Файл: 2. 1 Психологопедагогическая характеристика детей с овз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания по теме 2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Цель занятия: закрепление знаний о психолого-педагогических характеристиках детей с ОВЗ; формирование умения разрабатывать модель взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в данный текст (необходимо выбрать в скобках из трех терминов один правильный, по Вашему мнению):

К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также дети с множественными нарушениями. Среди эмоциональных состояний, испытываемых ребенком с ограниченными возможностями здоровья, выделяют, прежде всего, дефицит общения, уважения, переживание ощущения собственной социальной заброшенности, незащищенности, общественного пренебрежения и др. К детям с ОВЗ не относят детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье . Существуют причины появления детей с ОВЗ: эндогенные (или внутренние) и экзогенные (или внешние) причины.

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

, внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Заметное преобладание наглядной над словесной, памятью. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного, мышлениЯ).

Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны и т.д.

 


Задание 2. Составьте анкету из 4-5 вопросов для педагога дополнительного образования с целью выявления специфики, проблем, особенностей и направлений работы с детьми с ОВЗ (семьей ребенка с ОВЗ). При разработке анкеты необходимо сформулировать цель анкеты и представить примерные вопросы.

Цель анкеты: определить особенности развития ребёнка с ОВЗ, понять особенности работы с таким ребёном, выявить возможные проблемы в работе.



  1. Какие именно нарушения у ребёнка и когда они появились?


  2. Опишите особенности характера ребёнка


  3. Какие методы педагогики стоит использовать в работе сребёнком?


  4. Ребёнку больше подходит онлайн или офлайн обучение?


 

Задания по теме 2.2. Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Цель: формирование умения применять технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Задание 3. Провести анализ педагогической ситуации. Выделить положительные моменты дистанционного обучения детей с ОВЗ.

Рассмотрим пример педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития обучающегося. Диагноз ребенка: ДЦП, близорукость. Опекуном мальчика является бабушка. Возраст ребенка – 7 лет. Основное внимание уделялось здоровью ребенка, поэтому развитие Сергея значительно отставало от семилетнего возраста, подготовка к обучению в школе отсутствовала. В течение второго полугодия учебного года мальчик находился в реабилитационных центрах, обучение носило несистемный характер, поэтому администрация образовательного учреждения лично познакомились с Сергеем и бабушкой, изучила условия проживания ребенка. Далее ребенок систематически посещает занятия, научился читать, считает в пределах 10, решать задачи на сложение и вычитание, выучил таблицу умножения. Сам радуется своим успехам и очень ждет виртуальных встреч с педагогами. С благодарностью об обучении отзывается и бабушка. Все успехи Сергея отражаются на страницах электронного журнала и в электронном дневнике.



Таким образом, терпеливый и опытный наставник, современные информационно-коммуникационные технологии, специализированное компьютерное оборудование, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья ребенка, помогают достичь Сергею, ученику 1-го класса, значительных успехов в учебе.

Часто дистанционное обучение становится орошей альтернативной для детей с ОВЗ. Онлайн обучение позволяет ребёнк заниматься систематически, даже находясь вне дома. В ситуации Сергея, онлайн обучение стало хорошим выходом. Мальчик занимается систематически и с удоволььствием. Также онлайн обучение позволяет сформировать индивидуальный подход к скорости изучения материала, формату сдачи работ, фомату изучения материала. Такая гибкость в обучении позволяет детям с самыми разными оклонениями получать образование в комфортной форме.

 

Задание 4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов по теме «Технологии дистанционного и онлайн обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования».

Для этого ответьте на один из следующих вопросов:

1. «Детям с особыми потребностями – новые возможности!»

2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся дистанционно.

3. Цель и задачи дистанционного обучения в дополнительном образовании.

4. Использование технологии дистанционного обучения в практике дополнительного образования.

«Детям с особыми потребностями – новые возможности!»

Дети с ОВЗ - это собые дети, которые нуждаются в особом подходе в обучении и воспитании. Мы живём в век информационных технологий, наверное ещё сто лет назад обучение детей с ОВЗ стояло очень остро. Ребёнок не способный посещать общеобразовательную школу нуждался в дорогостоящих репетиторах, особом образовательном учреждении, также не гарантирующем качество образования. Сейчас многие дети с ОВЗ обучаются дистанционно. Такой способ образования позволяет ребёнку заниматся в удобном месте в удобное время. Индивидуальный подход подразумевает самостоятельный выбор формы и скорости обучения. Также дистанционно происодит и курирование ребёнка.

