Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 711
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заработной платы и задержанных сумм сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
--------------------------------
<235> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 11; СПС "КонсультантПлюс".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в ст. 29 ГПК РФ введена часть 6.3, которая предусматривает правило, что иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Этим же Федеральным законом была изменена редакция ч. 9 ст. 29 ГПК РФ,
согласно которой иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Процессуальной особенностью рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции является освобождение работников от судебных расходов. В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.
Во многих судебных решениях обращается внимание на необходимость учета принципов юридической ответственности (справедливости, соразмерности, законности, вины, гуманизма)
работодателем при привлечении к дисциплинарной ответственности работников. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что дисциплинарный проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета названных принципов юридической ответственности,
без учета личности работника, его отношения к труду, других обстоятельств, иск может быть удовлетворен. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод суда должен быть мотивирован в решении.
При разрешении спора о восстановлении на работе по общему правилу бремя доказывания правомерности расторжения трудового договора с работником лежит на работодателе. Это правило, в частности, вытекает из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (в редакции от 24.11.2015 N 52) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса
Российской Федерации" <236>. Объем средств доказывания, собранных при подготовке дела о восстановлении на работе к судебному разбирательству, по возможности, должен содержать сведения,
совокупность которых позволяла бы отражать содержание и характер конкретных трудовых правоотношений между истцом и ответчиком; причину увольнения, в чем заключается трудовой конфликт сторон, по каким обстоятельствам у сторон нет разногласий, каков размер имущественных требований, на каких данных основан расчет и т.п. <237>. Правовые последствия признания увольнения незаконным были рассмотрены нами в теме 8 "Трудовой договор".
--------------------------------
<236> СПС "КонсультантПлюс".
<237> См.: Пискарев И.К. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров: Учеб.
пособие. М.: Проспект, 2014. С. 87.
Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника подлежит немедленному исполнению. В ст. 234 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя в случае отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения суда о восстановлении работника на прежней работе. В соответствии со ст. 396 ТК
РФ орган, принявший решение о восстановлении на работе, выносит определение о выплате работнику среднего заработка за все время задержки исполнения судебного решения.
Особенностью разрешения трудовых споров о взыскании заработной платы является положение,
закрепленное в ст. 211 ГПК РФ, согласно которому немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Посредством принятия судебного решения по трудовым спорам разрешаются задачи укрепления законности, предупреждения правонарушений в сфере труда, формирования уважительного отношения к
--------------------------------
<235> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 11; СПС "КонсультантПлюс".
Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в ст. 29 ГПК РФ введена часть 6.3, которая предусматривает правило, что иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца. Этим же Федеральным законом была изменена редакция ч. 9 ст. 29 ГПК РФ,
согласно которой иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Процессуальной особенностью рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции является освобождение работников от судебных расходов. В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов.
Во многих судебных решениях обращается внимание на необходимость учета принципов юридической ответственности (справедливости, соразмерности, законности, вины, гуманизма)
работодателем при привлечении к дисциплинарной ответственности работников. Если при рассмотрении дела о восстановлении на работе суд придет к выводу, что дисциплинарный проступок действительно имел место, но увольнение произведено без учета названных принципов юридической ответственности,
без учета личности работника, его отношения к труду, других обстоятельств, иск может быть удовлетворен. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что дисциплинарное взыскание наложено с нарушением закона, этот вывод суда должен быть мотивирован в решении.
При разрешении спора о восстановлении на работе по общему правилу бремя доказывания правомерности расторжения трудового договора с работником лежит на работодателе. Это правило, в частности, вытекает из положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (в редакции от 24.11.2015 N 52) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса
Российской Федерации" <236>. Объем средств доказывания, собранных при подготовке дела о восстановлении на работе к судебному разбирательству, по возможности, должен содержать сведения,
совокупность которых позволяла бы отражать содержание и характер конкретных трудовых правоотношений между истцом и ответчиком; причину увольнения, в чем заключается трудовой конфликт сторон, по каким обстоятельствам у сторон нет разногласий, каков размер имущественных требований, на каких данных основан расчет и т.п. <237>. Правовые последствия признания увольнения незаконным были рассмотрены нами в теме 8 "Трудовой договор".
--------------------------------
<236> СПС "КонсультантПлюс".
<237> См.: Пискарев И.К. Особенности рассмотрения и разрешения трудовых споров: Учеб.
пособие. М.: Проспект, 2014. С. 87.
Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника подлежит немедленному исполнению. В ст. 234 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя в случае отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения суда о восстановлении работника на прежней работе. В соответствии со ст. 396 ТК
РФ орган, принявший решение о восстановлении на работе, выносит определение о выплате работнику среднего заработка за все время задержки исполнения судебного решения.
Особенностью разрешения трудовых споров о взыскании заработной платы является положение,
закрепленное в ст. 211 ГПК РФ, согласно которому немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.
Посредством принятия судебного решения по трудовым спорам разрешаются задачи укрепления законности, предупреждения правонарушений в сфере труда, формирования уважительного отношения к
закону и суду <238>.
--------------------------------
<238> Колобова С.В. Законность и обоснованность судебного решения по трудовым спорам //
Современное право. 2016. N 1. С. 86 - 92.
17.4. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Подчеркивая роль общественности в защите законных прав и интересов человека, Конституция
Российской Федерации указала, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30). К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов,
поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам.
В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.
Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 03.07.2016) <239> определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
--------------------------------
<239> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2016. N 27.
Ст. 4238.
Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда в организации через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной,
главной формой реализации защитной функции профсоюзов.
Полномочия профессиональных союзов в урегулировании коллективных трудовых споров закреплены ТК РФ (ст. ст. 411, 416, 417). Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.
В литературе высказывается мнение о том, что после образования государственной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправданна, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, и законодательство указывает на необходимость их совместных действий.
Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
239>239>238>238>237>236>237>236>235>235>234>234>233>233>232>231>232>231>230>230>
--------------------------------
<238> Колобова С.В. Законность и обоснованность судебного решения по трудовым спорам //
Современное право. 2016. N 1. С. 86 - 92.
17.4. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами
Подчеркивая роль общественности в защите законных прав и интересов человека, Конституция
Российской Федерации указала, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30). К сожалению, можно констатировать, что на предприятиях среднего и малого бизнеса обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны защищать интересы работников. Это происходит по разным причинам: негативное отношение некоторых работодателей к деятельности профсоюзов,
поскольку последние ограничивают их всевластие; преследование работников, обратившихся в профсоюз для защиты нарушенного права; слабое знание работниками трудового законодательства, а в связи с этим и нежелание защиты нарушенных прав при помощи профкома или в комиссии по трудовым спорам.
В условиях безработицы для сохранения своего рабочего места работник иногда вынужден пожертвовать своими законными правами.
Глава 58 Трудового кодекса РФ посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами. Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в ред. от 03.07.2016) <239> определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов его членов. Основной функцией профсоюзов является функция защиты, которая реализуется в четырех организационно-правовых формах: участия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в организации; участия в разрешении трудовых споров; осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
--------------------------------
<239> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 11. Ст. 1018; N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2016. N 27.
Ст. 4238.
Участие профсоюзов в отношениях социального партнерства, установлении условий труда в организации через институт коллективного договора и другие соглашения о труде должно стать основной,
главной формой реализации защитной функции профсоюзов.
Полномочия профессиональных союзов в урегулировании коллективных трудовых споров закреплены ТК РФ (ст. ст. 411, 416, 417). Здесь проявляется тесная взаимосвязь защитной и представительной функции профсоюзов.
В литературе высказывается мнение о том, что после образования государственной инспекции труда легализация инспекций профсоюзов (правовых и технических) не оправданна, т.к. они не имеют властных полномочий. Следует заметить, что интересы инспекций совпадают, и законодательство указывает на необходимость их совместных действий.
Статья 370 ТК РФ раскрывает право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профсоюзные инспектора труда имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
239>239>238>238>237>236>237>236>235>235>234>234>233>233>232>231>232>231>230>230>
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные
(доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
- направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров;
- принимать участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля.
Статья 372 ТК РФ предусматривает порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локальных нормативных актов. Кодексом предусмотрены следующие
случаи принятия работодателем решений с учетом мнения
представительного органа работников организации:
- введение и отмена режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест в случае, если изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой массовые увольнения работников (ст. 74);
- увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по инициативе работодателя (ст. 82);
- привлечение работников к сверхурочным работам в определенных случаях (ст. 99);
- составление графиков сменности при сменной работе (ст. 103);
- привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в определенных случаях (ст. 113);
- утверждение графика отпусков (ст. 123);
- установление системы стимулирующих выплат (ст. 144);
- установление размера повышенной заработной платы при работе в ночное время (ст. 154);
- введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162);
- утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190);
- утверждение графика работы на вахте при работе вахтовым методом (ст. 301).
Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта
локального акта направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме. Работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней провести дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Работодатель может принять локальный нормативный акт и при недостижении согласия; тогда выборный профсоюзный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора, а принятый акт может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Государственная инспекция труда обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене этого локального нормативного акта.
Трудовой кодекс РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ
увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, п. 3 и п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ
производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Порядок учета мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа,
а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное (например, указано только "не согласен"),
работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления)
рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Такое требование установлено в ч. 3 ст. 82 ТК РФ.
Кроме того, законодательство позволяет установить иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Такие правила (дополнительные гарантии) могут содержаться в коллективных договорах.
На наш взгляд, термин "функция защиты" недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только "защитной функцией", например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка в организации. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки "защиты", представляется возможным говорить о функции "обеспечения прав и интересов работников".
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ
РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)
// Рос. газ. 1995. 5 апреля.
Трудовой кодекс РФ значительно ограничил работодателя и в принятии незаконного решения об увольнении работника, а профкому предоставил право в более короткий срок защитить и восстановить через государственную инспекцию труда незаконно уволенного работника. В соответствии со ст. 82 ТК РФ
увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по п. 2, п. 3 и п. 5 части первой ст. 81 ТК РФ
производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Порядок учета мнения профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ. Работодатель направляет в профсоюзный орган проект приказа,
а также копии документов, служащих основанием для принятия указанного решения. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа профсоюзный орган рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное (например, указано только "не согласен"),
работодателем не учитывается. Если профсоюзный орган выразил несогласие, то он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем дополнительные консультации. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления)
рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации. Такое требование установлено в ч. 3 ст. 82 ТК РФ.
Кроме того, законодательство позволяет установить иной порядок обязательного участия выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Такие правила (дополнительные гарантии) могут содержаться в коллективных договорах.
На наш взгляд, термин "функция защиты" недостаточно полно отражает ту многогранную деятельность, которую призваны осуществлять профессиональные союзы. Вряд ли можно считать только "защитной функцией", например, участие профкома в разработке положения о премировании работников или правил внутреннего трудового распорядка в организации. Поскольку деятельность профсоюзов выходит за рамки "защиты", представляется возможным говорить о функции "обеспечения прав и интересов работников".
Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ
РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН)
// Рос. газ. 1995. 5 апреля.
3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева:
МБТ, 1991. Т. 1.
4. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Женева:
МБТ, 1991. Т. 2.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // СЗ РФ.
2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. М., 2018.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30
декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 1. М., 2018.
7. О специальной оценке условий труда: Федер. закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ (в ред. от 1
мая 2016 г.) // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 6991; СПС "КонсультантПлюс".
8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федер. закон от 21 ноября 2011 г.
N 323-ФЗ (в ред. от 3 апреля 2017 г.) // СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724; 2017. N 15. Ст. 2136.
9. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ (в ред. от 28 декабря
2017 г.) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228; СПС "КонсультантПлюс".
10. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 декабря 2008 г. N
294-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2017 г.) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249; 2016. N. 18. Ст. 2503; СПС
"КонсультантПлюс".
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от
24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2017 г.) // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006; 2016. N 27. Ст. 4198;
СПС "КонсультантПлюс".
12. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федер. закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ (в ред. от 1 мая 2017 г.) // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч.
1). Ст. 18; СПС "КонсультантПлюс".
13. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон от 27
июля 2006 г. N 149-ФЗ (в ред. от 18 июня 2017 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; Рос. газета. 2017. N
133.
14. О персональных данных: Федер. закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ (ред. от 22 февраля 2017 г.) //
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451; 2017. N 9. Ст. 1276.
15. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г.
N 79-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; СПС "КонсультантПлюс".
16. Об объединениях работодателей: Федер. закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ (в ред. от 28
декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741; СПС "КонсультантПлюс".
17. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федер. закон от 14 ноября 2002 г.
N 161-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; 2016. N 22. Ст. 3097.
18. О минимальном размере оплаты труда: Федер. закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в ред. от 28
декабря 2017 г.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2729; СПС "КонсультантПлюс".
19. О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений:
Федер. закон от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218; СПС
"КонсультантПлюс".
20. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федер. закон от 8 февраля 1998 г. (в ред. от 3
июля 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; 2016. N 27. Ст. 4293.