Файл: Барщина повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лидер этого направления – старец Нил Сорский.
Норманнская теория направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.
Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве. Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.
Огнищанин главный слуга, управитель хозяйства вотчины.
Опричнина – удел, выделяемый вдове великого князя, помимо (“опричь”) всех прочих уделов. В 1565-1572 гг. – особый царский удел Ивана IV Грозного с особым опричным судом, войском, государственным аппаратом. Также название системы внутриполитических мероприятий, осуществленных в этот же период.
Перегородчатая эмаль техника изготовления ювелирных украшений на основе заполнения цветной эмалью ячеек между перегородками из скани.
Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).
Погост по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.
Пожилое – установленная законами плата крестьянина владельцу земли за право уйти на другие земли, к другому владельцу.

Политическая (феодальная) раздробленность – этап в истории средневековых европейских государств, когда они были разделены на феодальные владения и собственник каждого из них сам издавал законы, судил, собирал налоги, содержал свою армию, а центральный правитель не имел реальной власти
Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Поместье вид феодального землевладения в России. Впервые поместья появляются в XIV в. как земельные владения, предоставляемые за несение военной службы без права передачи земли по наследству (так называемое условное землевладение). На протяжении XVI-XVII вв. наблюдается процесс сближения поместья с вотчиной. В начале XVIII в. этот процесс завершится слиянием поместья и вотчины. Владельцы поместий называются помещиками.
Посад название торгово-ремесленной части города на Руси.
Посадник в эпоху существования Древнерусского государства наместник князя. Позднее этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгороде и Пскове (до конца XV – начала XVI в.). Посадники избирались на вече из представителей наиболее знатных и богатых боярских родов.
Православие восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.
Приказ – орган центрального управления в России XVI – начале XVIII вв. Изначально приказом называлось особое поручение, дававшееся царем тому или иному боярину, позднее штат чиновников (дьяков), помогавших боярину исполнять свою роль и, наконец, орган центрального управления. В обиход термин “приказ” вошел в середине XVI в. В формировании приказной системы значительную роль сыграли преобразования Избранной Рады. Ликвидирована приказная система была в начале XVIII в., в процессе

петровских реформ.
Путь “из варяг в греки” водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.
Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.
Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.
Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.
Семибоярщина боярское правительство в его состав входили (семь человек: Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметев, Андрей Трубецкой и Борис Лыков), взявшее власть в Москве после свержения с престола Василия Шуйского в 1610 г. Номинально оставалось у власти до 1612 г. Фактически передало власть польскому гетману С. Жолкевскому, с которым заключило соглашение о призвании на российский трон королевича Владислава,
сына польского короля Сигизмунда III.

Скань изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу.
Слобода – в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название “слобода” – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев (Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX- XX вв. название “слобода” получали иногда пригородные промышленные посёлки.
Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в “Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.
Соседская община группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название “люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или
государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.
Стрельцы – в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землёй. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремёслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 и стрелецкого восстания 1698. Стрелецкое войско упразднено Петром I в связи с созданием регулярной русской армии.
Стоглавый собор церковный собор с участием Ивана IV в 1551 г. Был созван по инициативе светской власти. Унифицировал церковные обряды, объявил всех местночтимых русских святых общечтимыми, предписал создание училищ для подготовки священнослужителей, регламентировал нормы поведения духовенства, запретил монастырям основывать слободы в городах, установил неподсудность духовенства светскому суду и неприкосновенность церковного имущества.
Судебник – свод законов единого Российского государства, принятый великим князем московским Иваном III Васильевичем в 1497. Были установлены единые нормы суда для всей территории страны. 57-я статья Судебника вводила ограничение на крестьянский переход: крестьяне могли уходить от своих владельцев раз в году – неделю до и после осеннего Юрьева дня (26 ноября). При