Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 708
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
союзы самостоятельно осуществляют наем работников и определяют условия и размеры оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, названным Законом и уставами потребительских обществ и их союзов.
--------------------------------
<12> СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ (с изм.) "О сельскохозяйственной кооперации"
<13> содержит ст. 40 "Труд в кооперативе". Согласно п. 1 названной статьи потребительские кооперативы вправе нанимать работников из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; СПС "КонсультантПлюс".
Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, совместителей, женщин, молодежи и др.).
13>13>12>12>11>11>10>9>10>9>8>8>7>6>7>6>5>4>5>4>3>3>2>1>2>1>
--------------------------------
<12> СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ (с изм.) "О сельскохозяйственной кооперации"
<13> содержит ст. 40 "Труд в кооперативе". Согласно п. 1 названной статьи потребительские кооперативы вправе нанимать работников из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируется законодательством Российской Федерации о труде.
--------------------------------
<13> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; СПС "КонсультантПлюс".
Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, совместителей, женщин, молодежи и др.).
13>13>12>12>11>11>10>9>10>9>8>8>7>6>7>6>5>4>5>4>3>3>2>1>2>1>
Особенности регулирования труда - это нормы, частично ограничивающие применение общих правил либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила. Для обеспечения стабильности правового регулирования труда отдельных категорий работников ст. 252 ТК РФ
предусматривает, что особенности такого регулирования устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК РФ
либо в случаях и порядке, которые ими предусмотрены.
В течение многих лет между учеными - представителями науки трудового и административного права развернулась полемика по поводу отраслевой принадлежности отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <14>
предусматривает, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом (ст. 73). Таким образом, названный Федеральный закон исключил отношения по поводу государственной гражданской службы из предмета трудового права,
но сохранил место этих отношений в сфере действия трудового права.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; СПС "КонсультантПлюс".
Согласно ч. 7 ст. 11 ТК РФ (в ред. от 22.12.2014), на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной и муниципальной службе. Такая формулировка свидетельствует о том, что законодатель возвращает труд государственных гражданских служащих в предмет трудового права. В этой связи в учебной литературе <15> высказано мнение о том, что данная норма в принципе меняет концепцию правового регулирования труда указанных категорий работников,
использованную в Федеральном законе N 79-ФЗ, и это требует включения в ТК РФ специальной главы,
предусматривающей особенности труда государственных гражданских служащих, и пересмотра ст. 73
Федерального закона N 79-ФЗ.
--------------------------------
<15> См.: Абалдуев В.А. Трудовое право России: предмет, сфера действия и основные принципы:
Конспект лекций: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 37.
Что касается регулирования отношений на муниципальной службе, то в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ (в ред. от 22.12.2014) "О муниципальной службе в Российской
Федерации" <16> закреплено: на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Такие особенности установлены в статьях, предусматривающих порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение, привлечение к дисциплинарной ответственности и др.
--------------------------------
<16> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152; СПС "КонсультантПлюс".
Трудовое право как отрасль на практике в ряде случаев оказывает влияние на общественные отношения иной отраслевой природы правового регулирования. Регулирование труда лиц, отбывающих наказание по приговору суда в виде лишения свободы, осуществляется в соответствии с
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В УИК РФ конкретизируются нормы,
регулирующие труд осужденных с учетом их особого правового положения (например, закрепляется принцип обязательности труда осужденных, а отказ от работы является злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания). Отдельные нормы трудового законодательства применяются к осужденным, несмотря на то, что возникающие отношения не имеют договорной природы,
а основаны на приговоре суда. Например, продолжительность рабочего времени, оплата труда не ниже установленного законом минимального размера, правила охраны труда устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством. Статьи 104, 164 УИК РФ предусматривают, что правила охраны труда,
техники безопасности и производственной санитарии для лиц, осужденных к лишению свободы,
устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. В учебной литературе сформулирован вывод о том, что трудовые отношения осужденных необходимо рассматривать как входящие в сферу действия трудового права, но относящиеся к области субсидиарного применения трудового права <17>.
--------------------------------
<17> Трудовое право России: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова.
М.: Юрайт, 2012. С. 45.
1.2. Предмет и метод трудового права
Трудовое право регулирует трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с ними.
Предметом трудового права являются следующие общественные отношения:
- трудовые отношения работника с работодателем (юридическим или физическим лицом),
основанные на трудовом договоре;
- по организации труда и управлению трудом;
- по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
- по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
- по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
- по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
- по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
- по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства,
включая законодательство об охране труда;
- по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;
- по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Определяя содержание предмета трудового права в условиях действия Трудового кодекса РФ,
большинство авторов <18> исходит из правила, что предмет трудового права составляют группы отношений, названные в ст. 1 ТК РФ. По мнению В.М. Луганцева, "все отношения, урегулированные нормами ТК РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют содержание предмета трудового права. Но степень их урегулированности (охвата) нормами трудового права различна" <19>.
--------------------------------
<18> См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. М., 2003. С. 9 - 10; Толкунова В.Н.
Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. С. 13; Комментарий к ТК РФ / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002.
С. 3; Коршунов Ю.Н., Шеломов Б.А. и др. Трудовой кодекс РФ: Комментарий. М., 2002. С. 7 - 8.
<19> Луганцев В.М. Указ. соч. С. 30.
Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, при подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами, трудовым договором.
Кроме трудовых отношений, в предмет отрасли трудового права входят иные общественные отношения, которые в ст. 1 ТК РФ названы непосредственно связанными с трудовыми отношениями.
Общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать (например, отношения по обеспечению занятости), сопутствовать (например, отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, по профессиональной подготовке у данного работодателя), а некоторые могут последовать (например, отношения по трудовым спорам об увольнении). В науке трудового права выделяют организационно-управленческие отношения
(они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства).
Обратим внимание на то, что ТК РФ впервые сформулировал содержание предмета трудового права, однако, во-первых, это сделано недостаточно четко; во-вторых, соответствующая норма помещена в статью под названием "Цели и задачи трудового законодательства". В науке трудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудового отношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовых отношениях (во множественном числе) можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в виду неограниченное количество работников и работодателей.
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т.е.
воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества,
работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата.
Метод дает ответ на вопрос: каким способом осуществляется регулирование общественных отношений?
Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного,
индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда). Минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования (например, ст. 119 ТК РФ
устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором организации и который не может быть менее трех календарных дней). Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересов человека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК
РФ).
Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулирования наиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудового договора.
В условиях рыночной экономики государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Статья
9 ТК РФ "Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке" закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения,
дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не должны содержать условий,
снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В
названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права - принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.
Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится к отраслевым принципам трудового права,
значение которого сводится к тому, что этот принцип определяет концепцию нормотворчества в сфере труда.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам
внутреннего трудового распорядка данного работодателя. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения характеризуется сочетанием равенства сторон в момент заключения трудового договора и признаком властности - подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Трудовые отношения возникают из договора - волевого акта, позволяющего сторонам самим определить характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессе осуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересов работника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя.
Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений,
например, запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
3. Участие работников через своих представителей в правовом регулировании труда, т.е. в
установлении и применении норм трудового законодательства, контроле над их соблюдением,
защите трудовых прав. В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях,
предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 371 ТК РФ). Так, учитывая мнение профсоюза, работодатель имеет право: вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ст. 74); увольнять