Файл: Ю. Н. Сычев бжд безопасность жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1071

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЖД
100 23.
К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам от- носится:
1. вредное для организма человека вещество;
2. электромагнитное поле;
3. ионизирующее излучение;
4. эмоциональная перегрузка;
5. воздействие микроорганизмов.
24.
К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам относится:
1. вредное для организма человека вещество;
2. монотонность труда;
3. ионизирующее излучение;
4. недостаточная освещенность;
5. воздействие микроорганизмов.
25.
К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам относится:
1. вредное для организма человека вещество;
2. воздействие микроорганизмов;
3. ионизирующее излучение;
4. недостаточная освещенность;
5. умственное перенапряжение.
26.
Оптимальная температура воздуха в помещениях (С
0
):
1. 14 — 18;
2. 17 — 19;
3. 14 — 16;
4. 16 — 18;
5. 18 — 20.
27.
Допустимая температура воздуха в помещениях (С
0
):
1. 11 — 17;
2. 12 — 18;
3. 13 — 19;
4. 14 — 20;
5. 15 — 21.
28.
Оптимальная влажность воздуха в помещениях (%):
1. 30 — 50;
2. 40 — 60;
3. 50 — 70;
4. 60 — 80;
5. 70 — 90.
29.
Допустимая влажность воздуха в помещениях (%):
1. не более 60;
2. не более 65;
3. не более 70;
4. не более 75;
5. не более 80.

Чрезвычайные ситуации на производстве
101 30.
Оптимальная скорость движения воздуха в помещениях (м/с):
1. не более 0,1;
2. не более 0,2;
3. не более 0,3;
4. не более 0.4;
5. не более 0,5.
31.
Допустимая скорость движения воздуха в помещениях (м/с):
1. не более 0,1;
2. не более 0,2;
3. не более 0,3;
4. не более 0.4;
5. не более 0,5.
32.
Норма искусственного освещения в аудитории учебного заведения на доске (лк):
1. 300;
2. 400;
3. 500;
4. 600;
5. 700.
33.
Норма искусственного освещения в аудитории учебного заведения на столе (лк):
1. 300;
2. 400;
3. 500;
4. 600;
5. 700.
34.
Уровень звука при спокойном дыхании человека (дБ):
1. 0;
2. 5;
3. 10;
4. 15;
5. 20.
35.
Уровень звука при взлетающем самолете (дБ):
1. 60;
2. 80;
3. 100;
4. 120;
5. 140.
36.
Уровень звука при работающем мотоцикле (дБ):
1. 70;
2. 90;
3. 110;
4. 130;
5. 150.
37.
Уровень звука при стрельбе из автомата (дБ):
1. 60;
2. 80;
3. 100;
4. 120;
5. 140.

БЖД
102 38.
Уровень звука при шелесте листьев (дБ):
1. 10;
2. 20;
3. 30;
4. 40;
5. 50.
39.
Уровень звука на улице с оживленным движением (дБ):
1. 10;
2. 30;
3. 50;
4. 70;
5. 90.
40.
Уровень звука при работе радио средней мощности (дБ):
1. 50;
2. 70;
3. 90;
4. 110;
5. 130.
41.
Уровень звука при громе (дБ):
1. 50;
2. 70;
3. 90;
4. 110;
5. 130.
42.
Уровень звука на дискотеке (дБ):
1. 80;
2. 100;
3. 120;
4. 140;
5. 160.
43.
Уровень звука при разговоре (дБ):
1. 30;
2. 50;
3. 70;
4. 90;
5. 110.
44.
Уровень звука при включении сирены (дБ):
1. 80;
2. 100;
3. 120;
4. 140;
5. 160.
45.
Высота стола с клавиатурой оператора компьютера (см):
1. 51 — 79;
2. 62 — 88;
3. 73 — 97;
4. 84 — 106;
5. 95 — 115.


Чрезвычайные ситуации на производстве
103 46.
Высота стола с экраном оператора компьютера (см):
1. 61 — 85;
2. 72 — 96;
3. 83 — 107;
4. 90 — 128;
5. 111 — 139.
47.
Расстояние от экрана до края стола оператора компьютера (см):
1. 40 — 115;
2. 50 — 125;
3. 60 — 135;
4. 70 — 145;
5. 80 — 155.

БЖД
104
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ТЕМА 5.
Социальные чрезвычайные ситуации
Изучив тему 5, студент должен знать:
• классификацию войн;
• классификацию оружия массового поражения;
• классификацию производственных факторов;
• поражающие факторы ядерного взрыва;
• основные способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва;
• классификацию отравляющих веществ
;
• основные способы защиты от отравляющих веществ;
• поражающее действие биологического оружия;
• основные способы защиты от биологического оружия
;
• классификацию обычных боеприпасов
;
• основные способы защиты от обычных средств поражения
;
• правила поведения при угрозе террористического акта;
• безопасные расстояния при обнаружении взрывного устройства;
• признаки взрывного устройства;
• действия при поступлении угрозы террористического акта;
• правила поведения при возникновении террористического акта;
• основные причины и мотивы похищения людей;
• действия, направленные на предотвращение похищения;
• действия похищенных;
• основные варианты освобождения;
• правила поведения заложников;
• какой вред несут вредные привычки, такие как наркомания, алко- голизм, табакокурение.

