Файл: Конституция 1924 года, закрепив достижения ленинского плана строительства государства, открыла путь в социализм. Что произошло в стране с тех пор Что вызвало рождение новой конституции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конституция 1924 года, закрепив достижения ленинского плана строительства государства, открыла путь в социализм. Что произошло в стране с тех пор? Что вызвало рождение новой конституции? Необходимость создания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множество предпосылок в совокупности привели страну к необходимости коренных реформ в области права. Многие положения Конституции СССР 1924 г. уже не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Требовалось юридически закрепить огромное число перемен в различных областях жизни страны, а именно: в экономической жизни - победу социализма во всех сферах народного хозяйства; в классовой структуре общества - ликвидацию эксплуататорских классов и передачу орудий и средств производства в руки рабочих; в области национальных взаимоотношений в СССР - объединение народов в одно союзное многонациональное государство.

В 1917-1936 гг. высшими органами власти в административно-территориальных в СССР являлись Всесоюзные (Всероссийские) Съезды Советов, а местными органами власти были областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные Съезды Советов. Всесоюзные Съезды Советов стали созываться еще до октября 1917 г., но юридически были закреплены только Конституцией РСФСР 1918 г.. В период между съездами высшая власть принадлежала Всероссийскому Центральному исполнительному Комитету (ВЦИК).

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. На II Всероссийском съезде Советов в январе 1924 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР — Всероссийского съезда Советов — подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Исключительному ведению Съезда относилось утверждение и дополнение конституции РСФСР и автономных республик.


Вопрос об изменении и дополнении Конституции СССР был поставлен еще на VII Съезде Советов. Новая Конституция должна была отражать процесс демократизации избирательной системы и уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие со сложившимся соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.). Съезд одобрил предложения ЦК и поручил ЦИК СССР избрать конституционную комиссию. 25 ноября 1936 года был созван VIII Чрезвычайный Съезд Советов, основной задачей которого являлось принятие Конституции.

Процесс принятия Конституции широко освещался в советской печати, в том числе и на страницах железнодорожных газет. "Гудок" - одна из первых советских газет. Она сыграла огромную организующую и воспитательную роль как в первые годы становления Советской власти и нормализации работы железнодорожного транспорта, так и в последующие периоды: в годы восстановления народного хозяйства, в период первых пятилеток, в грозные годы Великой Отечественной войны.

«Гудок» является железнодорожной газетой общефедерального значения. В прошлом газета «Гудок» — орган Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Издаётся в Москве с 10 (23 декабря) 1917 года. В газете сотрудничали писатели и журналисты — И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша, К. Г. Паустовский, С. С. Смирнов, В. А. Чивилихин, Л. И. Славин, М. М. Зощенко, А. А. Кабаков, В. Д. Дранников). Первым почетным рабкором был избран B. И. Ленин.

В 1936 году номера газеты "Гудок" во многом были посвящены теме Конституции. Особое внимание уделялось освещению работы VIII Чрезвычайного Съезда Советов, где была принята Конституция.

Миллионы граждан советского союза обсуждали проект новой конституции своего государства: государства, где партия коммунистов поставила основой своей деятельности "счастье народов Советского Союза".

В состав XVIII Всесоюзного Съезда Советов входило 2.016 депутатов с решающими голосами. Число мандатов распределялось по республикам следующим образом:

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика 1.310 мандатов

Украинская ССР 370 мандатов

Белорусская ССР 62 мандатов



Азербайджанская ССР 40 мандатов

Грузинская ССР 37 мандатов

Армянская ССР 13 мандатов

Туркменская ССР 16 мандатов

Узбекская ССР 65 мандатов

Таджикская ССР 14 мандатов

Казахская ССР 75 мандатов

Киргизская ССР 14 мандатов

Всего в составе Съезда Советов по происхождению: рабочих — 42 проц., крестьян — 40 проц., интеллигенции — 18 проц. По своей основной работе депутаты Съезда распределяются следующим образом: 19 проц. — рабочие на производстве, 14 проц. — крестьяне, 7 проц.— делегаты Красной Армии, 16 проц.—председатели сельских советов и риков, 18 проц. — члены краевых, областных и центральных республиканских исполнительных комитетов советов, 16 проц. — работники партийных организаций и профессиональных союзов, 5 проц. — директора предприятий, 5 проц. — инженеры, агрономы, работники науки и искусства.

В принятии Основного закона СССР принимали участие граждане разных национальностей, рас, работающих в различных областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Это дает право назвать Конституцию "народной".

Претворение в жизнь проекта Сталинской Конституции подчеркивало другую важную особенность СССР - равноправие женщин. "Женщин-депутаток на этом Съезде — 419 вместо 58 на II Съезде Советов СССР, т. е. в 7 раз больше." В небытие канули времена, когда женщина была всего лишь товаром, рабыней. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях жизни.

Поправки к статьям, которые были введены в Сталинской Конституции, коснулись в том числе и железнодорожников. Обязанности работников железных дорог, прописанные в Конституции 1936 года, открывали путь к "новому подъему Стахановско-кривоносовского движения", которое обеспечивало заметный рост показателей на железной дороге, а, следовательно, и подъем железнодорожного транспорта Советского Союза в целом.

Условием для достижения этой задачи являлось "нерушимое соблюдение обязанностей, возлагаемых Сталинской Конституцией".

"Гудок" в выпуске от 8 января 1936 года опубликовал статьи Конституции, касающиеся обязанностей работников железнодорожной отрасли, и их непосредственную роль в развитии железных дорог СССР.

Статья 130 Конституции гласит: «Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы,
блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития». Железнодорожники больше чем кто-либо должны помнить об этой главе Конституции, ибо дисциплина труда и общественный долг — это по существу основа слаженности транспортного конвейера.

Статья 131 Конституции гласит: «Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, четкую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа». Статья 131 Сталинской конституции вдвойне повышает обязанности железнодорожников. С одной стороны, им "доверена собственность СССР — железные дороги, им доверена неприкосновенная собственность народа — грузы". Железнодорожники обязаны с особым вниманием и осторожностью подходить к работе для сохранения железных дорог и её составляющих как собственности Советского Союза, а также с энтузиазмом стремиться к увеличению показателей на железнодорожном транспорте для его дальнейшего развития и, как следствие, процветания социалистического государства. В то же время, "злостный аварийщик, по вине которого выводится из строя подвижной состав, разбиваются грузы, не может быть назван иначе, как нарушителем этой статьи Конституции, а, следовательно, является врагом народа. Надо помнить, что каждому бойцу железнодорожной армия доверено самое ценное, что есть у нас — люди".

Железнодорожный транспорт является важнейшим средством сообщения, связывающим между собой множество городов и стран. Его роль трудно переоценить. Малейший сбой в работе железнодорожного транспорта может привести к нарушению целостности всей транспортной сети. Поэтому долг каждого железнодорожника - "работать четко, зорко, бдительно, без единого нарушения правил технической эксплуатации". Об этом гласит статья 133 Конституции: «Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР».