Файл: Ю. Н. Сычев бжд безопасность жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1068

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальные чрезвычайные ситуации
143 90.
Выкуренная сигарета образует сероводорода (гр.):
1. 0,0001;
2. 0,0012;
3. 0,023;
4. 0,18;
5. 0,64.
91.
Выкуренная сигарета образует никотина (гр.):
1. 0,0001;
2. 0,0012;
3. 0,023;
4. 0,18;
5. 0,64.
92.
Выкуренная сигарета образует аммиака (гр.):
1. 0,0001;
2. 0,0012;
3. 0,023;
4. 0,18;
5. 0,64.
93.
Выкуренная сигарета образует табачного дегтя (гр.):
1. более 0,5;
2. более 1;
3. более 1,5;
4. более 2;
5. более 2,5.

БЖД
144
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

ТЕМА 6.
Экологические чрезвычайные ситуации
Изучив тему 6, студент должен знать:
• строение и характеристики Солнечной системы;
• строение и характеристики Земли;
• строение и характеристики биосферы;
• состояние атмосферы;
• классификацию загрязнений атмосферы;
• классификацию загрязнителей атмосферы
;
• состояние водных ресурсов;
• запасы пресных вод;
• санитарно-гигиенические показатели природных вод
;
• загрязнение водных ресурсов
;
• состояние водных объектов в РФ
;
• влияние загрязненной воды на организм человека;
• состав почв;
• загрязнение почвы;
• влияние загрязнения почвы на организм человека.

Экологические чрезвычайные ситуации
145
Содержание темы:
1. Строение Солнечной системы и Земли.
2. Строение биосферы.
3. Атмосфера и ее загрязнение.
4. Классификация загрязнений атмосферы.
5. Загрязнители атмосферы. Антропогенные процессы в атмосфере.
6. Вода и ее загрязнение.
7. Характеристика состояния водных объектов.
8. Виды загрязнения воды.
9. Почва и ее загрязнение.
10. Состав почвы.
11. Виды загрязнений почвы.
Цели и задачи изучения темы:
Ознакомление студентов с экологическими чрезвычайными ситуациями
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях
:
Земля, ядро, мантия, Земная кора, биосфера, стратосфера, тропосфера, биоценоз, ат- мосфера, компонент воздуха, атмосферное загрязнение, природные загрязнения, антропоген- ные загрязнения, локальные загрязнения, глобальные загрязнения, механические загрязнения, физические загрязнения, биологические загрязнения, парниковый эффект, вода, почва, почвен- ный покров.
Порядок изучения темы
Распределение бюджета времени по теме:
• количество часов, отведенных на лекции — 2;
• количество часов, отведенных на практические занятия — 2;
• количество часов, отведенных на самостоятельную работу — 8
Виды самостоятельной работы студентов:
• изучение учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• подготовка к участию в форуме по теме «Экологические ч резвычайные ситуации
»;
• изучение дополнительной литературы;
• выполнение тестовых заданий.
Методические указания по изучению вопросов темы
При изучении темы 6:
• изучить тему 6 в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• ознакомиться с дополнительными материалами;
• принять участие в форуме по теме «Экологические ч резвычайные ситуации
».
При изучении темы необходимо читать литературу
:
1.
«Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие.
2.
Антюхин Э.
Мелихова Ю.Ф.
, Сулла М.Б.,
Основы безопасности жизнедеятельности.
2-е издание,
М.
2001.
3.
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности, М. 2001.
4.
Буланенков С.А. Воронков С.И. и др. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Калуга. 2001.
5.
Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности. М. 2002.
6. Кривошеин Д.А. и др. Экология и безопасность жизнедеятельности. М. 2000.
7.
Крючек Н.А., Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М. 2001.


