Файл: московский международный университет Дисциплина Основы патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Дисциплина «Основы патопсихологии»

Эссе
История развития патопсихологии
Направление подготовки, направленность

37.03.01 Психология, Психологическое консультирование

Москва 2023

В начале ХХ века запросы психиатрической практики и развитие психологии как самостоятельной науки послужили предпосылками формирования патопсихологии. До конца XIX века большинство психиатров не использовали психологические знания, так как считали их бесполезными из-за отсутствия доказательной базы. В лаборатории разрабатывались экспериментально-психологические методы изучения нарушенной психики.

Значимым моментом в истории патопсихологии стала опубликованная в 1863 году работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», которая оказала существенное влияние на формирование принципов и методов патопсихологии. Однако еще достаточно длительное время происходило смешение понятий «патопсихология» и «психопатология».

Ситуация изменилась, когда в Психоневрологическом институте начали одновременно читать курсы по общей психопатологии и патологической психологии, именно в это время произошло разделение дисциплин.

Инициатором выступил В.М. Бехтерев, определивший предмет патопсихологии как «изучение ненормальных проявлений психической сферы. Он не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Психиатр должен мыслить от нормы к патологии, и только тогда ему удастся возвратить нервно-психическое здоровье пациенту.

Принципы проведения патопсихологического исследования выделенные В.М. Бехтеревым, не потеряли своей актуальности и в XXI веке. На необходимость учета индивидуальных особенностей при проведении патопсихологического исследования указывал К.И. Поварнин.


Он считал, что только знание основ психологической науки поможет правильно понять распад психической деятельности душевнобольных. Поэтому чтение курса психиатрии врачам начинал со знакомства с основами психологии. Исследования, проводимые в психиатрической клинике под руководством С.С. Корсакова, внесли неоценимый вклад в психологическую науку.

Первые попытки тестовых испытаний изложены Г.И. Россолимо в монографии «Психологические профили. Им была разработана система обследования, в которой психические процессы оценивались по 10-балльной шкале.

Идеи Л.С. Выготского оказали большое влияние на развитие патопсихологии. Он считал, что развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, а формируется с помощью присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания.

Им было доказано, что поражение одних и тех же зон коры мозга имеет неодинаковое значение на разных возрастных этапах психического развития. Новаторские идеи Л.С. Выготского получили своё развитие в исследoваниях его учеников и сотрудников А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.В. Зейгарник и др.

Особое развитие получила детская патопсихология. Используя положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» были разработаны методики «обучающего эксперимента» (А.Я. Иванова), позволяющие определить прогностически важные признаки oбучаемости детей.

Основоположником отечественной патопсихологии является Б.В. Зейгарник. Ею были разработаны теоретические основы патопсихологии, сформулированы принципы работы патoпсихолога.

Основными центрами развития отечественной патопсихологии становятся Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева и Ленинградский государственный университет. Исследованиями руководил В.Н. Мясищев, который центральной проблемой считал проблему целостности личности здорового и больного человека, прoблему норму и патологии.

История зарубежной патопсихологии связана с развитием различных психологических школ и направлений, которые вносили свои особенности в восприятие патологии и ее определения.

Л. Уитмером был разработан клинико-психологический метод, с помощью которого можно изучать отклонения детей и взрослых.


Э. Крепелиным была создана первая современная система классификации патологического поведения по формуле: этиология – клиника – течение-прогноз.

Задачу психологического познания И. Тэн определяет как изучение фактов, особенно редких (снов, сомнамбулизма, гипноза, иллюзий и галлюцинаций)

Т. Рибо первым начал использовать метод психологического эксперимента для изучения патологических нарушений психики. Особую известность он получил благодаря исследованиям нарушений памяти.

П. Жане он впервые описал психические автоматизмы как низшие формы психической деятельности.

Автором одной из первых работ по патопсихологии «Психопатология в применении к психологии» является Г. Штёрринг. В ней он указывает на то, что изменение во время болезни любого механизмы душевной жизни позволяет узнать его роль и место в составе сложных психических явлений. Поэтому патопсихологические явления служат критерием при оценке психических теорий.

Г. Мюнстерберг предложил рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности. По его мнению, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии.

В англоязычным странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. Это понятие выступает синонимом современной клинической психологии.

В энциклопедическом руководстве по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении.

Таким образом, исследования нарушений психической деятельности стали предпосылками выделения патопсихологии в самостоятельную науку. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни
, увидеть новые проблемные области психологического знания и проверить истинность психологических теорий.