Файл: Практическое задание Требования построения развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации Принципы и требования построения развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 2
по учебному курсу «___________________________________»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | (И.О. Фамилия) | |
Группа | (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2020
Практическое задание 2. Требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
№ п/п | Принципы (А.В.Петровский) | Характеристика принципов | Соответствие требованиям к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО |
1. | Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. | Развивающая среда создает условия для физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты. | Частично соответствует требованию вариативности среды, в части наличия в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) |
2. | Принцип активности, самостоятельности, творчества. | В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый должны становиться творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела. | Можно соотнести с принципом Насыщенность среды, в части ребований, что Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать ребену различные виды детскоц деятельности и побуждать его к этим видам деятельности |
3. | Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. | Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества. | Соответствует принципам Трансформируемость пространства и Вариативность среды |
4. | Принцип комплексирования и гибкого зонирования | Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляет способ перестановки мебели дающий возможность изменить пропорции и планировку помещений. | Этот принцип соотносится с принципами Вариативность среды, Полифункциональность материалов и Трансформируемость пространства |
5. | Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. | Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе с тем, окружающая обстановка должна, когда это необходимо, давать возможность отдохнуть, расслабиться. Это обеспечивается оптимальным по количеству и качеству набором стимулов. Нарушение оптимальности в ту или иную сторону может привести как к ограничению развития ребенка во всех сферах, так и к его дезориентации. | Данный принцип можно соотнести с принципами Безопасность предметно-пространственной среды и Доступность среды |
6. | Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. | Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Очень важно, чтобы в интерьере учреждения нашлось место простым, но талантливым этюдам, эстампам, абстрактным скульптурам, которые дадут ребенку представление об основах графического языка, о различных культурах: европейской, азиатской, африканской. Целесообразно показать детям разные стили одного и того же содержания сказки, эпизодов из жизни взрослых, детей: комичном, реалистичном и т.п.; специфику разных жанров художественных произведений. | Частично этот принцип соотносится с принципом Полифункциональность материалов, в части наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре); побуждающими детей к взаимодействию с ними |
7. | Принцип открытости – закрытости: – открытость Природе; – открытость Культуре; – открытость Обществу; – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка. | Принцип открытости-закрытости развивающей среды представляет развивающую среду как незамкнутую систему, определяет ее не только как развивающую, но и как развивающуюся. Среда должна иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. | |
8. | Принцип учета половых и возрастных различий детей. | Построение игровой среды с учетом возрастных возможностей и половых различий (предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности). Таким образом, предметно-развивающая среда ДОУ строится с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. | Частично этому принципу отвечает Вариативность среды, в части наличия разнообразного игрового материаа отвечающего потребностям детей разного пола |
1 Оставить нужное