Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 2 Обучающийся Алексеева Дарья Александровна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание 1.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 3.
Социально-педагогическая программа «Мы вместе»
В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие.
Цель программы:
-
создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.
Задачи программы:
-
предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций; -
развитие социального интеллекта; -
повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе; -
определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе; -
моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся; -
профилактика социальной дезадаптации учащихся.
Функции программы:
-
диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой); -
информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных); -
проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности); -
организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации); -
координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);
Ожидаемые результаты:
-
адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях; -
предупреждение стрессовых состояний; -
практическое использование навыков конструктивного общения; -
высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.
В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлениям, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Учебно-тематический план программы:
Мы живем среди людей 10 занятий, 2 социально-педагогические игры. (12 занятий). | 1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. | 1 |
2. Жизнь. | 1 | |
3. Смерть | 1 | |
4. Бабушки и дедушки. | 1 | |
5. Соседи. | 1 | |
6. Одноклассники и одноклассники. | 1 | |
7.Больные. | 1 | |
8. Инвалиды. | 1 | |
9. В мире денег. | 1 | |
10.Заключительное занятие. | 1 | |
11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ 12. “Один день без мамы” 1. Нравственные ценности. | 1 1 1 |
Пермь - 2023