Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского. Задание 1 Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 781

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кризис 17 лет.

Общие рекомендации

Выготский считал, что во время кризиса 17 лет родители могут работать лишь в двух направлениях:

помочь подростку побороть страхи;

проявлять терпимость к юношескому максимализму, не вступая в конфликт и не обвиняя в категоричности и эгоизме.

Современные психологи расширили рекомендации известного советского психолога и дали более подробные советы родителям 17-летних юношей и девушек для преодоления возрастного кризиса:

Не оставлять без внимания подростковые страхи. Разговаривать по душам и развеивать их.

Адекватно реагировать на проявления юношеского максимализма: быть терпеливыми к слишком критическим суждениям, стараться сгладить их.

Самим не допускать промахов и ошибок (глупо запрещать 17-летнему сыну пить пиво в компаниях, если дома родители регулярно собирают своих друзей за отнюдь не трезвым застольем).

Принять факт взросления, не держать детей возле себя, отпустить в самостоятельную жизнь.

Уважать их собственное мнение, приветствовать самостоятельность.

Помочь в профориентации.

Создать комфортную обстановку дома.

При любой возможности проводить больше времени вместе: путешествовать, гулять, ходить в гости, участвовать в мероприятиях.

Чтобы облегчить протекание кризиса, родителям крайне важно по максимуму отыграть свою роль в выборе дальнейшей судьбы для подростка. Во-первых, нужно создать все условия для качественной подготовки к экзаменам. Если нужно — нанять репетиторов, чтобы подросток чувствовал себя уверенным. Во-вторых, помочь с профориентаций, дать советы, заранее объездить учебные заведения, в которые планируется поступление.

Практическое занятие 3.

По теме 9: Психическое развитие младенцев

Задание 1

Пятимесячному малышу дали в ручки новые яркие игрушки из мягкого материала. Он стал их трогать, рассматривать, брать в рот, проявляя интерес к игрушкам. Когда же старший брат близко к ребенку поднес свою игрушку – новое большое черного цвета ружье – младенец стал громко плакать…

Вопросы:

Почему младенец берет игрушки в рот?

Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот, и становится жизненно важно освоить оральный способ ее получения. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь, когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. Рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. И тянуть все в рот ему очень даже нравится.


2. Почему младенец плачем отреагировал на новую большую и темную игрушку – ружье?

Ребенок испугался неизвестного большого предмета, к тому же темный цвет игрушки не подходит для такого возраста.

3. Какие советы по выбору игрушек можно дать родителям?

Игрушка должна быть привлекательной, иметь спокойные и натуральные цвета и соответствовать возрасту. Специальные развивающие игрушки — кубики разных геометрических форм и расцветок, резиновые игрушки, мягкие.

По теме 10: Психическое развитие в раннем возрасте.

Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил свое отношение к приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребенок стал капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к ним и толкал, показывая свое недовольство, хотя до этого он положительно и спокойно реагировал на взрослых. Он также не мог спокойно воспринимать то, что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял их. На тот момент мальчик был единственным ребенком в семье и требовал внимания и исполнения всех своих капризов.
1. Чем обосновано такое поведение мальчика?

Ребенок способен проявлять упрямство. Являясь единственным ребёнком в семье, он может требовать постоянного внимания и не желать его ни с кем делить. Также у такого поведения есть признаки негативизма – родители пригласили гостей, это не было решением ребенка, и он не хочет принимать его.

2. Какова причина возникновения подобного явления?

Часто в резкой форме упрямство проявляется у детей в возрасте 2,5-3 лет. Это одно из проявлений кризиса трех лет, возникающего при переходе от раннего возраста к дошкольному. Личностные механизмы ребенка перестраиваются, устанавливаются новые черты сознания и личности человека, а взаимоотношения с окружающими переходят на новый тип.

3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?

При кризисе трех лет проявление агрессии может быть следствием невыхода энергии. Кроме того, в этом возрастном периоде для ребенка важно принимать решения самому.

Психолог может рекомендовать маме мальчика пересмотреть распорядок дня ребенка, добавив в него больше активностей. Возможно, имеет смысл подобрать ребенку спортивную секцию, подходящую по возрасту, где ребенок сможет выплеснуть лишнюю энергию через физическую активность. Важно учесть, что секция не должна подразумевать строгой дисциплины, так как это может плохо отразиться в период негативизма. К примеру, подойдет плавание, но не подойдут единоборства.



Также можно рекомендовать дать мальчику возможность чаще принимать решения самому (в разумных пределах, не несущих угрозы здоровью). В частности, перед праздником можно предложить ребенку помочь украсить квартиру, приготовить («Давай вместе»), предложить выбрать, где будет стоять его столик на празднике. С учетом принятых самостоятельно решений и непосредственного участия, ситуация может перестать быть настолько раздражающей для ребенка.

По теме 11: Развитие психики дошкольников.