БЖД
146 8. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности. М. 2000.
9. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. М. 2004. ссылки на ресурсы Интернет:
1. http://www.informeco.ru/
2. http://ariom.ru/litera/2002-html/antonov/antonov-01.htm
3. http://www.ecolife.ru/index.shtml
4. http://www.regnum.ru/news/ecology/
6.1. Человек и среда обитания
Земля — это планета Солнечной системы. Ее возраст составляет примерно 4,7 милли- арда лет. Земля имеет форму шара и находится в постоянном движении. Она вращается во- круг Солнца со средней скоростью 30 км/с. Период полного обращения вокруг Солнца со- ставляет 365,25 суток. Земля также вращается вокруг собственной оси. Скорость вращения на экваторе равна 465 м/с, по мере удаления от него скорость уменьшается, а на полюсах она равна нулю. Полный оборот Земли вокруг оси занимает 23 часа 56 минут. На расстоянии 384 400 километров вокруг Земли вращается ее спутник — Луна.
Земля обладает магнитным, электрическим, гравитационным полем.
В центре Земли находится ядро. Оно представлено веществом, раскаленным до 5 — 6 тысяч градусов Цельсия. Радиус ядра примерно равен 3,5 тысячи километров. Ядро составляет
16% общего объема Земли. Давление в центре ядра — 3,7 миллиона атмосфер. Ядро окруже- но толстым слоем мантии, которая составляет 83% общей массы Земли. Далее идет сравни- тельно тонкая земная кора.
Рис. 6.1. Строение Земли
Суша представлена материками: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Амери- ка, Антарктида, Австралия и множеством островов. Она возвышается над поверхностью Ми- рового океана в среднем на 875 метров. Леса занимают 30% суши, саванны и редколесье —
20%, ледники — 10%, прочие ландшафты — 10%, пахотные земли и урбанизированные терри- тории — 10%.
• Масса Земли — 5976
×
10 21
кг.
• Объем Земли — 1083
×
10 9
км
3
• Средний радиус — 6371,0 км. ядро мантия
Земная кора

Экологические чрезвычайные ситуации
147
• Длина окружности по экватору — 40075,7 км.
• Общая площадь — 510,2 млн. км
2
, в том числе: суша — 149,1 млн. км
2
(29,2%); вода —
361,1 млн. км
2
(70,8%).
• Самая высокая точка планеты — гора Эверест — 8848 метров.
• Средняя глубина Мирового океана 3711 метров, наибольшая — 11022 метра.
• Средняя температура приземного слоя воздуха составляет на планете 14°С.
• Среднегодовое количество осадков — 1000 мм.
• Жизнь на Земле зародилась 3,5 миллиарда лет назад. Человек появился на планете примерно 3 миллиона лет назад. На Земле проживает более 6 миллиардов человек.
Земля окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капелек влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно
20 тысяч километров. Четкой верхней границы у атмосферы нет, поскольку она постепенно пе- реходит в безвоздушное, межпланетное пространство. С увеличением высоты плотность атмо- сферы и ее давление убывают. Атмосфера состоит из пяти слоев: тропосферы до 10 километ- ров, стратосферы до 50 километров, мезосферы до 80 километров, термосферы до 800 кило- метров, экзосферы. Примерно половина всей массы атмосферы сосредоточена в околоземном пространстве на высоте до 5 километров.
Биосфера (греч. bios — жизнь, sphaira — шар) возникла под влиянием солнечной энергии в результате длительных биохимических процессов. Она является оболочкой Земли, включаю- щей как область распространения живого вещества, так и само это вещество.
Рис. 6.2.. Строение биосферы
30 000 20 000 8 848 м стратосфера тропосфера
0 м граница распространения животных граница распространения растений почва 0,1 — 0,5 м мировой океан
11 022
-13 000 биосфера


БЖД
148
В биосферу входят: атмосфера, состоящая из тропосферы и нижней части стратосфе- ры, гидросфера — глубины Мирового океана, и литосфера – верхняя часть оболочки Земли.
Верхней границей служит защитный озоновый экран, который предохраняет живые организмы на Земле от вредных влияний ультрафиолетовых лучей. К биосфере относится и человек.
Биосфера представляет собой грандиозную равновесную систему с непре- рывным круговоротом вещества и энергии, в котором активную роль играют микроорганизмы.
Для биосферы характерно:
• присутствие живого вещества;
• наличие значительного количества жидкой воды;
• восприятие мощного потока энергии солнечных лучей;
• присутствие поверхностей раздела между веществами, находящимися в трех фазах (твердой, жидкой и газообразной).
Развитие биосферы определяет Космос, откуда поток энергии поступает на
Землю. Доминирующим источником энергии для Земли является Солнце.
Энергия Солнца расходуется на:
• физические и химические процессы, происходящие в атмосфере, гидросфере и литосфере;
• перемещение воздушных масс;
• испарение воды;
• выделение и поглощение газов;
• растворение веществ.
В биосфере энергия солнечного излучения расходуется, трансформируется, свя- зывается. Накопителями энергии являются органические вещества. Общее количество солнечной энергии, достигающей верхней границы атмосферы, составляет в среднем
700 ккал/см
2
в сутки. Около 55 ккал/см
2
в год видимой части солнечного спектра дости- гает поверхности Земли и используется организмами. Составные части биосферы мож- но условно разделить на живую и неживую природу.
Системы взаимодействий живой (биоценоз) и неживой природы получили название эко- логических систем или биогеоценозов.
Основными компонентами биоценоза являются три группы организмов: растения, жи- вотные и микробы.
В экосистему леса входят все деревья, кустарники, травы, лишайники, грибы, жи- вотные, микроорганизмы, почва с ее обитателями, газы атмосферы и соли, растворен- ные в почвенной воде.
Экосистему озера или моря составляют все растения, животные и микробы водо- ема, вся водная масса с растворимыми в ней веществами, грунты с органическими и мине- ральными частицами. Вещества движутся от одного компонента к другому, отражая известную общую закономерность круговорота веществ в природе, например, движение атмосфер- ного кислорода. Все организмы потребляют его при дыхании, а выделяют кислород в окру- жающую среду только растения. Весь запас свободного кислорода, необходимого для жиз- ни на нашей планете, создают растения в процессе фотосинтеза, т. е. под воздействием солнечной энергии. Ежегодно зеленый покров Земли усваивает 170 млрд. т. воды и выде- ляет около 115 млрд. т. кислорода. Используя ядовитую для большинства живых существ углекислоту, зеленые растения создают органические вещества, т. е. пищу для всех других групп организмов.
Определение


Экологические чрезвычайные ситуации
149
В реальных экосистемах круговорот обычно бывает незамкнутым, так как часть ве- ществ уходит за пределы экосистемы, а часть — поступает извне. В целом же круговорот в природе сохраняется. Более простые экосистемы объединены в общую планетарную экосистему (биосферу), в которой круговорот веществ проявляется в полной мере. Жизнь на Земле возникла около 3 млрд. лет назад. Если бы не было замкнутого потока необ- ходимых для жизни веществ, запасы бы давно исчерпались и жизнь прекратилась.
Развитие биосферы связано с появлением человека на Земле. Жизнь живых орга- низмов, в том числе и человека, невозможна без окружающей среды, без природы. Чело- веку свойственен обмен веществ с окружающей средой, который является основным усло- вием существования любого живого организма.
Организм человека во многом связан с компонентами биосферы — растительно- стью, насекомыми, животными, микроорганизмами. Он входит в глобальный круговорот ве- ществ. Человеческий организм, как и организмы других животных, подвержен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, активно- сти солнечной радиации. Человек обладает уникальной способностью самопознания, позна- ния и преобразования окружающего мира.
Человек стал главной силой, изменяющей процессы в биосфере. Научно- технический прогресс значительно опередил наши знания законов биосферы, что привело к заметному нарушению биосферного равновесия, превышению возможностей природ- ных систем по самоочищению. Необходимо изучать законы природы, чтобы предотвратить ее разрушение, найти пути разумного использования природных ресурсов и сбалан- сированного природопользования.
6.2. Атмосфера и ее загрязнение
Атмосфера является одним из необходимых условий возникновения и существования жизни на Земле. Она участвует в формировании климата на планете, регулирует ее тепловой режим, способствует перераспределению тепла у поверхности. Часть лучистой энергии Солнца поглощает атмосфера, а остальная энергия, достигая поверхности Земли, частично уходит в почву, водоемы, а частично отражается в атмосферу.
Из общего количества солнечной энергии атмосфера отражает — 35%, поглощает —
19% и пропускает к Земле — 46%.
Атмосфера предохраняет Землю от резких колебаний температуры. При отсутствии ат- мосферы и водоемов температура поверхности Земли в течение суток колебалась бы в интер- вале 200 0
С. Благодаря наличию кислорода атмосфера участвует в обмене и круговороте ве- ществ в биосфере.
В современном состоянии атмосфера существует сотни миллионов лет, все живое при- способлено к строго определенному ее составу. Газовая оболочка защищает живые организ- мы от губительных ультрафиолетовых, рентгеновских и космических лучей. Атмосфера предо- храняет Землю от падения метеоритов.
В атмосфере распределяются и рассеиваются солнечные лучи, что создает равномер- ное освещение. Она является средой, где распространяется звук. Из-за действия гравитацион- ных сил атмосфера не рассеивается в мировом пространстве, а окружает Землю, вращается вместе с ней.
Основной (по массе) компонент воздуха — азот. В нижних слоях атмосферы его содержа- ние составляет 78,09%. В газообразном состоянии азот инертен, а в соединениях в виде нит- ратов он играет важную роль в биологическом обмене веществ.
Самый активный в биосферных процессах газ атмосферы — кислород. Содержание его в атмосфере составляет около 20,94%. Кислород поглощают животные в процессе дыхания и выделяют растения как обычный продукт фотосинтеза.
Важная составляющая часть атмосферы — диоксид углерода (СО
2
), который составляет
0,03% ее объема. Он существенно влияет на погоду и климат на Земле. Содержание диоксида в атмосфере не постоянно. Он поступает в атмосферу из вулканов, горячих ключей, при дыха- нии человека и животных, при лесных пожарах, потребляется растениями, хорошо растворяет- ся в воде.