Файл: Ю. Н. Сычев бжд безопасность жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 872

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Природные чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия)
51 45.
Количество баллов по шкале Рихтера «Потеря равновесия людьми. Разбиваются стекла, трескается штукатурка»:
1. 2;
2. 3;
3. 4;
4. 5;
5. 6.
46.
Ветер с песком или снегом скоростью 62 — 100 км/час — это:
1. ураган;
2. шквал;
3. смерч;
4. шторм;
5. буря.
47.
Ветер, дующий несколько суток со скоростью более 117 км/час — это:
1. ураган;
2. шквал;
3. смерч;
4. шторм;
5. буря.
48.
Атмосферный вихрь, рукав с воронкообразными расширениями — это:
1. ураган;
2. шквал;
3. смерч;
4. шторм;
5. буря.
49.
Кратковременное усиление ветра с изменением направления — это:
1. ураган;
2. шквал;
3. смерч;
4. шторм;
5. буря.
50.
Продолжительный, сильный ветер, вызывающий волнение моря — это:
1. ураган;
2. шквал;
3. смерч;
4. шторм;
5. буря.
51.
Поток воды с содержанием камней, грунта, песка, грязи — это:
1. лавина;
2. обвал;
3. оползень;
4. сель;
5. буря.
52.
Падение горных пород на склонах гор — это:
1. лавина;
2. обвал;
3. оползень;
4. сель;
5. буря.

БЖД
52 53.
Движение снега, льда, по склонам гор — это:
1. лавина;
2. обвал;
3. оползень;
4. сель;
5. буря.
54.
Количество баллов по шкале Бофорта при буре:
1. 6;
2. 7;
3. 8;
4. 9;
5. 10.
55.
Количество баллов по шкале Бофорта при умеренном ветре:
1. 1 — 5;
2. 2 — 6;
3. 3 — 7;
4. 4 — 8;
5. 5 — 9.
56.
Количество баллов по шкале Бофорта при крепком ветре:
1. 1 — 2;
2. 3 — 4;
3. 5 — 6;
4. 7 — 8;
5. 9 — 10.
57.
Количество баллов по шкале Бофорта при урагане:
1. 4 — 9;
2. 6 — 11;
3. 8 — 13;
4. 10 — 15;
5. 12 — 17.
58.
Количество баллов по шкале Бофорта при штиле:
1. 0;
2. 1;
3. 2;
4. 3;
5. 4.
59.
Количество баллов по шкале Бофорта при жестоком шторме:
1. 10;
2. 11;
3. 12;
4. 13;
5. 14.
60.
Количество баллов по шкале Бофорта при шторме:
1. 14,6 — 16,4;
2. 16,2 — 18,1;
3. 15,5 — 17,6;
4. 18,3 — 21,5;
5. 21,9 — 23,1.

Природные чрезвычайные ситуации (стихийные бедствия)
53 61.
Количество баллов по шкале Бофорта при тихом ветре:
1. 0;
2. 1;
3. 2;
4. 3;
5. 4.

БЖД
54
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ТЕМА 3.
Техногенные чрезвычайные ситуации
Изучив тему 1, студент должен знать:
• основные определения темы;
• классификацию техногенных чрезвычайных ситуаций;
• классификацию пожаров;
• действия населения при пожаре;
• классификацию взрывов;
• действия населения при взрывах
;
• классификацию аварийно химически опасных веществ;
• действия населения при химическом заражении
;
• воздействие радиации на организм человека
;
• действия населения при радиоактивном заражении
;
• воздействие электричества на организм человека;
• правила электробезопасности;
• виды аварий на транспорте;
• действия населения при авариях на транспорте