Социальные чрезвычайные ситуации
105
Содержание темы:
1. Чрезвычайные ситуации, вызванные войной.
2. Классификация войн.
3. Классификация оружия массового поражения.
4. Ядерное оружие.
5. Поражающие факторы ядерного оружия.
6. Ударная волна. Световое излучение.
7. Проникающая радиация.
8. Радиоактивное заражение местности.
9. Способы защиты населения от поражающих факторов ядерного оружия.
10. Химическое оружие.
11. Классификация отравляющих веществ.
12. Отравляющие вещества нервно-паралитического действия.
13. Отравляющие вещества кожно- нарывного действия.
14. Отравляющие вещества общеядовитого действия.
15. Отравляющие вещества удушающего действия.
16. Отравляющие вещества психохимического действия.
17. Отравляющие вещества раздражающего действия.
18. Защита населения от отравляющих веществ.
19. Биологическое оружие.
20. Патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, грибки, микробные токсины.
21. Обычное оружие.
22. Классификация боеприпасов.
23. Боеприпасы осколочные, фугасные, кумулятивные, бетонобойные, объемного взрыва, зажигательные.
24. Защита от обычных средств поражения.
25. Чрезвычайные ситуации, вызванные терроризмом.
26. Правила поведения при угрозе террористического акта.
27. Безопасные расстояния при обнаружении взрывных устройств.
28. Признаки взрывного устройства.
29. Действия при поступлении угрозы террористического акта.
30. Правила поведения при возникновении террористического акта.
31. Чрезвычайные ситуации, вызванные похищением людей.
32. Основные причины и мотивы похищения людей.
33. Действия, направленные на предотвращение похищения.
34. Действия похищенных для сохранения жизни и здоровья.
35. Основные варианты освобождения.
36. Чрезвычайные ситуации, вызванные захватом заложников.
37. Правила поведения заложников.
38. Чрезвычайные ситуации, вызванные опасными привычками.
39. Наркомания.
40. Алкоголизм.
41. Табакокурение.
Цели и задачи изучения темы:
Ознакомление студентов с социальными чрезвычайными ситуациями
, мерами по сохра- нению жизни и здоровья.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях
: война, ядерное оружие, воздушная ударная волна, световое излучение, световой им- пульс, проникающая радиация, лучевая болезнь, радиоактивное заражение местности, химиче- ское оружие, отравляющее вещество, биологическое оружие, патогенные микроорганизмы, бактерии, вирусы, грибки, микробные токсины, обычное оружие, осколочные боеприпасы, фу- гасные боеприпасы, кумулятивные боеприпасы, бетонобойные боеприпасы, боеприпасы объ- емного взрыва, зажигательные боеприпасы, терроризм, заложник, наркотик, наркомания, алко- голь, алкоголизм, табак.


БЖД
106
Порядок изучения темы
Распределение бюджета времени по теме:
• количество часов, отведенных на лекции — 2;
• количество часов, отведенных на практические занятия — 2;
• количество часов, отведенных на самостоятельную работу — 8
Виды самостоятельной работы студентов:
• изучение учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• подготовка к участию в форуме по теме «Социальные ч резвычайные ситуации
»;
• изучение дополнительной литературы;
• выполнение тестовых заданий.
Методические указания по изучению вопросов темы
При изучении темы 5:
• изучить тему 5 в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• ознакомиться с дополнительными материалами;
• принять участие в форуме по теме «Социальные ч резвычайные ситуации
».
При изучении темы необходимо читать литературу
:
1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие.
2. Антюхин Э. Мелихова Ю.Ф., Сулла М.Б., Основы безопасности жизнедеятельности. 2-е издание, М. 2001.
3. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности, М. 2001.
4. Буланенков С.А. Воронков С.И. и др. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Калуга. 2001.
5. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности. М. 2002.
6. Денисов В.В. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. М. 2003.
7. Завражный Л., Сычев Ю.Н. Памятка по действиям в чрезвычайных ситуациях. М. 2004.
8. Крючек Н.А., Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М. 2001.
9. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. М. 2004. ссылки на ресурсы Интернет:
1. http://www.0-1.ru/articles/showdoc.asp?dp=gdmhcs2002&chp=1-3 2. http://old.cry.ru/text.shtml?199812/19981223113628.inc
3. http://panorama.surbc.ru/cgi/panorama.pl?year=2004&month=11&day=18&type=5 4. http://www.sniper.ru/news/index.php?section=4 5.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные войной
Самой страшной и беспощадной ЧС является война. На нашей планете войны полыха- ли всегда. За последние 5,5 тысяч лет в мире было зарегистрировано примерно 75 тысяч войн, за это время планета прожила в мире без войн и военных конфликтов всего 292 года. Войны унесли столько человеческих жизней и причинили такой материальный ущерб, которые много- кратно превышают суммарные людские и материальные потери от всех ЧС.

