Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 2 Обучающийся Алексеева Дарья Александровна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна Задание 1.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 3.

Социально-педагогическая программа «Мы вместе»

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие.

Цель программы:



  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.



Задачи программы:



  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;



  • развитие социального интеллекта;



  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;



  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;



  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;



  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.



Функции программы:



  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);



  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);



  • проектировочно-конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);



  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);



  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);




Ожидаемые результаты:



  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;



  • предупреждение стрессовых состояний;



  • практическое использование навыков конструктивного общения;



  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.



Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.



9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлениям, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
 

Учебно-тематический план программы:



Мы живем среди людей

10 занятий,

2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

 

 

 

 



1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности.



1


2. Жизнь.


1

3. Смерть

1

4. Бабушки и дедушки.

1

5. Соседи.

1

6. Одноклассники и одноклассники.

1

7.Больные.

1

8. Инвалиды.

1

9. В мире денег.

1

10.Заключительное занятие.

1

11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ

12. “Один день без мамы”

1. Нравственные ценности.

1

1

1




Пермь - 2023