Файл: Логопедический проект детей дошкольного возраста, посещающих коррекционноразвивающие занятия с учителем логопедом в доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Логопедический проект
детей дошкольного возраста, посещающих коррекционно-развивающие
занятия с учителем – логопедом в ДОУ
Название проекта: «Логопед и Я»
г. Когалым
Автор проекта:
учитель-логопед: Михайловская О.А

2
Паспорт проекта
Тема проекта: «Логопед и Я».
Вид проекта: краткосрочный.
Тип: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Сроки реализации: одна неделя (с 8 ноября по 12 ноября 2021г.)
Руководитель проекта: учитель – логопед Михайловская Ольга Андреевна.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях МАДОУ Колокольчик, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта:
 формировать практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
 ознакомить педагогов и родителей с работой учителя - логопеда в детском саду в условиях ДОУ;
 использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;
 создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
 побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
 вовлечь педагогов и родителей в коррекционно - педагогический процесс;
 использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
 вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.
Актуальность проекта
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект «Логопедические тропинки», во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно- образовательном процессе
ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.


3
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта:
- развивать высшие психические функции;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;
- развивать творческие способности;
- развивать координацию речи с движением.
Этапы реализации проекта:
Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки» и разработка плана проведения недели «Логопед и Я».
Организационный: консультирование педагогов, разработка плана, объявление о проекте, анкетирование родителей.
Основной: оформление стенгазеты, проведение подгрупповых занятий по плану, взаимодействие с родителями, с воспитателями, просмотр мультфильма, проведение выставки.
Итоговый: отчет на педсовете ДОУ.
План работы

Дни недели
Мероприятия
Участники
1 Понедельник
Открытие
недели
1. Совместный просмотр мультфильма
«Зачем мы говорим?» https://www.youtube.com/watch?v=NqaWdWr
ZsaA
2. Подгрупповое занятие «Сказка о веселом язычке». Подготовительная к школе группа. Приложение 5.
3. Анкетирование родителей: «Вопрос логопеду». Приложение 1.
Учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы, родители.
2 Вторник
1. Семинар-практикум для педагогов
«Логопедическое ассорти».
Приложение 4.
2. Занятие в средней группе «Здравствуй, умный язычок!» Приложение 3
Учитель-логопед, воспитатели.
Учитель-логопед, дети средней группы.
3 Среда
1. «Оформление выставки «Первая буква моего имени…».
2. Подгрупповое занятие «Юные археологи» (старшая группа).
Приложение 2.
Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети.
Учитель-логопед, дети старшей группы.

4 4 Четверг
1. Информационная работа с родителями через чат «вотсап». Приложение 6.
 «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека);
 «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Учитель-логопед, родители.
5 Пятница
Закрытие
недели
1. Оформление стенгазеты «Логопед глазами детей»
2. Подведение итогов.
Учитель-логопед, дети.
Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Использованная и рекомендуемая литература:
1.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-
М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.


5
Приложение 1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Общие сведения:
Ф. И. О. ребенка, возраст ______________________________________
Родители (И.О.):
Мама _______________________________________________________
Папа________________________________________________________
Кто занимается воспитанием ребенка? ____________________________
Вопросы:
1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.) ___
2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ________________________
3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном) __________
4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ____________________________
Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение); нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).
5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?_________________________________
6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?______________________
7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?____________________________
8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___________________
9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз;
3 раза; ежедневно- подчеркнуть? _______________________
10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) -
(менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.
11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?
________________________________________________________________
12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.
Заранее благодарю за сотрудничество!

6
Приложение 2
Логопедическое занятие с применением пескотерапии «Юные археологи»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, учебная.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие.
Задачи образовательные:
- Закрепить знания о звуке «А» и букве «А»;
Задачи коррекционные:
- Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух, вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Задачи воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Материалы и оборудование: песочный стол с сухим песком, кинетический песок, кисточки; буквы пластмассовые, салфетки, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А сейчас в ладошках передадим тепло и доброту нашей улыбки.
2. Основная часть занятия
Логопед: Ребята, посмотрите, а здесь какое- то письмо лежит. Как вы думаете, может это для нас? Прочитаем?


7
«Дорогие ребята, помогите нам, у нас в Песочной стране пролетел сильный ветер, песок «разлетался» в разные стороны. Потом ветер затих, песок осел, и пропала одна буква. Помогите нам найти пропавшую букву, пожалуйста. Но, обязательно соблюдайте правила Песочной страны!».
Логопед: Ну что, ребята, поможем найти пропавшую букву ? отправимся в Песочную страну? А чтобы попасть в песочную страну, нужно знать сказочные, волшебные слова. Ребята встаем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Дружно и громко произнесем волшебные слова!
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Логопед:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по- нашему, вели!
Посмотрите, мы попали с вами в песочную страну!
Логопед: Слушайте и запомните правила Песочной страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?
Логопед: Но пропавшую букву могут найти сильные, смелые люди – Археологи. А кто такие археологи? (Это профессия людей, которые ведут раскопки)
Логопед: Сейчас мы наденем бандамки археологов и превратимся в настоящих археологов. А я буду главным археологом, поэтому слушаем только мою команду!
Упражнение «Здравствуй, песок».

8
Логопед: Как вы считаете, что нужно сделать, если вы попали в новое место?
(Поздороваться.)
Положите руки на песок. Что вы чувствуете, какой он на ощупь? (холодный мягкий).
Мы будем делать раскопки, и искать пропавшую букву, а в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем:
Пальчиковая гимнастика:
Песочек в руки набираем
(Дети набирают песок)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался
Чтоб в руках у нас остался
(Крепко сжимают кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Стряхнули с рук песок.
И за работу! ОХ!
Логопед: А вы знаете, какие инструменты нужны археологам? Археологи за работу!
Поработаем нашими инструментами.
(логопед рисует упражнение на песке и показывает картинку (презентаця) дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук на песке)
Артикуляционная гимнастика:
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент кладем лодоши на песок)
«Молоток» - улыбнуться, ударять кончиком языка по альвеолам, стучим кулачками по песку.
«Щетка» - проводим языком за нижними и за верхними зубами, пальцами двигаем вправо-влево
«Кисточка» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба, пальцами двигаем вверх-вниз


9
Логопед: Ребята, давайте попробуем поискать с помощью кисточек.
Игра «Что под песком?»
- картинка (Буква “А”) засыпается тонким слоем песка. Дети с кисточкой открывают изображение.
Логопед: Молодцы археологи, вы отлично потрудились и нашли букву А.
Логопед: Вспомним с вами, а какой звук А? (живёт в красном замке, потому что он гласный, а что делает рот при произнесении звука «А»)
Логопед: Ребята, звук А хочет с нами поиграть… Поиграем с ним? Он предлагает нам поиграть в игру «Спрячь ручки» (Развитие фонематического слуха и восприятия)
«Если вы услышите звук [А] спрячьте ручки в песке. На другие звуки – руки держите над песочницей». Дети выполняют соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд звуков.
ЗВУКИ: А, И, О, А, У,А.
Логопед: Вот мы с вами и нашли букву «А», а чтобы она больше не пропадала, нам нужно нарисовать букву «А» на волшебном песке, проходите за стол. (Дети становятся по кругу и рисуют букву А).
Логопед: Ребята, вот мы и помогли Песочной стране, найти букву “А”, стали ей настоящими друзьями. Песочня страна всегда будет вас ждать.
(ДЕТИ ПРОТИРАЮТ РУКИ ВЛАЖНЫМИ САЛФЕТКАМИ) Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
3. Рефлексия
Логопед:
- В какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Кому вы расскажете о нашем путешествии?
- Ребята спасибо вам за работу на занятии!

10
Приложение 3
Логопедическое занятие в средней группе.
«Здравствуй, умный язычок!»
Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Задачи коррекционные и диагностические:
1. Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
2. Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
3. Формировать координацию речи с движениями тела.
4. Развивать высшие психические функции – память, внимание.
5. Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).
Задачи образовательные:
1. Учить отвечать на вопросы простым предложением.
2. Расширять активный словарь.
Задача
воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.
Ход занятия.
Дети вокруг логопеда.
– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться!
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной