ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Компьютерные системы поддержки принятия решений
По предмету : Методы принятия управленческих решений
Выполнил: Арабов Д.А. Направление подготовки: Менеджмент Форма обучения: заочная Оценка: ____________________________ ____________________________ Подпись Фамилия И.О. “____”________________20___ г.
Омск, 2023
Содержание :
-
Введение -
Компьютерные системы поддержки принятий решений -
Задачи компьютерных систем поддержки принятия решений -
Заключение -
Литература
Введение
Возможности вычислительной техники находят всё большее применение для решения управленческих задач. Персональные компьютеры дали возможность всем руководителям получить доступ ко всем информационным базам своей организации, а сеть Интернет
позволила выполнять информационный обмен как в пределах своего государства, так и, по сути, по всему миру. Любая коммерческая, общественная или правительственная структура сегодня вырабатывают серьёзные решения только с применением компонентов анализа при
помощи компьютерных систем.
Характеристики оборудования и программного обеспечения постоянно становятся лучше, а себестоимость или растёт совсем не много, или вовсе остаётся прежней. Компании совершенствуют распределённые системы, которые обеспечивают доступность информации, расположенной в разных точках, и объединяют их с другими различными системами
управления и информирования.
Системы компьютерной помощи в сфере управления добавили новые компоненты в процесс выработки решений, а именно творческие составляющие применения средств вычислительной
техники. Они сочетают в себе оценки и решения, которые были получены классическими методами математики, с субъективной оценкой, выполненной на базе познаний руководящего работника. Это объясняется тем обстоятельством, что при выработке решения руководитель всегда учитывает свой предыдущий опыт и свой субъективный взгляд на разные процессы. По
этой причине в возможных версиях решений, предложенных компьютером, руководящий работник хочет увидеть их обязательный учёт, а не просто оптимальный вариант решения, неучитывающий его интересы.
2. Компьютерные системы поддержки принятия решений
По существу, принимать решения людям приходится каждый день, этот процесс является частью их каждодневной жизни. Как правило, он состоит в генерировании набора возможных вариантов решения, далее они оцениваются, и выбирается лучший, по мнению человека, вариант. В процессе анализа альтернативных вариантов человек вынужден принимать во внимание много различных требований, которые могут быть противоречивы. И, как следствие,человеку необходимо выполнить оценку вариантов решения по большому количеству параметров. Противоречивые требования, разноплановая ситуационная оценка, возможная
ошибочность выбранных приоритетов существенно затрудняют выбор правильного решения.
Но гораздо более важно другое. Поменялся набор решаемых людьми задач в самых разных областях их жизни и работы. Появились новые ещё не ставшие привычными для них проблемы.
Веками человек принимал решения, учитывая пару важных требований без учёта большинства остальных. Сегодня ситуация в корне поменялась. Подавляющее число проблем и задач стали обрастать большим количеством критериев, которые люди вынуждены принимать в расчёт.
Формализовать методику выработки решений, осуществить их оценку и согласовать очень не просто. Рост информационных объёмов, которые поступают в руководящие органы и прямо к руководящим работникам, повышение сложности разрешаемых задач, учёт огромного количества взаимозависимых параметров и скоротечности ситуации вынуждают использовать вычислительное оборудование при выработке решений. Это вызвало появление новой разновидности компьютерных систем, а именно систем поддержки принятия решений (СППР).
Сама эта терминология возникла в семидесятых годах прошлого века. СППР является системой машины и человека, которая позволяет руководящим работникам применять собственные познания и видение ситуации, объективное и субъективное моделирование, и выполняет следующий набор функций:
1. Осуществление ситуационного анализа.
2. Генерирование допустимых решений по управлению ситуацией (сценария развития событий).
3. Выработка оценочных характеристик каждого варианта (сценария) и осуществление оптимального выбора.
4. Поддержание непрерывного информационного обмена по ситуации с принимаемыми решениями и выработка согласия по групповому решению.
