Файл: Логопедический проект детей дошкольного возраста, посещающих коррекционноразвивающие занятия с учителем логопедом в доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.
Листик № 1 (сила выдоха)
– Ответьте на вопрос:
– Какое сейчас время года? (осень)
– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.
– И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.
Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.
Листик № 2(крупная моторика)
– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».
– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться),
Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть),
И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).
Листик № 3 (мелкая моторика)
– Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».
Я вам показываю, а вы повторяйте движения.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого

12
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.
Листик № 4(артикуляционный аппарат)
– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.
Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»
Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»
Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.
-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).
Дети повторяют, глядя в зеркало.
– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком.
Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.
Общий комплекс упражнений для языка.
– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.
Дети под музыку раскрашивают картинку.


13
Приложение 4
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Познакомить педагогов с приемами работы с детьми по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи:

Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.

Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.

Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников

Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:

речевое развитие

познавательное развитие

физическое развитие.
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале и предлагает на выбор жетоны разного цвета.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем семинаре
«Логопедическое ассорти».
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является систематическая работа по постановке речевого дыхания, развитию фонематического слуха, а также проведение артикуляционной гимнастики.
Предлагаю начать нашу работу с артикуляционной гимнастики, ведь именно она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Часто с детьми я провожу гимнастику с помощью сказки и показом движений.
Попробуем?
Сказка про язычок.
В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

14
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и
нижние зубы)
Поцеловать они всех попытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в
положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем
заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю
губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние,
то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной
уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней
губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»
Молодцы! Подготовили свой артикуляционный аппарат, теперь можно и к играм приступать.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку


15 затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
На своих занятиях я отвожу на эту работу немало времени. Предлагаю поиграть.
Игры на развитие речевого дыхания
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле!
Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
«Снег идёт!»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация


16 губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты или кусочек бумаги.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Молодцы! Понравилось играть?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Игра «Найди
звук»
Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
Игра «Придумай
слово»
Дети встают в круг.. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
Картинки к игре «Найди звук». На черно-белом варианте назвать слова, в которых встречается звук [с], а на цветном варианте назвать слова, которые начинаются на звук
[р].
Спасибо!
А сейчас я предлагаю поиграть в небольшой мозговой штурм. Перед началом семинара вы все брали жетоны разного цвета, теперь прошу объединиться в подгруппы по цвету карточек.

17
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы по 3-4 штуки на каждую подгруппу, дается минуту на размышление, и рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка. Спасибо за работу!
Вот и закончилась игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми во многом зависит от совместной работы логопеда и воспитателя. На занятия к логопеду поступают дети в основном с 5 лет, но работу по формированию звукопроизношения необходимо вести с первых дней поступления в детский сад. Поэтому воспитатель является первым помощником логопеда в работе по развитию всех компонентов необходимых для формирования звукопроизношения – развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, фонетического слуха и восприятия. В нашей работе главная цель - развитие речи детей, в ногу со временем следуем ей!
Рефлексия - "Плюс-минус-интересно".
Я предлагаю всем участникам семинара заполнить табличку.
Плюсы - записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
Минусы - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной.
Интересно - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!


18
Список литературы
1. Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
2. М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера»
2003 год.
3. Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва
ТЦ «Сфера» 2001 год.
4. С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-
Пресс, Новая школа 1998 год.
5. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб:
Корона 2004 год.
6. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
7. Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва
Просвещение 1989 год.
8. Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
9. Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
10. Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
11. М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера,
2007.
13. П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей
«Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
14. Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
15. Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ
«Сфера», 2001.
16. Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
17. В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
18. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
19. Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.

19
Приложение 5
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и
спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-
повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот,
закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу),
потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он
погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую
сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них ( язычок тянуть
вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать
верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и
против)
Потом захотелось ему пить ( язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5
раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по
нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать ( язычок «приклеить» к нёбу и
открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в
кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за
нижними зубами:С-С-С-С),
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в
форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык
стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!