Социальные чрезвычайные ситуации
107
Таблица 5.1.
Количество погибших в войнах
Период времени
Количество погибших
17 век 950 тысяч человек
18 век 1563 тысячи человек
Наполеоновские войны 1805 — 1815 годы около 900 тысяч человек
1815-1914 годы 630 тысяч человек
Первая мировая война 13,6 миллиона человек
1919 — 1939 годы 668 тысяч человек
Вторая мировая война более 50 миллионов человек
1990 — 2000 годы 35

40 миллионов человек
Рис. 5.1. Классификация войн
22 июня 1941 года Гитлер напал на СССР, началась Великая Отечественная война. На территории СССР было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожено
31850 промышленных объектов, погибло 27 миллионов наших соотечественников.
За время, прошедшее после окончания Второй мировой войны до наших дней, на Зем- ле зарегистрировано более 100 крупных военных конфликтовВ них погибло более 50 миллио- нов, беженцами стали 30 миллионов человек.
В настоящее время на нашей планете полыхает несколько военных конфликтов. Пе- чальный список убитых и раненых продолжает пополняться новыми жертвами. Трудно предста- вить возможные человеческие и материальные потери в случае возникновения новой мировой войны.
Военные ЧС возникают в результате военных действий между государствами при при- менении ими особо мощных современных средств поражения (ССП).
ССП — это находящееся на вооружении войск боевое средство, применение ко- торого в военных действиях вызывает гибель людей, сельскохозяйственных живот- ных и растений, нарушение здоровья населения, разрушение и повреждение объектов экономики, элементов окружающей природной среды.
К ним относятся оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое) и современные обычные средства поражения (объемные боеприпасы, зажигательное оружие и др.) (рис. 5.2.).
Войны национально — освободительные между государствами гражданские колониальные
Определение


БЖД
108
Рис. 5.2. Классификация оружия массового поражения
5.1.1. Ядерное оружие
Ядерное оружие (ЯО) — оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некото- рых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например, ядра изотопов гелия.
Это оружие включает различные ядерные боеприпасы (боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, снаряженные ядерными за- рядными устройствами), средства управления ими и доставки их к цели (носители).
Поражающее действие ядерного взрыва зависит от мощности боеприпаса, вида взры- ва, типа ядерного зарядного устройства.
Основными поражающими факторами ядерного взрыва являются: воздушная ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение местности (рис 5.3.).
Рис. 5.3. Поражающие факторы ядерного взрыва
При ядерном взрыве за миллионные доли секунды в зоне протекания ядерных реакций температура повышается до нескольких миллионов градусов, а максимальное давление дости- гает миллиардов атмосфер. Высокие температура и давление вызывают мощную воздушную ударную волну.
Воздушная ударная волна — это область резкого сжатия воздуха, распростра- няющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.
Оружие массового поражения химическое ядерное биологическое обычное оружие
Поражающие факторы ядерного взрыва световое излучение воздушная ударная волна проникающая радиация радиоактивное заражение местности
Определение

Социальные чрезвычайные ситуации
109
Рис. 5.4. Поражения людей, в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны
Поражения, наносимые людям:
• легкие —
скоропроходящие нарушения функций организма (звон в ушах, головокруже- ние, головная боль, возможные вывихи и ушибы);
• средние — вывихи конечностей, контузия головного мозга, повреждение органов слуха, кровотечение из носа и ушей;
• тяжелые — сильные контузии всего организма, потеря сознания, переломы конечностей, возможны повреждения внутренних органов;
• крайне тяжелые — переломы конечностей, внутренние кровотечения, сотрясение мозга, потеря сознания, возможны смертельные исходы.
Для объектов экономики рассматриваются три степени разрушений:
• слабое

объект не выходит из строя, необходим незначительный ремонт;
• среднее

когда разрушены главным образом второстепенные элементы объекта, ос- новные элементы могут быть восстановлены путем проведения среднего и капитального ремонта;
• сильное
— когда разрушены основные элементы объекта и объект не может быть вос- становлен.
Для жилых и промышленных зданий обычно берется еще и четвертая степень — их пол- ное разрушение.
Основной способ защиты населения — его укрытие, для этого используются все виды защитных сооружений: убежища, укрытия (окопы, открытые и перекрытые траншеи, погреба, подвалы и т.д.). Перекрытые траншеи уменьшают поражение людей в 2 раза, а убежища с за- глублением более 10 м полностью исключают поражение людей.
Световое излучение ядерного взрыва — электромагнитное излучение оптического диапазона в видимой, ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра.
Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, со- стоящая из нагретых до высокой температуры паров конструкционных материалов боеприпаса и воздуха, а при наземных взрывах — и испарившегося грунта. Температура светящейся облас- ти может достигать 8 — 10 тысяч °С.
Поражения людей при действии воздушной ударной волны средние
0,4 — 0,6 кгс/см
2 легкие
0,2 — 0,4 кгс/см
2 тяжелые
0,6 — 1,0 кгс/см
2 крайне тяжелые более 1,0 кгс/см
2
Определение