь условно можно назвать городским.
В развитых странах некоторые важные геоэкологические проблемы городов в той или иной степени решены. Например, во многих городах за последние десятилетия улучшилось качество воздуха и воды. В Токио в 1960-х гг. полицейские, управлявшие уличным движением, нуждались в кислородных масках. Сейчас состояние воздуха стало значительно лучше.
Городские системы потребляют, перерабатывают и превращают в отходы значительную массу воды, продовольствия и топлива (рис. 22). При этом города развитых стран отличаются повышенным потреблением всех услуг систем жизнеобеспечения. Среднестатистический житель Нью-Йорка потребляет втрое больше воды и производит в восемь раз больше мусора, чем житель Бомбея. Точно так же и уровень потребления услуг городских систем жизнеобеспечения в различных районах в пределах одного города резко различается в зависимости от уровня благосостояния его жителей. В этом отношении невозможно сравнить, например, находящиеся в одном и том же городе Рио-де-Жанейро поселения на склонах холмов ("фаве- лы") и кварталы вдоль роскошных пляжей побережья Атлантики, таких как Копакабана или Ипанема.
Некоторое улучшение геоэкологического состояния городов развитых стран благоприятно для их жителей. Вместе с тем эти города оказывают намного большее неблагоприятное воздействие на состояние экосферы на уровне континентов или мира в целом. Расходование природных ресурсов и эмиссия парниковых газов на душу населения городов развитых стран намного превышает соответствующие показатели для беднейших городов развивающихся стран, так что, в конечном итоге, жители городов развитых стран вносят весьма заметный вклад в усиление глобальных геоэкологических проблем.
Говоря о геоэкологических проблемах городов, не следует забывать об их роли как центров, влияющих на антропогенную трансформацию значительных прилегающих территорий. Условия и причины могут быть различными. В Африке, где в отдельных странах до 90% населения все еще готовит себе пищу на дровах, все пригодные лесные ресурсы в радиусе 50—80 км от крупных городов истощены. Из-за недостатка дров беднейшие семьи в городах многих стран Африки готовят себе горячую еду только один раз в день.
В зонах высокого загрязнения воздуха вследствие работы предприятий промышленности или энергетики, растительность трансформирована или полностью уничтожена на десятки километров вокруг города или по направлению вдоль преобладающих ветров. Такова ситуация в Норильске и окрестностях, где весьма уязвимая естественная растительность практически уничтожена на расстоянии до 100 км от промышленных предприятий.
Все крупные города, располагающиеся на реках, вносят весьма заметный вклад в загрязнение воды этих рек, вплоть до полного уничтожения жизни в воде на многие километры вниз по течению. Отмечено много ситуаций, в особенности в тропиках, когда в реке, протекающей сквозь большой город, концентрация патогенных бактерий увеличивается на несколько порядков.
Несколько сотен крупных городов мира и тысячи более мелких вызывают локальное, пятнистое ухудшение состояния окружающей среды. Взятые вместе, они в очень заметной степени влияют на глобальную ситуацию. Это весьма типичный пример универсальной геоэкологической проблемы, имеющей локальное, но часто встречающееся распространение, и потому не менее важной. Как пишет один из американских исследователей, "отрицательное воздействие домашнего загрязнения воздуха и выплескиваемых с водой отходов на детскую смертность и ожидаемую продолжительность жизни женщин имеет не меньшие глобальные размеры, чем, скажем, разрушение тропических лесов, и с точки зрения неотложных задач оно может оказаться наиболее срочной из всех общемировых экологических проблем".
В этой связи, наряду с "зеленой" программой, адресованной на глобальные проблемы, такие как изменение климата, озоновый слой или биологическое разнообразие, ряд международных и национальных организаций и экспертов выдвигают "коричневую" программу, которая включала бы проблемы бедности, загрязнения окружающей среды и экологической безопасности в городах. Такие программы решают практические вопросы улучшения качества жизни в городах, включая совершенствование систем водоснабжения, канализации, удаления и переработки отходов.
Вибрационное загрязнение является близким к шумовому и характеризуется в значительной мере аналогичными показателями. Основное различие заключается в том, что вибрация распространяется только в твёрдых телах, а звук в любых средах. Поэтому на живые организмы вибрация оказывает воздействие только при поверхностном контакте через опорные поверхности. У человека под действием вибрации развивается особая вибрационная болезнь. В крупных городах, таких как Москва, вибрационный фон связан в основном с движением транспорта, а другие источники оказывают локальное воздействие. В среднем уровень вибрации (виброскорость) составляет 46 дБ, что соответствует среднему уровню воздействия. Однако в ряде случаев техногенная вибрация достигает 86-100 дБ. В районе Российской государственной библиотеки уровень вибрации из-за движения поездов метро превышен и составляет 90 дБ.
Вибрация антропогенного происхождения, как и ультразвуки, в настоящее время оказывает только локальное воздействие на экосистемы. Преимущественно изучено и нормируется антропогенное вибрационное загрязнение среды обитания человека в процессе труда, а именно производственно-транспортная вибрация.
Шумовое (акустическое) загрязнение. Шум – случайное сочетание звуков различной интенсивности и частоты, мешающий, нежелательный звук. В зависимости от вида спектральной зависимости шумы делятся на тональные (состоящие из нескольких ярко выраженных звуков) и широкополостные (энергия распределена в частном диапазоне равномерно). По временным характеристикам шумы делят на постоянные и непостоянные Шум типичен для городской среды. Интенсивность звука измеряют в децибелах. Порог чувствительности уха к звукам принят в 0 дБ(А). Если ухо ощущает удвоение громкости, то такое изменение оценивается как повышение шума на 10 дБ(А). Вот примеры интенсивности распространенных звуков в дБ(А): шелест листвы - 10-40, шепот - около 30, тиканье будильника в 1 м от уха - 25-30, дыхание спящего человека - около 25, обычный разговор - 50-60, громкий разговор - около 75, воспринимаемый с обочины дороги шум легкового автомобиля, движущегося со скоростью 100 км/ч - 80-90, реактивный двигатель на испытательном стенде - более 110, реактивный самолет на расстоянии 50-100 м - 120-130 дБ(А).