Файл: Практическое задание Требования построения развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации Принципы и требования построения развивающей предметнопространственной среды дошкольной образовательной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 __________________________________________________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
(код и наименование направления подготовки, специальности)
(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 2
по учебному курсу «___________________________________»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

(И.О. Фамилия)




Группа

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2020
Практическое задание 2. Требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Принципы и требования построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации



п/п


Принципы

(А.В.Петровский)


Характеристика принципов

Соответствие требованиям

к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО

1.

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Развивающая среда создает условия для физической позиции – общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

Частично соответствует требованию вариативности среды, в части наличия в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.)

2.

Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый должны становиться творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.

Можно соотнести с принципом Насыщенность среды, в части ребований, что Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать ребену различные виды детскоц деятельности и побуждать его к этим видам деятельности

3.

Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.

Соответствует принципам Трансформируемость пространства и Вариативность среды

4.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляет способ перестановки мебели дающий возможность изменить пропорции и планировку помещений.

Этот принцип соотносится с принципами Вариативность среды, Полифункциональность материалов и Трансформируемость пространства

5.

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе с тем, окружающая обстановка должна, когда это необходимо, давать возможность отдохнуть, расслабиться. Это обеспечивается оптимальным по количеству и качеству набором стимулов. Нарушение оптимальности в ту или иную сторону может привести как к ограничению развития ребенка во всех сферах, так и к его дезориентации.

Данный принцип можно соотнести с принципами Безопасность предметно-пространственной среды

и Доступность среды

6.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Очень важно, чтобы в интерьере учреждения нашлось место простым, но талантливым этюдам, эстампам, абстрактным скульптурам, которые дадут ребенку представление об основах графического языка, о различных культурах: европейской, азиатской, африканской. Целесообразно показать детям разные стили одного и того же содержания сказки, эпизодов из жизни взрослых, детей: комичном, реалистичном и т.п.; специфику разных жанров художественных произведений.

Частично этот принцип соотносится с принципом Полифункциональность материалов, в части наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре); побуждающими детей к взаимодействию с ними

7.

Принцип открытости – закрытости:

– открытость Природе;

– открытость Культуре;

– открытость Обществу;

– открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

Принцип открытости-закрытости развивающей среды представляет развивающую среду как незамкнутую систему, определяет ее не только как развивающую, но и как развивающуюся. Среда должна иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.




8.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение игровой среды с учетом возрастных возможностей и половых различий (предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).

Таким образом, предметно-развивающая среда ДОУ строится с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Частично этому принципу отвечает Вариативность среды, в части наличия разнообразного игрового материаа отвечающего потребностям детей разного пола



1 Оставить нужное