Техногенные чрезвычайные ситуации
55
Содержание темы:
1.
Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами
2. Виды пожаров: бытовые, производственные, природные.
3. Поражающие факторы и последствия пожаров.
4.
Правила поведения при пожаре.
5.
Приведение в действие огнетушителей.
6. Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами.
7. Поражающие факторы взрыва.
8.
Действия при обнаружении взрывоопасных предметов.
9.
Правила поведения при взрыве
10. Чрезвычайные ситуации, вызванные аварийно химически опасными веществами.
11. Характеристики классов опасности химических веществ.
12. Действия населения, оказавшегося в зоне химического заражения.
13. Правила безопасности при работе с бытовыми химикатами.
14. Чрезвычайные ситуации, вызванные радиацией.
15. Естественная и искусственная радиации.
16. Поражение людей радиацией.
17. Способы защиты населения от радиации.
18. Чрезвычайные ситуации, вызванные электричеством.
19. Основные причины поражения электрическим током.
20. Правила электробезопасности.
21. Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом.
22. Виды транспорта.
23. Чрезвычайные ситуации, вызванные автомобильным транспортом.
24. Основные причины ДТП.
25. Чрезвычайные ситуации, вызванные авиационным транспортом.
26. Требования безопасности на авиационном транспорте.
27. Чрезвычайные ситуации, вызванные железнодорожным транспортом. Причины чрезвы- чайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
28. Меры безопасности на железной дороге.
29. Чрезвычайные ситуации, вызванные наземным транспортом.
30. Основные требования безопасности в метрополитене.
31.
Требования безопасности при пользовании эскалатором, при нахождении на плат- форме, в случае падения на рельсы.
Цели и задачи изучения темы:
Ознакомление студентов с техногенными чрезвычайными ситуациями
, действиями насе- ления при спасении жизни и здоровья.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях
: пожар, горючее вещество, окислитель, источник зажигания, природные пожары, быто- вые пожары, производственные пожары, ручной огнетушитель, взрыв, взрывчатое вещество,
АХОВ, эвакуация, радиация, естественная радиация, внутреннее облучение, проникающая ра- диация, радиоактивное излучение, электрический ток, ДТП, участник ДТП.
Порядок изучения темы
Распределение бюджета времени по теме:
• количество часов, отведенных на лекции — 2;
• количество часов, отведенных на практические занятия — 2;
• количество часов, отведенных на самостоятельную работу — 8
Виды самостоятельной работы студентов:
• изучение учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• подготовка к участию в форуме по теме «Техногенные чрезвычайные ситуации
»;
• изучение дополнительной литературы;
• выполнение тестовых заданий.


БЖД
56
Методические указания по изучению вопросов темы
При изучении темы 3:
• изучить тему 3 в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;
• ознакомиться с дополнительными материалами.
• принять участие в форуме по теме «Техногенные чрезвычайные ситуации
»;
При изучении темы необходимо читать литературу
:
1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие.
2. Антюхин Э. Мелихова Ю.Ф., Сулла М.Б., Основы безопасности жизнедеятельности. 2-е издание, М. 2001.
3. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности, М., 2001 4. Буланенков С.А., Воронков С.И. и др. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Калуга, 2001 5. Владимиров В.А., Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). М. 2000.
6. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности. М. 2002.
7. Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
8. Зимон А.Д. Радиоактивные загрязнения. Дезактивация. М. 2001.
9. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М. 2001.
10. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. М. 2004. ссылки на ресурсы Интернет:
1. http://az-g.narod.ru/econposl.HTM
2. http://tcmp.nm.ru/Rescuer/Rescuer's%20Guidebook/ch149_transp.htm
3. http://www.vashdom.ru/gost/22005-94/
4. http://glossary.ru/maps/m4123874.htm
3.1. Чрезвычайные ситуации, вызванные пожарами
Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, опасный для здоровья и жизни людей, наносящий материальный ущерб.
Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется пожар. В год их насчитывается бо- лее 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.
В России ежегодно регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне поги- бают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год.
Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в
России самые высокие по сравнению с другими странами. Они в три раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.
Рост числа пожаров, материальных потерь, гибели людей является следствием бурного развития техники и технологии, концентрации производства, создания новых пожароопасных материалов, увеличения плотности населения, отсутствия в достаточном количестве первичных средств пожаротушения, низкого уровня подготовки населения к действиям по профилактике и предупреждению пожаров, отсутствия навыков пожаротушения и безопасного поведения во время пожаров.
Определение


Техногенные чрезвычайные ситуации
57
Таблица 3.1.
Динамика количества пожаров, числа погибших, материального ущерба в России
Параметры пожаров 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Количество пожаров
259400 245600 246300 259800 239300
Число погибших
14901 16246 18289 19906 19275
Материальный ущерб, млрд руб.
3,1 3,2 4,5 3,8 4,1
Пожары подразделяются на бытовые (дом, квартира, гараж, подсобное помещение); производственные (цех, склад, здание, транспортное средство); природные (лес, поле, трава, камыш, торф).
Рис. 3.1. Классификация пожаров
По количеству и качеству горючих материалов, площади охвата, времени горения, на- несенному ущербу и последствиям все пожары оцениваются по пятибалльной шкале. Самым сильным пожарам присваивается высшая 5-я категория.
Для протекания процесса горения требуется наличие:
• горючего вещества;
• окислителя;
• источника зажигания.
Горючими называются такие вещества и материалы, которые продолжают гореть после удаления источника зажигания.
Окислителем чаще всего является кислород воздуха, но его роль могут выполнять: хлор, фтор, бром, йод, оксиды азота и др. Горение большинства веществ прекращается, когда кон- центрация кислорода понижается с 21 до 14 — 18%.
Источниками зажигания могут служить случайные искры, нагретые тела, открытый огонь, поджег.
Составляющими факторами пожара являются: огонь (пламя), дым, пепел, сажа.
Основные причины возникновения пожаров:
• небрежное, халатное обращение с огнем;
• нарушение требований техники безопасности при работе с газовыми и электрическими приборами, печным отоплением;
• нарушение правил проведения электрогазосварочных и огневых работ;
Пожары
Производственные
Бытовые
Природные

