Файл: Роль Конституции Российской Федерации в формировании правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетных данных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Роль Конституции Российской Федерации в формировании правил ведения бухгалтерского учета и формирования отчетных данных.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Госу­дарство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологиче­ское руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости.

В свою очередь Прави­тельство предоставляет право своим отдельным органам разрабаты­вать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании за­конодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законо­дательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регу­лируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирова­ния можно подразделить на четыре уровня документов:

законы и иные акты законодательства РФ;

положения по бухгалтерскому учету;

методические указания по ведению бухгалтерского учета;

рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

2. Четырехуровневая система регулирования и стандартизации правил ведения бухгалтерского учета   в РФ.

Под системой правового регулирования бухгалтерского учета понимают совокупность нормативных актов и отдельных пра­вовых норм, регулирующих отношения в этой сфере.

   Систему правового регулирования бухгалтерского учета можно представить как состоящую из документов четырех уровней:

  • 1 уровень - Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормы которых но­сят императивный характер;

  • 2 уровень - подзаконные акты, нормы которых носят императивный характер (например, Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказами Минфина России);

  • 3 уровень - подзаконные акты, нормы которых носят отчасти диспозитивный характер (например,  методические указания органов специальной компетенции);

  • 4 уровень - локальные акты организаций (например, учетная политика организации).


  1. Классификация нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ, их применение.

  1. Федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов;

Федеральные стандарты бухгалтерского учета устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для экономических субъектов, за исключением организаций бюджетной сферы. Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы.

  1. Отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов;

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

3) Нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, и документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 443-ФЗ)

4) Рекомендации в области бухгалтерского учета;

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

  1. Стандарты экономического субъекта. (часть 1 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)


  1. Проблемы формирования учетной политики предприятия.

При формировании учетной политики организация сталкивается с такими распространенными проблемами, как:

- несовершенство действующего законодательства и несогласованность отдельных правовых актов между собой (обилие и разнообразие законов, подзаконных актов, инструкций и постановлений, а также необходимость сопоставления их друг с другом приводят к возникновению вопросов и нестыковок на начальном этапе);

- формальное отношение специалистов к формированию учетной политики (сформировано четкое представление о том, что учетная политика является формальным документом, который составляется в обязательном, принудительном порядке и воспринимается как обязанность; отсутствие на этапе формирования понимания того, как сильно выбранные методы учета влияют на конечный результат деятельности организации, а при его присутствии составление учетной политики в последний момент и по остаточному принципу, следовательно, неоказание достаточного внимания вопросам, отражаемых в учетной политике принципов работы организации);

- сложность выбора экономически оправданного варианта учета и оценки конкретных объектов (отсутствие рекомендаций и четкого алгоритма выбора вариантов учета и оценки обусловлено спецификой деятельности каждой организации в отдельности, по этой причине учетная политика не может быть составлена с использованием готовых шаблонов; отсутствие достаточных знаний, навыков и понимания специфики деятельности организации приводит к проблемам в выборе форм и методов ведения бухгалтерского учета).

  1. Соотношение финансовой, учетной и налоговой политики предприятия.

Разработка системы бухгалтерского и налогового учета взаимосвязаны — невозможно поставить налоговый учет, не проведя анализ системы бухгалтерского учета и не осуществив необходимые корректировки бухгалтерского учета. Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.


Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот. Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой — приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит реализовать одну из основных целей бухгалтерской отчетности — обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.

Отсутствие возможности установить взаимосвязь налоговой и бухгалтерской прибыли не позволяет инвесторам оперативно оценить влияние налоговой составляющей на финансовый результат деятельности организации в целом.

  1. Особенности формирования учетных данных в группе взаимосвязанных организаций и составления консолидированной отчетности.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в объеме и порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету " Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96).

Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией исходя из (ПБУ 4/96) на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом: типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности.

Консолидированная бухгалтерская отчетность является особым видом бух.отчетности, составляется путем объединения показателей бухгалтерских отчетов взаимосвязанных предприятий, входящих в одну группу и характеризует имущественное и финансовое положение группы предприятий в целом на определенную отчетную дату, а так же финансовый результат деятельности группы за отчетный период.

Сводная бухгалтерская отчетность является специфической, нетрадиционной формой бух.отчетности т.к.имеет свои особенности:


Она содержит информацию об имущественном и финансовом положении группы взаимозависимых предприятий, т.е. нескольких юридических лиц, а не одного юр.лица, что выходит за рамки принципа имущественной обособленности.

Она составляется на основе данных отчетности предприятий группы, а не на основе данных бухгалтерского учета.

  1. Федеральный закон «О консолидированной отчетности».

Консолидированная отчетность — это систематизированная информация, отражающая результаты деятельности группы компаний, а именно:

  • финансовое положение и изменения в нем;

  • финансовые результаты деятельности.

Такое определение дано в п. 2 ст. 1 закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности.

Основное отличие консолидированной отчетности от индивидуальной (составленной отдельной фирмой) состоит в том, что в единое целое объединяется информация о финансовом положении и результатах работы сразу нескольких фирм (группы).

Закон не определяет понятие «группа компаний», отсылая для его детализации к МСФО (международным стандартам финансовой отчетности).

МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» называет группой компаний совокупность фирм, одна из которых носит название материнской (МК), а остальные именуются дочерними (ДФ).

Закон о консолидированной отчетности — документ, дающий не только официальное определение понятию финансовой отчетности группы компаний, но и устанавливающий требования по ее:

  • составлению;

  • представлению;

  • публикации.

Требования закона к консолидированной финансовой отчетности (КФО) представлены следующим образом:

  • При составлении КФО применяются международные стандарты.

  • КФО оформляется наряду с бухотчетностью этой компании, составляемой в соответствии с законом о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

  • КФО составляется на русском языке и в валюте РФ, подписывается руководителем компании или иными уполномоченными лицами.

  • Годовая КФО представляется акционерам и учредителям (или собственникам имущества) компании, а также в Центробанк РФ (если это предусмотрено законодательно). Срок представления КФО пользователям — до проведения общего собрания участников компании (но не позднее 120 дней после окончания отчетного года).

  • Годовая КФО должна публиковаться не позднее 30 дней после представления ее пользователям путем размещения в информационных системах общего пользования и (или) доступных СМИ.

  • КФО подлежит обязательному аудиту, в т. ч. такой аудит проводится и по промежуточной КФО, составлять которую должны кредитные организации и юрлица, торгующие ценными бумагами, котирующимися на рынке.