Файл: Практических заданий по дисциплине криминалистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 867

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КРИМИНАЛИСТИКА





Группа 20Ю271в


Студент




Е.А. Селюков















МОСКВА 2023

Задача № 1

Следователю предстояло допросить 6-летнюю Симонову, подвергшуюся сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины.

Где должен быть произведен допрос? Кто должен участвовать и кто может присутствовать при производстве этого допроса? В чем состоят психологические и тактические особенности допроса малолетнего потерпевшего (свидетеля)?

Ответ: 

В указанном случае, при допросе девочки должен участвовать социальный педагог (психолог) и кто-то из родителей, в качестве законного представителя. Психологические и тактические особенности допроса заключаются в том, что он будет производиться после беседы ребенка с психологом и оказания ему психологической помощи, допрос должен быть корректным, во избежание давления на психику пострадавшей, длиться не более 4-х часов. При получении заключения эксперта о нежелательности проведения следственных действий с потерпевшей дальнейшие допросы по возможности исключить.

Допрос должен быть произведен в максимально комфортных для потерпевшей условиях, без посторонних лиц.


Согласно п.1 ст.191 УПК РФ, допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

Порядок производства допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регулируется ст. 191 УПК РФ, в соответствии с которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

В отличие от ст. 425 УПК РФ ст. 191 УПК РФ не содержит положения об участии психолога. Для обеспечения правильного воздействия на формирующуюся личность детей и подростков участие психолога, альтернативно педагогу, должно иметь место не только в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, но и малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Несовершеннолетний потерпевший или свидетель, так же как и несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, нуждается в помощи специалиста-психолога, поскольку допрос может травмировать психику ребенка, ставшего жертвой или очевидцем преступления. Об этом свидетельствует следующий пример из судебной практики. Так, в материалах уголовного дела, возбужденного по факту совершения преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ в отношении несовершеннолетней потерпевшей М., имеющей диагноз «Последствия органического поражения головного мозга с эмоционально-волевыми нарушениями», содержится ксерокопия из амбулаторной карты, которая 45 свидетельствует об ухудшении здоровья М. в связи с перенесенной ей нервно-травмирующей ситуацией после совершения в отношении ее преступления, а также после допросов следователем, где она испытывает нервно-эмоциональные перегрузки, которые ей противопоказаны по состоянию здоровья.

При общении с ребенком следует проявлять искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт - сесть таким образом, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с лицом ребенка. Это смягчит возрастное разделение.

Если ребенок сам проявляет желание и способность рассказывать, то следует не прерывать его, а вмешиваться только тогда, когда ребенок остановится, задавать уточняющие вопросы. Также можно в подобных паузах в рассказе ребенка повторить последнюю сказанную им фразу или слово, чтобы показать свою заинтересованность и то, что следователь слушает ребенка, что его рассказ интересен, важен. Реакция следователя на рассказ ребенка должна только подтверждать интерес к сказанному, а не передавать эмоции по отношению к случившемуся - неодобрение, возмущение, осуждение.



На подготовительном этапе допроса несовершеннолетнего (малолетнего) потерпевшего, свидетеля необходимо разработать четкий план того, что нужно выяснить у ребенка в ходе проведения следственного действия, после чего на основании составленного плана подготовить список вопросов.


Задача № 2

Из протокола допроса Махового, обвиняемого в совершении убийства водителя такси: «Вопрос следователя: вам предъявляется  удавка, изготовленная из электрического шнура зеленого цвета диаметром 0,7 см с разлохмаченными концами, обнаруженная на месте происшествия. Скажите, эту ли удавку вы использовали при совершении преступления?

     Ответ Махового: Да, именно эту удавку я использовал при совершении преступления».

Какую тактическую ошибку допустил при постановлении этого вопроса следователь и каковы могут быть ее последствия с учетом того, что обвиняемый не допрашивался об особенностях орудия преступления, использованного им для убийства? Как следовало сформулировать вопрос обвиняемому об орудии преступления? 

