Файл: Семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории выполняется после изучения темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История России



Группа Во22ГУ161в


Студент
М.О. Лю-ю-фин


МОСКВА 2023

Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме

семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX

в. в мировой и российской истории» (выполняется после изучения темы

6)

Вопросы:

1. Особенности проведения реформ в России в первой половине XIX в.

Бюрократы – реформаторы.

2. Государственно-политические изменения в Российской империи в

первой половине XIX в.: основные направления, методы проведения,

результаты.

3. Особенности промышленного переворота в России. Экономические

и социальные последствия промышленного переворота.

4. Революционное движение в России в первой половине XIX в.: этапы

и их характеристика, характерные черты.

5. Особенности возникновения и развития консерватизма, либерализма

и радикализма в русском обществе.

6. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской

империи в 1825 – 1855 гг.

7. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и

последствия реформы. Её влияние на российский вариант

модернизации государства и общества.

8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и

последствия.

9. Идейно-политическая борьба в России после отмены крепостного

права в 1861 – 1895 гг.
Ответы:

1. Падение крепостничества в России, положило начало утверждению нового, капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов капиталистического производства — получение прибавочной стоимости и накопление капитала. Этот главный фактор
способствовал ускорению промышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики стало утверждаться крупною капиталистическое промышленное производство.

Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих, тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм».

Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием производственного процесса железные дороги стали играть относительно самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.

Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического производства в международном масштабе.

В начале пореформенной эпохи российская текстильная промышленность в целом находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накоплены значительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочей силы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительными таможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство, оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемких предприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивали большие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономики значительные внутренние и иностранные капиталы

, способствуя быстрому развитию текстильной промышленности в пореформенную эпоху.

Среди отраслей текстильной промышленности пореформенной России ведущим продолжало оставаться передовое хлопчатобумажное производство. Накануне реформы 1861 г. на предприятиях хлопчатобумажной отрасли было сконцентрировано свыше 54 % всех рабочих-текстильщиков, производивших до 68 % всей ценности производства текстильной промышленности России. В 1879 г. хлопчатобумажное производство продолжало сохранять ведущих позиции: здесь был сосредоточен 51 % всех рабочих текстильщиков, производивших 55,4 % ценности текстильного производства.

Текстильная промышленность России в 60-70-х годах XIX в. переживала сложный переходный период от мануфактуры к фабрике.

В первые пореформенные десятилетия наиболее сложно и противоречиво шла технико-экономическая перестройка предприятий тяжелой индустрии, являвшихся основой военно-промышленного потенциала страны. Длительный застой и отсталость производства были характерны для базисной отрасли — черной металлургии России.

Техническому прогрессу в Российской металлургии резко препятствовали феодально-крепостнические пережитки, особенно живучие в горнозаводской промышленности в первые пореформенные десятилетия.

К концу 70-х годов низкая техническая оснащенность машиностроительной промышленности России выражалась в слабой паровой энергетике, на долю которой приходилось около 7 % общей мощности паровых двигателей фабрично-заводского производства страны. Отсталость ее базы отражалась на низком обеспечении промышленности паровыми двигателями отечественного производства.

В переходный период становления российского капитализма еще не сложилась его материально-техническая база. В стране не хватало фабрично-заводских предприятий тяжелой индустрии, создающих средства производства для средств производства.

В условиях бурного роста тяжелой индустрии мирового капитализма, олицетворяющей мощь капиталистической экономики, низкие темпы развития российской топливо металлургической и машиностроительной промышленности вели к обострению противоречий и создавали напряженность в экономическом развитии страны.
2. В первое десятилетие царствования Александра I было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов – Непременный (постоянный) совет. Им заменялся прежний Совет при высочайшем дворе, собиравшийся от случая к случаю. Непременный совет состоял из двенадцати титулованных сановников, назначаемых императором.

Сенат был восстановлен в своих прерогативах высшего судебно-административного органа и «хранителя законов». В 1802 г. был издан указ о правах Сената, который объявлялся верховным органом в империи, сосредоточившим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.
В 1802-1811 гг., в два этапа, была проведена министерская реформа. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся задачам управления страной. Манифест 8 сентября 1802 г. учреждал 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от коллегий министерства управлялись единолично министром, назначаемым императором и лично перед ним ответственным. Министерства подразделялись на департаменты, возглавлявшиеся директорами, департаменты – на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения – на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
В декабре 1808 г. Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать План государственного преобразования России. Ему были переданы все материалы Негласного комитета, проекты и записки, поступившие в Комиссию составления государственных законов. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен императору. Во вводной части проекта Сперанский подчеркнул неотложность преобразований. В основу государственного устройства страны Сперанский положил принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) при верховенстве власти самодержавного монарха. План предлагал четкую структуру всех трех ветвей власти на всех уровнях начиная с волости.
Однако из Плана государственного преобразования Сперанского были реализованы только те его части, которые касались учреждения Госсовета и завершения министерской реформы. 1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении: Государственного совета, получившего статус высшего законосовещательного органа при императоре. В функции Государственного совета входили обсуждение внесенных в него законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь через исполнительные органы власти.

В царствование императора Николая I проводился такой политический курс, который являлся реакцией на рост революционного движения в Западной Европе и на восстание декабристов в России. Всей системе управления Николай I стремился придать «стройность и целесообразность», добиться максимальной исполнительности на всех уровнях. В этом смысле идеалом для него была военная служба. Николай I поставил перед Комитетом задачу рассмотреть бумаги Александра I, с тем чтобы «обозреть настоящее положение всех частей управления» и определить, «что ныне хорошо, чего оставить нельзя и чем заменить». Первоначально Комитет разрабатывал проекты преобразования высшего и местного управления и закона «о состояниях». Предполагалось провести реформу центральных органов власти. Выдвигалась идея «разделения властей» – под этим понималось более четкое размежевание функций между различными ведомствами. Проекты реформы местной администрации предусматривали установление более действенного контроля над нею со стороны центральных органов власти. Но, как подчеркивалось на заседаниях Комитета, смысл всех этих проектов заключался «не в полном изменении существующего порядка управления, а в его усовершенствовании посредством частных перемен и дополнений». Предполагалось рассмотреть и крестьянский вопрос. Каких-либо практических результатов работа Комитета не принесла. Проекты высшего и местного управления свелись к упорядочению структуры государственного аппарата, а по сословному вопросу – к мерам по укреплению материального положения дворянства и охране его сословных привилегий. Попыткой же решения крестьянского вопроса занимались последующие, специально для этого создаваемые, секретные комитеты.
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление аппарата управления. Неуклонное проведение принципа централизации рассматривалось как средство укрепления самодержавия и противодействия тем процессам, которые подтачивали его устои. При Николае I была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны. В практике управления последовательно проводился принцип строгой исполнительности и беспрекословного повиновения. Верховная власть пыталась существовать в качестве самодовлеющей силы, доведя самодержавие до личной диктатуры императора. Николай I считал управление государством по своей личной воле и личным воззрениям прямым делом самодержца. Он стремился максимально сосредоточить в своих руках решение всех государственных дел, нередко минуя соответствующие министерства и ведомства.