Файл: Введение Краткий исторический экскурс развития вопроса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кузов каждой секции опирается на две трехосные тележки через боковые опоры (четыре на каждую тележку). Горизонтальные усилия от тележек к кузову и обратно передаются через шкворни.
Трехосные бесчелюстные тележки тепловозов 2ТЭ116 (рисунок 6) по конструкции, основным размерам и тормозному оборудованию не отличаются от тележек тепловозов 2ТЭ10В (диаметр колес при новых бандажах 1050 мм, передаточное число тягового редуктора 75:17=4,412, модуль зубчатых колес 10; статический прогиб рессорного подвешивания 126 мм). Бесчелюстные тележки, впервые примененные еще в 1963 г. на опытных тепловозах 2ТЭ10Л (выпускались также в 1971 —1973 гг.), были использованы на тепловозах 2ТЭ116 и только потом уже на тепловозах 2ТЭ10В.
Рисунок 6. Расположение оборудования на секции тепловоза 2ТЭ116:
1 – пульт управления; 2 – камера для электрических аппаратов; 3 – мотор-вентилятор; 4 – выпрямительная установка; 5 – тяговый генератор; 6 – дизель; 7 – аккумуляторная батарея; 8 – топливный бак; 9 – компрессор; 10 – вентилятор холодильника.
На средней части главной рамы кузова тепловоза установлена дизель-генераторная установка 1А-9ДГ, состоящая из дизеля 1А-5Д49 Коломенского тепловозостроительного завода и синхронного тягового генератора ГС-501А Харьковского завода «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина. Масса дизель-генератора (сухого) с установленными на нем возбудителем и стартер-генератором в зависимости от материала корпусов приводов (алюминий или чугун) составляет 25 000— 26 000 кг.
Дизель 1А-5Д49 (16ЧН26/26) шестнадцатицилиндровый с V-образным расположением цилиндров; диаметр цилиндров и ход поршня 260 мм. При частоте вращения вала 1000 об/мин дизель развивает полную мощность 3060 л. с. (2250 кВт); минимальная частота вращения вала 360 об/мин. На дизеле установлен объединенный регулятор (частоты вращения вала и нагрузки) типа 7РС, автоматически поддерживающий заданный режим работы дизеля.
Расход топлива дизелем при полной мощности составляет 151 - 158,5 г/(э.л.с ч). Масса сухого дизеля 17 650 кг. Водяная система охлаждения дизеля двухконтурная; в каждом контуре имеются свои водяной насос и радиаторы. В одном контуре циркулирует вода, омывающая цилиндры дизеля, во втором — вода, охлаждающая наддувочный воздух и масло.
Стартер-генератор ПСТУ2 служит для пуска дизеля, а при работающем дизеле используется в качестве генератора постоянного тока, в частности, для заряда аккумуляторной батареи. Мощность его 50 кВт, номинальное напряжение в генераторном режиме 110 В при частоте вращения вала 1150— 3300 об/мин; в стартерном режиме при прокрутке вала дизеля допускается ток 800 А. Масса стартер-генератора 800 кг.
Для преобразования вырабатываемого тяговым генератором переменного тока в постоянный (точнее пульсирующий ток постоянного направления) применена выпрямительная установка УВКТ-5, имеющая два параллельно соединенных трехфазных моста. Каждое плечо моста состоит из десяти параллельных ветвей, в каждой ветви — два последовательно включенных лавинных кремниевых вентиля ВЛ200-8. Общее количество вентилей установки 240; номинальное выпрямленное напряжение 750 В, ток 5700 А. Для охлаждения вентилей через установку в секунду прогоняется 1,4 м3 воздуха; масса установки 650 кг. Установки изготовлены Таллиннским электротехническим заводом им. М. И. Калинина.
Установленные на тепловозе тяговые электродвигатели ЭД-118А номинальной мощностью 305 кВт имеют те же параметры, что и при работе на тепловозах 2ТЭ10Л, ТЭ10В.
На части тепловозов 2ТЭ116 так же, как на ряде тепловозов ТЭ10В и ТЭ10М, применены электродвигатели ЭД-118Б.
Для управления тепловозом служит контроллер машиниста, имеющий реверсивную рукоятку с положениями вперед, нуль и назад и штурвал с нулевой и пятнадцатью (1 - 15) рабочими позициями.
Служебная масса тепловоза 2Х138 т±3%. Сила тяги длительного режима при новых бандажах и скорости 24,7 км/ч 2X248 кН (2X25 300 кгс); конструкционная скорость 100 км/ч; минимальный радиус проходимых тепловозом кривых 125 м.
Запас топлива на тепловозе 2X7000 кг, песка 2Х1000 кг, воды 2Х 1200 кг, масла в системах дизелей 2Х 1000 кг.
