Файл: Региональное управление как научная и учебная.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Региональное управление как научная и учебная дисциплина.

Под Региональным управлением понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в административно-территориальных границах всеми подведомственными сферами, в соответствие с разграничением предметов ведения и полномочий на основе федеративных отношений.

Цель: повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории конкретного района,на основе комплексного развития.

Региональная экономика изучает экономику отдельных регионов. Изучает механизмы внутренней структуры экономики региона, экономические связи региона (внутренние и внешние), размещения производительных сил — процесса стихийного или целенаправленного.

К предмету региональной экономики относится также изучение региональных аспектов экономической жизни, включая региональные аспекты экономики производства, инвестиционного процесса, трудовой деятельности, уровня (качества) жизни, финансов и т.п. Это означает, что предмет региональной экономики "захватывает" многие другие области экономики и, наоборот, практически все другие области экономики имеют дело с проблемами региональной экономики.

Для дальнейшего вхождения в предмет региональной экономики, ее теорию и методологию необходимо определить хотя бы минимальное число базисных понятий.

Региональная экономика в системе наук

С одной стороны, региональная экономика входит в систему наук о регионах. С другой стороны, региональная экономика принадлежит системе экономических наук.

Это синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, стремится изучать регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.

Региональная экономика затрагивает области других наук о регионе: экономические аспекты региональной демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии, статистики и т.д. (некоторые еще не сформировались как отдельные научные направления)

Концепцию единой науки о регионах поддерживает и развивает организованная в 1995 г. Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС), объединяющая ученых и специалистов из стран Европы, Северной Америки, Азии.


Неотъемлемой частью общей науки о регионах является география, в том числе экономическая география.

Рассмотрим теперь вопрос о месте региональной экономики в системе экономических наук.Региональная экономика имеет не только собственный предмет и собственный объект изучения, она занимается еще и региональными аспектами экономической жизни. Поэтому ее "побеги" проникают в почву других областей экономической науки.

Региональная экономика принадлежит к экономическим наукам и учебным дисциплинам территориального цикла. Более специальный вопрос — это соотношение между региональной экономикой и пространственной экономикой (spatial economics). В специальной литературе проводится различие между этими науками.

В рамках курса — объединение понятий, методов, проблем региональной и пространственной экономики.

создания региональной экономики, науками, от которых она отпочковалась и из которых синтезировалась, послужили районный раздел экономической географии и раздел «территориальное планирование» базовой «управленческой» дисциплины - народнохозяйственное планирование (управление).

Таким образом, региональная экономика - это научное направление и учебная дисциплина. Она исследует и изучает законы, факторы и особенности, а также методы формирования экономики отдельных регионов и их систем, включая производительные силы, внутри- и межрегиональные экономические отношения.

  1. Проблемы управления в разрезе крупных экономических районов (КЭР) страны.

Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.



В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

3. Понятие «планирование» в региональном управлении. Понятие «территориальное планирование».

Региональное планирование - - одна из форм государственного вмешательства в экономику в целях смягчения наиболее острых региональных диспропорций и социальных противоречий (депрессия, стагнация отдельных районов, чрезмерная концентрация производства и населения в других районах, региональная безработица и т. д.).

Цель регионального планирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона.

Территориальное планирование - научная, проектная, управленческая деятельность, целью которой является оптимальное территориальное размещение и сочетание населения, производства и различных форм природопользования
.

Территориальное планирование является основой стратегии развития муниципального образования, определяет социально-экономическое и экологическое развитие крупных территориальных образований (стран, регионов, их частей).

4.Особенности управления по КЭР в дореволюционной России и бывшем СССР. Роль и значение КЭР в современный период.

В дореволюционных работах наиболее остро стоял вопрос о соотношении сельскохозяйственного районирования и сеток природного районирования (в частности, почвенного). При рассмотрении вопроса о естественно-исторических принципах районирования большинство исследователей считали естественные признаки постоянными, а экономические – коньюнктурными.

  1. Дискуссия о понятии «территориальное планирование»: разнообразие точек зрения.

Территориальное планирование — это сфера практической деятельности, а также научная и учебная дисциплина, изучающая планирование развития территорий (в том числе муниципальных образований). Для Российской Федерации данная сфера деятельности относительно нова — о ней стали говорить после принятия Градостроительного кодекса РФ в 2004 г. Сейчас существует несколько подходов к определению понятия «территориальное планирование». Первый подход. Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения [1]. Этот подход — юридический, нормативноправовой, и в нем, как и в современном издании Градостроительного кодекса РФ, присутствуют некоторые пробелы и неясности. Например, понятия объектов различного уровня значения здесь связаны с сочетанием трех составляющих: 1) политико-административной; 2) технологической; 3) бюджетной. Нет и четкого перечня объектов различного назначения. Объекты федерального значения — это объекты, не являющиеся объектами инфраструктуры, привязанной к определенной территории, и связанные с использованием атомной энергии, обороной и безопасностью, космической деятельностью, обеспечением статуса и защитой государственной границы РФ. Объекты регионального и местного значения выделяются исходя из связи технологичной и бюджетной составляющих. Т. е. технологические характеристики определенных объектов (показатели их мощности, пропускной способности и т. д.) определяют объем их нагрузки на бюджет и способность бюджета того или иного уровня нести эту нагрузку. Термин «значение», таким образом, определяет, «кто» (какой уровень власти), за строительство «чего» (каких конкретно объектов, дифференцируемых по их технологическими характеристикам) отвечает перед бюджетом. Перечень объектов различного значения может определяться тремя способами: – законодательно с характеристиками соответствующих объектов. Этот способ, с одной стороны, может закрепить дифференциацию объектов в зависимости от особенностей конкретных регионов, но, с другой стороны, требует постоянного изменения законодательства при изменении региональных и временных приоритетов в реализации объектов; – с использованием процедур определения таких объектов в процессе территориального планирования; так как нормативно-правовые основы развития территориального планирования в РФ находятся в стадии становления, этот способ можно считать переходным, используя его в сочетании с первым; к тому же, перечень соответствующих объектов, установленный законом, пока в РФ отсутствует; – сочетание первого и второго способов оптимально на сегодняшний день.


Второй подход. Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим задачами территориального планирования как деятельности являются: – разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации; – подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности; 6 Е. Г. Алпацкая – определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям; – определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики; – формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продаже на аукционах и др.; – упорядочение структуры землепользований и землевладений; – разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения; – территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий; – определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства; – оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе.

  1. Специфика и методы управления на уровне КЭР.

В состав ассоциаций входят субъекты Федерации (национальные республики, края, области и автономные округа), расположенные на территории официально зафиксированных крупных экономических районов (города и административные районы в состав ассоциаций не включаются). Каждая из межрегиональных ассоциаций действует на территории соответствующего экономического района, за исключением межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», действие которой распространяется на два крупных экономических района: Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский. Тюменская область входит в состав двух межрегиональных ассоциаций «Уральский» и «Сибирское соглашение», так же как и забайкальские субъекты Федерации (Республика Бурятия, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ), которые включаются в состав как Сибирской, так и Дальневосточной ассоциаций. То есть ассоциативная форма объединения субъектов Федерации проявляется здесь достаточно гибким образом, и она не копирует слепо официально признанную сетку экономического районирования России.