Файл: Геоэкологические проблемы урбанизированных территорий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Различают следующие градации действия шума на человека:
1) мешающее действие, верхний предел привыкания к шуму дома днем 40-45 дБ(А), а ночью - 35 дБ(А); как помеха шум может восприниматься при 25 дБ(А);
2) активация, т.е. возбуждение центральной и вегетативной нервной системы, нарушение сна, нарушение умения расслабляться, заметное усиление реакций, связанных с испугом; порог некоторых из этих реакций довольно высок, начиная с 70-75 дБ(А), но некоторые из них возникают при превышении фонового уровня шума всего на 3-6 дБ(А);
3) влияние на работоспособность: привычные и ожидаемые шумы не ухудшают выполнения заученных умственных и двигательных действий. Неожиданный, непривычный и нежелательный шум может ослаблять производительность труда;
4) помехи для передачи информации и нарушение общей ориентации в звуковой среде. Разборчивость речи, акустическая ориентация в окружающей среде и восприятие предупреждающих сигналов нарушаются при шуме тем сильнее, чем выше его уровень;
5) постоянное воздействие шума может вызвать глухоту из-за повреждения чувствительных к звуку клеток внутреннего уха. Опасность постоянной глухоты возникает, если на человека ежедневно в течение 8 часов действует шум со средним уровнем выше 85 дБ(А). Очень высокую шумовую нагрузку - более 100 дБ(А) - испытывают работающие на металлургических предприятиях и в подземном строительстве.
Особенно сильный шум производят тяжелые грузовики и автобусы, на втором месте - мотоциклы и мопеды и на третьем - легкие грузовики и легковые машины. Поезда производят кратковременный, но в своих максимумах гораздо более громкий шум, чем идущий от сети автодорог. Почти треть жителей ФРГ ощущают дискомфорт от уличного шума.
Борьба с шумовым загрязнением ведется разными способами. Огромную роль играет в этом правовое регулирование. Оно должно ужесточать технические нормы на максимально допустимый уровень шума от средств транспорта и предприятий. Функцией дорожной инспекции является пресечение использования транспортных средств с неисправными глушителями.
Рациональное планирование городской застройки, хорошая организация движения транзитного транспорта вокруг городов также дают большой положительный эффект. Кроме того, в городах осуществляется экранирование дорог шумозащитными стенами, валами или выемками, в которые они заглубляются. Озеленение городов способствует ослаблению шумовой нагрузки. Кроме того, хорошие результаты дают приемы строительства зданий из звукоизолирующих материалов. Проблема борьбы со звуковыми перегрузками крайне актуальна для горожан и жителей поселков, сквозь которые проходят транзитные шоссе или вблизи которых есть железная дорога.
Подтопление. В городах оно связано с созданием вблизи них водохранилищ, но, кроме того, возможно из-за значительных утечек воды из городской сети и даже при избыточных поливах улиц, газонов и бульваров, а также при перераспределении снега и его таянии в местах скопления. Территории, на которых уровень грунтовых вод залегает не глубже трех метров от поверхности, т.е. достигает глубин расположения большинства подземных коммуникаций, подвалов зданий и сооружений, считаются подтопленными.
В крупных городах, например, в Москве только 30% инфильтрационного питания грунтовых вод формируется за счет атмосферных осадков, а 70% (около 146 млн. м3/год) поступает из-за функционирования городского хозяйства. На 2/5 площади Москва подтоплена. В Западном, Юго-Западном и Северо-Восточном округах уровень грунтовых вод повышается со скоростью от 5 до 40 см/год.
Затопление подвалов зданий и подземных коммуникаций, повышение сейсмичности территории, снижение несущей способности грунтов и, как следствие этого, преждевременные деформации и выход из строя сооружений и части подземной инфраструктуры, появление комаров с распространением их в помещения, рецедив различных заболеваний, угнетение растительности - таков результат обводнения подземного пространства городов.