5 Конкурентно-способные варианты
В нынешних суровых экономических реалиях поезда РЖД играют крайне важную роль в наполнении бюджета страны. Учитывая сей факт, производители данной техники прилагают максимум усилий для повышения ее эффективности и снижения себестоимости.
5.1 Тепловоз 2ТЭ70
Современный грузовой тепловоз 2ТЭ70(рисунок 6) с двумя шестиосными секциями мощностью 8160 л.с., конструкционной скоростью 110 км/ч, первый опытный образец которого был построен в 2004 году. Локомотив унифицирован по основным узлам с пассажирскими тепловозами ТЭП70, ТЭП70БС, ТЭП70У.
Рисунок 6. Расположение оборудования на тепловозе 2ТЭ70:
1 - охлаждающее устройство; 2 - воздухоочиститель дизеля; 3 - глушитель; 4- дизель-генератор; 5- блок фильтров ЦВС; 6- вентилятор ЦВС; 7- тормоз электрический реостатный; 8- установка песочной системы
; 9- тележка; 10- батарея аккумуляторная; 11- топливный бак; 12- высоковольтная камера; 13- пульт управления
Тепловоз предназначен для вождения грузовых поездов на магистральных железных дорогах колеи 1520 мм на неэлектрифицированных участках железных дорог России. Возможна эксплуатация в странах СНГ и Балтии.
Конструктивные особенности: усовершенствованный дизель-генератор 2А-9ДГ-02; микропроцессорная система управления, регулирования и диагностики; поосное регулирование касательной силы тяги; опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей; высокоэффективный вентилятор охлаждающего устройства; новый пульт с улучшенными эргономическими характеристиками и отображением параметров на дисплее; тележка с усовершенствованной конструкцией узлов и догружателями; комбинированная система автоматического регулирования температур теплоносителей; двухступенчатый воздухоочиститель дизеля; гребнесмазыватель; кондиционер кабины машиниста; комплексное устройство безопасности «КЛУБ-У»; высокопрочные лобовые стекла с электрообогревом; стеклоочистители пантографного типа с электроприводом; реостатный электрический тормоз; система подогрева теплоносителей дизеля при отстое.
5.2 Магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь»
Грузовой магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25А производства ОАО Брянский машиностроительный завод» – первый российский магистральный двухсекционный тепловоз с асинхронным приводом мощностью 2x2500 кВт, с электрической передачей переменно-переменного тока, с поосным регулированием силы тяги, выпущенный в 2006 году.
Тепловоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах Российской Федерации колеи 1520 мм. Тепловоз может успешно эксплуатироваться во всех странах СНГ и других странах.
По параметрам минимального воздействия на путь тепловоз соответствует лучшим мировым образцам. Стоимость жизненного цикла меньше на 22%, чем у его ближайшего аналога - грузового тепловоза 2ТЭ116У Луганского завода.
По состоянию на 1 октября 2014 г. ЗАО УК «Брянский машиностроительный завод» изготовлено 35 тепловозов 2ТЭ25А, которые находятся в локомотивном эксплуатационном депо Тында Дальневосточной железной дороги и эксплуатируются на участке Тында – Хани.
5.3 Тепловоз 2ТЭ25КМ магистральный с коллекторным приводом
В сравнении с тепловозами массовых серий 2ТЭ25КМ обеспечивает увеличение массы перевозимых грузовых составов, снижение эксплуатационных расходов. Это достигается за счет увеличенного коэффициента использования мощности дизеля, повышенного сцепного веса. Кабина машиниста отвечает всем современным требования безопасности и комфорта. Применяется система пассивной безопасности, защищающая локомотивную бригаду при аварийном столкновении; установлена система кондиционирования воздуха. Автономный обогреватель обеспечивает дополнительный обогрев. Для улучшения условий работы локомотивной бригады используются новые вибродемпфирующие материалы. Улучшена эргономика кабины машиниста и тепловоза в целом. Для упрощения сборки тепловоза и увеличения ремонтоспособности в нём применена модульно-разборная конструкция дизель-генераторной установки, охлаждающих секций, модульная кабина.
Одним из ключевых преимуществ нового тепловоза является простота и удобство в облуживании за счет легкодоступности и технологичности его основных узлов. Такое решение позволит сократить время нахождения данного тепловоза на техническом обслуживании и ремонте.
Установленная в новом локомотиве система автоведения поезда позволит оптимизировать режимы ведения и, как следствие, обеспечит экономию дизельного топлива. При этом объем топливного бака увеличен до 9 т. Мощность 2 × 2650 (2 × 3600) кВт (л.с.) Скорость 100 км/ч. Мощность реостатного тормоза 2800 кВт. Производитель - ЗАО "УК "БМЗ", входит в состав ЗАО "Трансмашхолдинг". Год выпуска опытного образца 2015.