Задание 1

Мальчик – старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие моменты. Он, например, хочет есть, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, мальчик обязательно начнет просить есть. Если мама куда-нибудь уходит из дома, то и он просится с нею. Но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем», как мальчик отвечает: «Не пойду», как только мама возвращается за ним, снова отказывается идти. И так может повторяться многократно; причем ребенок в это время начинает плакать.

1. Какие качества личности проявляются в поведении дошкольника?

Негативизм, упрямство, своенравность.

2. Ваши рассуждения и предложения о том, как строить воспитательную работу с такими детьми.

Во время приступа оставаться рядом, дать ему почувствовать, что вы его понимаете. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета. Спокойный тон общения, без раздражительности.

По теме 12: Психологические особенности младших школьников.

Первоклассница Кристина на уроках не проявляла никакой активности и интереса, неохотно выполняла задания. Однако на уроке чтения часто тянула руку, верно и с интересом отвечала на вопросы. Главная причина активности на данном уроке заключалась в том, что на нем был особый способ оценки знаний – это были небольшие картинки-смайлики (наклейки), которые учитель выставляла в дневник. Веселые и добрые картинки означали хорошие оценки, а грустные соответственно плохие.

1. Какие особенности детей младшего школьного возраста характеризует

поведение Кристины?


Дети в этом возрасте не сильно понимают бальную систему оценки знания. Такой вид оценки не является мотивацией для девочки.

2. Какие особенности мотивации детей младшего школьного возраста проявились в данной ситуации?

Для ребенка больший интерес привлекает красочные картинки в виде смайликов, наклеек.

Практическое занятие 4.



По теме 13: Психологические проблемы подросткового возраста.

Денис в начальной школе учился на «4» и «5», крайне редко получал отметку «3», из-за которой очень расстраивался. Он всегда активно работал на уроках, проявляя высокий познавательный интерес ко многим предметам. Но в пятом классе у мальчика резко снизилась успеваемость по многим учебным дисциплинам, на уроках он много отвлекался, часто ничего не делал, отказывался выполнять домашние задания.

1. Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности?

Подростковый возраст. Отсутствие интереса к учебным предметам, которые ранее ему нравились. Недостаток мотивации или поддержки со стороны взрослых. Новый преподавательский коллектив.

2. Какие рекомендации по разрешению данной ситуации можно дать педагогам?

Проконсультироваться со специалистом (психологом, педагогом-психологом), чтобы выявить возможные причины такого поведения ученика (например, недостаток мотивации, проблемы в личной жизни, затруднения с учебным материалом).

Постараться создать для ученика интересные и понятные учебные задания, которые возможно привлекут его внимание и мотивацию.

Предоставить Денису дополнительные занятия в форме индивидуальных консультаций, чтобы помочь ему в усвоении материала и выполнении домашних заданий.

Придумать возможности внедрения методики "договаривания с классом", которая позволит решить конфликтные ситуации между учениками и учителями.

По теме 14: Психологические особенности юношеского возраста.
В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что


химия – очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, а положительного результата все равно нет».


  • Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?

Юноша проявляет настойчивость и стремление к достижению цели в том, что он упорно учит химию, несмотря на то, что она ему не интересна и не лежит душа. Он также проявляет ответственность и дисциплинированность, поскольку затрачивает много времени на подготовку к урокам и повторение материала.

2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

Попробовать сделать уроки более интересными и увлекательными, используя игры, эксперименты, иллюстрации, видео и другие разнообразные методы обучения.

Поощрять ученика за достижения и находить положительные стороны в его работе.

Поддерживать ученика, обсуждая его трудности и помогая ему то, что не получается самостоятельно.

Делать ученику понятным, какая польза он может получить от изучения химии в будущем, например, для выбора профессии, продолжения образования или понимания окружающей среды.

По теме 15: Психология зрелых возрастов.

Из письма молодого человека: «Мне 26 лет. У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, – это какой во всем этом смысл».

  • Определите ведущие мотивы молодого человека?

Мотивы молодого человека включают достижение высокого уровня образования, финансовую независимость, наличие дорогого автомобиля, возможности в сексуальных и социальных отношениях. Возможно, он ощущает одиночество или недостаток удовлетворения в своей жизни, и это заставляет его задать вопрос о смысле своих достижений.

  • О какой направленности личности идет речь?

В данном случае речь идет о поиске смысла жизни и самоопределении, так как молодой человек имеет достаточный уровень материального благосостояния и личных возможностей, но ощущает внутреннее недовольство и необходимость найти более глубокий смысл в своих действиях и жизни в целом.

По теме 16: Изменения в период старения и старости.

Ирина Петровна призналась, что ей трудно было осознать, что она стала бабушкой. Но после того как она подержала маленького, беспомощного внука на руках, ее захватило удивительное чувство нежности. Теперь все свое свободное время она посвящает внуку.