Подтопление может иметь весьма опасные последствия там, где оно активизирует суффозию, карст, тоннельную эрозию и др. Провалы и просадки, развивающиеся при этом, приводят к разрушению зданий и разрыву коммуникаций. Повышение влажности глинистых грунтов, обладающих способностью к набуханию, вызывает увеличение их объема, а это часто приводит к неравномерному выпучиванию конструкций и их повреждению.
Практическая работа №2
Тема: Составление геоэкологических карт урбанизированных территорий
В условиях все увеличивающихся информационных потоков о состоянии окружающей среды, значительного усложнения методологических проблем, требующих пространственного решения, возрастает роль экологического картографирования. Высокая информационная емкость (степень «уплотнения» информации) картографических материалов, достигаемая за счет совершенствования картографической знаковой системы, наглядность и доступность карт для непосредственного восприятия, пространственного анализа и обобщения делают картографический метод незаменимым в научных и прикладных исследованиях.
Экологическое картографирование является одним из направлений экодиагностики, позволяющих получить объективную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды определенной территории, пространственной дифференциации экологических проблем и их сочетаний (Кочуров, 1997, 2003).
Существуют различные подходы к оценке и отображению на карте состояния окружающей среды: по состоянию отдельных компонентов, распространению загрязнения, степени деградации, состоянию экосистемы, по оценке природных условий жизни населения и т.п. Наиболее значительные достижения в области изучения влияния окружающей среды на человека отмечаются в медико-географическом и демоэколо- гическом картографировании.
Комплексное геоэкологическое (эколого-географическое) картографирование зародилось в рамках картографирования природопользования и охраны окружающей среды и в настоящее время оформилось как новый раздел тематического картографирования. Появился новый тип карт, отображающих совместно природные и социально-экономические явления, или, если быть более точным, пространственно-временные аспекты взаимодействия природы и общества (Руденко, Бочковская, 1992). Эти карты являются оценочными и носят сугубо субъект-объектный характер.
Новый раздел тематического картографирования имеет среди прочих особые задачи: выявление и пространственную локализацию негативных с точки зрения антропогенных изменений свойств среды. Его разработка тесно связана с современным пониманием предмета экологии как отношений организма (системы) и среды (Кочуров, Жеребцова, 1994). Помимо традиционно существующей классической биоэкологии (животных, растений, сообществ) появились новые разделы - геоэкология (природных компонентов, экосистем - ландшафтная экология) и антропоэкология (человека, общества).
Традиционная биоцентрическая (организмоцентрическая) экология как наука о взаимодействии организмов и среды практически делает акцент только на одной стороне этого взаимодействия, направленного на организм (Исаченко, 1990). В центре внимания геоэкологии находятся природа, природные комплексы, геосистемы, а антропогенные и техногенные воздействия выступают как внешние факторы, меняющие структуру и функционирование природных и природно-антропогенных систем. Антропоэкология рассматривает широкий круг вопросов, в центре которых находится человек. Современная геоэкология и антропоэкология воплощают в себе антропоцентрический принцип. Это тот самый стержень, который в конечном итоге определяет специфику современного экологического картографирования.
Исходя из вышеизложенного можно выделить в экологическом картографировании три крупных блока:
• биоэкологическое картографирование;
• геоэкологическое картографирование;
• антропоэкологическое картографирование.
В.С. Преображенский (1990) придерживался достаточно определенного мнения о том, что экологические карты — это не карты природы вообще (ландшафтные, почвенные, геоботанические), а карты организации надорганизменных систем или карты отношения организмов и среды. Множество отношений не может быть однозначно отражено некой единой экологической картой.
Существует понимание геоэкологической карты как компактного и полного отображения всех характеристик окружающей среды, которые влияют на состояние биоты, на жизнь и здоровье людей. Главная ценность геоэкологических карт - их комплексность, так как атлас частных регистрационных карт не позволяет получить общее и наглядное представление о степени остроты экологической ситуации в целом.
Главный вывод из всех этих определений следующий. В экологическом картографировании появился еще один блок, так называемое комплексное экологическое картографирование, синтезирующее результаты всех предыдущих блоков, разумеется, с антропоцентрических позиций (картографирование экологических проблем и ситуаций).
Начало комплексному экологическому картографированию в России было положено в 1989 г. Столь точно обозначенная дата — время создания авторского оригинала одной из первых комплексных экологических карт - «Карты наиболее острых экологических ситуаций СССР» масштаба 1:8 000 000. Эта карта опубликована в научных и популярных изданиях как в нашей стране, так и за рубежом, была использована в практической работе многих государственных организаций, вошла в национальные доклады по состоянию окружающей среды СССР и России за 1988, 1989, 1990, 1991 гг. ит.д. (Кочуров, 1989, 1991, 1997). По мнению С.А. Сладкопевцева, актуальность завершенной работы связана с острой нехваткой в настоящее время карт экологического профиля, потребность в которых ощущается на самых различных уровнях для большей части регионов страны (Сладкопевцев, 1991, с. 159). Как первый опыт экологического картографирования страны карта привлекла внимание специалистов и широкой общественности, явилась наглядным пособием в системе экологического образования, послужила основой для дальнейших, более детальных региональных оценок. В последующие годы данная карта неоднократно совершенствовалась и уточнялась. В 1996 г. она была издана, а в 1999 году переиздана.
К числу первых разработок по комплексному экологическому картографированию можно также отнести работы, выполненные в Харьковском университете под руководством И.Ю. Левицкого и в МГУ (А.В. Дончева, О.А. Евтеев, Л.Ф. Январева и др.).
Интересную классификацию экологических карт, охватывающую практически всю совокупность важнейших их характеристик, предлагает Л.М. Корытный (1995). Выбраны следующие классификационные признаки с соответствующим содержанием карт. По направлению: антропоцентрические (А) и биоцентрические (Б). По полноте охвата связей: частные (А1, Б1), комплексные (А2, Б2). По содержанию: факторов или условий (ф), процессов (п), состояния (с), проблем, ситуаций (пр), организации охраны природы и ресурсопользования (о). По характеру представления информации и уровню анализа: инвентаризационные (и - вверху буквенного индекса содержания), оценочные (о), прогнозные (п), рекомендательные (р). По предназначению: базовые (б - внизу буквенного индекса содержания), оперативные (о). По ячейке картографирования: административная единица (1 - внизу буквенного индекса направления), ландшафт (2), бассейн (3), природно-хозяйственный, экологический или ресурсный (4), ячейка отсутствует (5). По пространственному уровню, масштабу: локальный (1:1 тыс, - 1:25 тыс.) - I, межрегиональный (1:50 тыс. - 1:200 тыс.) - II, макрорегиональный (1:250 тыс. - 1:2,5 млн) - 111, глобальный (мельче 1:1,5 млн) - IV. По категории пользователей: научно-поисковые (н-п - вверху индекса обозначения масштаба), производственные (п). По способу представления информации: бумажные (б - внизу индекса обозначения масштаба), электронные (э).
В соответствии с этими признаками карта экологических ситуаций в границах бывшего СССР будет характеризоваться следующим образом: антропоцентрическая, комплексная, проблемная, оценочная, базисная, глобального уровня, научно-поисковая, бумажная; в качестве ячейки картографирования выступают «ареалы экологических проблем и ситуаций».
Комплексная оценка состояния среды осуществляется с помощью карт экологических ситуаций. Объектом картографирования при этом являются экологические проблемы, возникшие в результате изменения окружающей среды под воздействием антропогенных факторов, и их пространственно-временные сочетания - ситуации.
Основным содержанием комплексной экологической карты, по существу, является оценка современной ландшафтной структуры и свойств ландшафтов