БЖД
58
• случайный или умышленный поджог;
• удар молнии;
• самовозгорание.
Признаки начинающегося пожара:
• запах дыма;
• незначительный огонь, пламя;
• наличие характерного запаха горящей резины или пластмассы;
• снижение напряжения в электросети — признаки горения электропроводки.
Правила поведения при пожаре
Пожар в помещении
1. Не паниковать.
2. Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01, сообщить в каком помещении находитесь.
3. Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии: использовать огнету- шитель, воду, снег, песок или землю, накрыть плотной тканью.
4. Отключить электрические и газовые приборы.
5. Закрыть все окна и двери.
6. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи.
7. Быстро покинуть опасную зону пожара, используя запасные выходы, пожарные лестницы.
8. Если покинуть помещение нельзя, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться ползком к выходу.
9. Дышать через мокрую ткань. Защищать органы дыхания от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.
10. Выйти на балкон, закрыть за собой дверь, позвать на помощь.
11. Использовать для защиты от огня и теплового излучения влажную плотную ткань.
12. Не закрывать входную дверь на ключ.
13. Не пользоваться лифтом.
Пожар в лифте
1. Сообщите о пожаре диспетчеру.
2. Дождитесь остановки лифта и быстро покиньте кабину.
3. Выйдя из кабины лифта, заблокируйте дверь.
4. Вызовите пожарных и спасателей по телефону 01.
5. В случае остановки кабины лифта между этажами сообщите об этом диспетчеру, пода- вайте сигналы о помощи, попытайтесь самостоятельно открыть дверь кабины и выйти наружу.
6. Если покинуть кабину лифта не представляется возможным, не паникуйте, закройте рот и нос тканью, сядьте на пол и ждите помощи.
Если на человеке загорелась одежда
1. Для того, чтобы сбить огонь, необходимо упасть на землю и кататься. Защитить руками голову, лицо, глаза.
2. Не бегать в горящей одежде, потому что горение усилится.
3. Накрыть пострадавшего плотной мокрой тканью, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения.
4. Горящую одежду быстро снять.
5. Окунуться в воду или облиться водой. Лечь на снег.
6. Не отдирать прилипшую к телу одежду.
7. Оказать пострадавшему первую помощь, успокоить его и отправить в больницу.


Техногенные чрезвычайные ситуации
59
Пожар, который происходит в условиях окружающей природной среды, называ- ется природным.
Природные пожары относятся к числу очень опасных. Они приводят к гибели людей, уничтожению лесных массивов, гибели животных и растений, нарушению теплового баланса в зоне пожара, загрязнению атмосферы продуктами горения, к эрозии почвы.
Источником возникновения природных пожаров могут явиться естественные причины: разряд молнии, извержение вулкана, самовозгорание, падение космического объекта. В по- давляющем большинстве случаев 60 — 70% природные пожары возникают по вине людей.
Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горя- щая спичка, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, стерни, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей. Одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костер. В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы.
Процесс тушения пожара — это трудоемкая и опасная работа. Она включает прекра- щение доступа в зону горения воздуха (кислорода) и горючих материалов, интенсивное приме- нение огнегасящих средств для охлаждения зоны горения. В процессе тушения пожаров ис- пользуется специальная пожарная техника и специальные технологии.
Большинство зданий снабжены пожарными шкафами с пожарными кранами. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав, ствол, задвижка с вентилем (кран). В случае воз- никновения пожара необходимо быстро присоединить шланг к крану, надеть на шланг ствол, открыть вентиль, и если имеются кнопки нажать их. Одна кнопка включает вентилятор, другая
— водяные насосы, создающие мощный напор воды. Водой сначала сбивают пламя с наружных поверхностей, а затем подают в очаг горения.
Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являют- ся ручные огнетушители. В зависимости от используемого огнегасящего материа- ла они бывают: пенными, углекислотными, порошковыми. Принцип их действия основан на химической реакции компонентов огнетушителя, образовании и выде- лении огнетушащего вещества.
Огнетушители химически-пенные ОХП применяются при тушении горючих материалов, за исключением электроустановок под напряжением. Используются при температуре от +5 до
+50°С.
Приведение в действие огнетушителя ОХП:
• сорвать пломбу;
• рукоятку поднять и перекинуть до отказа (180
о
);
• перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;
• направить струю на очаг загорания.
Огнетушители углекислотные ОУ используются для тушения загорания различных ве- ществ и материалов при температуре окружающего воздуха от -25 до +50°С, а также элек- трооборудования под напряжением.
Приведение в действие огнетушителя ОУ:
• сорвать пломбу и выдернуть чеку;
• направить раструб на пламя (огнетушитель не переворачивать);
• нажать рычаг.
Определение