Ответ: 

1. При постановке вопроса следователя, следователем была совершена ошибка. В заданном вопросе содержится ответ, то есть этот вопрос - наводящий, предполагающий ответ Ч. 2 ст. 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

 Впоследствии допрашиваемый может попросить суд признать такой допрос незаконным. В связи с тем, что обвиняемый не допрашивался об особенностях орудия преступления, использованного им для убийства, следователь обязан был сначала провести допрос об орудии совершения преступления. При предъявлении удавки следователь должен был предоставить не одну удавку, а несколько.

 2. Следователю следовало сформулировать вопрос обвиняемому об орудии преступления следующим образом: «Вам предъявляется несколько удавок, изготовленных из электрического шнура. Скажите, какую из этих удавок вы использовали при совершении преступления?» 

Задача № 3

Опишите строение подошвы стопы ноги человека:

1 - плюсневая часть

2 – промежуточная часть

3 – пяточная часть

А – передний край

Б – внешний край

В – задний край

Г – внутренний край

Задача № 4

29 января около 23 часов в дежурную часть РОВД обратился Дьяченко и заявил, что несколько минут назад он подвергся ограблению. Двое неизвестных ему молодых людей под предлогом просьбы дать закурить остановили его. Один из них приставил ему к груди какой-то блестящий предмет и потребовал отдать деньги. Дьяченко вытащил из кармана бумажник, в котором было 6100 руб. денег (зарплата, полученная им в этот день), и, протягивая его грабителям, якобы 2 случайно уронил его на землю. Воспользовавшись тем, что грабители нагнулись за бумажником, он убежал. Есть ли надлежащие основания и повод для возбуждения по заявлению Дьяченко уголовного дела? Нуждается ли это заявление в дополнительной проверке? Если нуждается, то какие проверочные действия надо произвести по этому заявлению? Сформулируйте типичные версии, вытекающие из заявления Дьяченко. Какие неотложные следственные и оперативно-розыскные действия необходимо произвести по делу, возбужденному по заявлению Дьяченко? Произведите допрос Дьяченко.


Ответ

Для возбуждения уголовного дела имеется заявление о преступлении, но основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В этом случае заявление нужно дополнительно проверить. Это может быть и осмотр места происшествия и объяснения очевидцев.

Версии: Преступление совершено лицом, ранее не судимым, но неоднократно совершавшим еще не раскрытые грабежи и разбои аналогичным способом.

Преступление совершено приезжими.

Преступление совершено лицом, ранее судимым за аналогичное деяние или другие однородные преступления.

Вопросы для допроса:

- при каких обстоятельствах, в какое время совершено преступление

- имело ли место в отношении потерпевшего насилие, и если да, то в какой форме;

- имел ли преступник (преступники) оружие и какое;

 - какие действия и в какой последовательности были совершены преступником по нейтрализации оказанного ему сопротивления, обнаружению и завладению имуществом; д) какое имущество похищено, из какого места, каковы его данные (принадлежность, стоимость, размер и т.д.);

- какими словами сопровождались действия преступника, что он сделал после завладения имуществом (связал, избил потерпевшего, угрожал ему на случай дачи уличающих показаний и т.д.);

- как похищенное имущество было унесено с места происшествия;

- в каком направлении и каким способом скрылся преступник с места происшествия;

- какие действия совершил потерпевший во время нападения и какие слова произнес, как на это реагировал преступник, иные лица;

- какие телесные повреждения причинены потерпевшему, что им было сделано после того, как преступник скрылся;

- кто может подтвердить, что у потерпевшего имелось имущество, которое было похищено, в каких документах нашел отражение этот факт;

- кто мог наблюдать происходившее?

- сколько было преступников, какие действия были совершены каждым из них, кто и что при этом говорил;

- каковы приметы преступника (преступников), его одежды и предметов, которые у него имелись (в том числе транспортных средств);


 - маскировал ли он свою внешность, если да, то каким образом;

 - знает ли потерпевший преступника, если да, то кто он, подозревает ли потерпевший кого-либо в совершении преступления, видел ли ранее нападавшего, если да, то где и при каких обстоятельствах;

- может ли опознать преступника?;

 - какие вещи и следы преступник оставил на месте происшествия;

- какие следы на теле и одежде преступника, иных принадлежащих ему вещах, с которыми он скрылся, образовались во время преступления?