Новые возможности позволяют детям с ОВЗ получать качественное образование в удобной форме. Так ребёнок с отклонениями больше не чувствует себя изгоем в обществе, и способен во взрослом возрасте пойти работать по специальности в интересной ему сфере.


 

Задания по теме 2.3 Интерактивные технологии обучения детей с ОВЗ в системе дополнительного образования»

Цель: формирование умений применять интерактивные технологии в деятельности педагога дополнительного образования.

Задание 5. Представьте проект для любой возрастной категории (тема на выбор обучающегося – спортивный, туристический, творческий, исследовательский, социально значимый и т.д.). Описание проекта представить по схеме:

Название проекта: «Развивающий поход для детей с ОВЗ» 6-8 лет

Актуальность проекта: сейчас многие семьи проживают в болших городах, фактически отрезанных от природы. Выезд загород позволяет детям с особенностями «заземлиться», изучить местность и новые явления.

Цель: обучение детей с помощью природных явлений, наблюдений и игр

Задачи проекта: 1. Получить новые знания о природных явлениях




  1. Познакомиться с новыми видами растений и животных


  2. Расширить тактильный кругозор


Общий замысел (содержание): Выезд на природу на 2 дня с ночёвкой на базе отдыха.

1 день: Подъём, зарядка на свежем воздухе, завтрак, поход в лес («игра угадай растение», игра «угадай кто здесь живёт», тактильное упражнение «Какое оно на ощупь» и т.д.), обед, тихий час, подвижные игры на свежем воздухе




  1. Система первого дня + звукотерапия, арттерапия


Формы реализации проекта: наблюдения, ролевые игры, беседы, игры.

Ресурсное обеспечение: транспорт, размещение на базе отдыха, материалыы для занятий, спортивный инвентарь, питание

Ожидаемый результат: развитие кругозора о природе, разгрузка и расслабление, проработка психологических проблеи и напряжений

 

Задание 6. Заполните таблицу. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте характеристику интерактивных технологий


Наименование технологии


Краткая характеристика


Технология КТД


 Технология коллективно творчески дел позволяет детям социализироваться на основе позитивной деятелтности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях


Арт-технологии


 Технология с применненем рисования, изобразителного или декоративного выражения, позволяющие снять психологическое напряжение. А также выявить психологические зажимы


Игровые технологии


 Технологии, позволяющие обучаться с помощью игры, позволяющие детям социализироваться


Здоровьесберегающие технологии


 Технологии здравоохранения, создающие для детей профилактику заболеваний, уреплющие имунитет


Диалоговые технологии


Технологии социализации, основанные на общении, взаимодействии в словестной форме 


Тренинговые технологии


Технологии обучения с помощью треннингов - занятий на определённую тематику, формирующие новые навыки 


Проектные технологии


 Технологии развития и обучение через создание и осуществление проектов



 

 

Задания по теме 2.4 Личностно-ориентированные технологии работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования

Цель: формирование умения использовать личностно-ориентированные технологии работы с детьми с ОВЗ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, реализующего программы социально – педагогической направленности.

 

Задание 7. На основе изучения материалов лекции и учебно-методических пособий составьте краткую характеристику личностно-ориентированной технологии, имеющей потенциал для работы с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования по следующей схеме:

- название технологии, игровая технология «Социализация в игре»

- специфика применения, применима для сложносоциализирующихся детей с ОВЗ для обучения постоению коммуникативных связей в обществе

 - примерные результаты применения в дополнительном образовании. Дети, научившиеся социализироваться через игру, смогут по наработанным схеам и методам находить общий язык с другими детьми. Налаживать новые коммуникативные связи в обществе, уметь выражать своё мнение лышать и слушать других.

 

 Задания по теме 2.5 Реализация программ дополнительного образования для детей с девиантным поведением

Цель: формирование умений осуществлять разработку и реализацию программ дополнительного образования для детей с девиантным поведением.

Задание 8. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области профилактики девиантного поведения. При этом, обратите внимание на актуальные направления работы с детьми и молодежью: добровольчество, патриотизм, спорт и здоровье, туризм, творчество и т.д.

Оформите конспект следующим образом:

Тема: «Творчество найдётся для любого»

Цели: рассказать детям о разных направлениях творчества, выявить плюсы занятия творчеством, рассмотреть данные направления на крудках и студиях родного города