5. Построение модели принимаемого решения, если есть такая возможность.
6. Осуществление компьютерного анализа вероятных последствий от принимаемого решения.
7. Получение информации об итогах выполнения выработанных решений и оценивание итогов.__
На компьютерную поддержку принятия решения сильно влияют неопределённость и оценочная субъективность. Неопределённость состоит в том, что руководящий работник не в состоянии сделать оценку вероятности того или иного развития ситуации. Неопределённость считается всегда присутствующим компонентом процесса выработки решения. Различают
следующие классы неопределённости:
Неопределённость, вызванная не полной информацией о задаче, по которой формируется решение.
Неопределённость, вызванная незнанием фактической, точной реакции внешней среды на предполагаемые действия.
Неопределённость, вызванная тем, что человек, принимающий решения, неточно понимает поставленные цели.
Привести проблемы с такими неопределённостями к чётко сформулированной цели в принципе невозможно. Прежде необходимо убрать неопределённости. Распространённым методом, позволяющим снять неопределённость, является получение субъективной оценки
специалиста, которая определяет его предпочтительный выбор. Субъективной оценкой руководящего работника является оценка, которую он делает, опираясь на собственный опыт, интуицию, а не на базе совершенно точных знаний. То есть, специалист или руководящий
работник исходит из собственного субъективного представления об оптимальности допустимых альтернативных решений и степени значимости разных факторов.
Основой успешного функционирования производственной среды является принятие решений, адекватных условиям, в которых функционируют объекты. Системы поддержки принятия решений, в которых сконцентрированы мощные методы математического моделирования, науки управления, информатики, являются инструментом, призванным оказать помощь руководителям в своей деятельности во все усложняющемся динамичном мире.
На первых этапах использования ЭВМ в процессе принятия решений копировался человеческий подход к решению проблем.
Преимущество компьютера состоит в большом быстродействии и памяти с возможностями расширения до необходимых размеров, что делает его необходимым практически во всех областях человеческой деятельности.
В принятии решений важнейшими областями, в которых компьютер становится ближайшим помощником человека, являются:
- быстрый доступ к информации, накопленной в компьютере, лица, принимающего решение, (ЛПР) или /ив компьютерной сети, к которой подключен;
- осуществление оптимизации или интерактивной имитации, основанных на математических или эвристических моделях;
- нахождение в базах данных принятых ранее решений в ситуациях, подобных исследуемым, для использования ЛПР в подходящий момент;
- использование знаний лучших в своей области специалистов, включенных в базы знаний экспертных систем;
- представление результатов в наиболее подходящей для ЛПР форме. Но традиционное использование ЭВМ не самое эффективное. Руководитель, кроме информации из базы данных, кроме некоторых экономических или технологических расчетов, в своей деятельности встречается с большим количеством задач по управлению системой, которые не решаются в рамках традиционной информационной технологии. Эти соображения привели к разработке нового типа компьютерных систем, называемых "системами поддержки принятия решений" (СППР). Приведем несколько определений, которые показывают как эволюционировал смысл, вкладываемый в системы поддержки принятия решений.
СППР - совокупность процедур по обработке данных и суждений, помогающих руководителю в принятии решений, основанная на использовании моделей .
СППР - это интерактивные автоматизированные системы, помогающие лицу, принимающему решения, использовать данные и модели слабоструктуризированных проблем .
СППР - это компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматизированную систему, которая полностью выполняет весь процесс решения .
СППР - это системы обработки на ЭВМ информации в целях интерактивной поддержки деятельности руководителя в процессе принятия решений.
Можно выделить два основных направления такой поддержки:
- облегчение взаимодействия между данными, процедурами анализа и обработки данных и моделями принятия решений, с одной стороны, и ЛПР, как пользователя этих систем - с другой;
- предоставление вспомогательной информации, в особенности для решения неструктурированных или слабоструктурированных задач, для которых трудно заранее определить данные и процедуры соответствующих решений.
Другими словами, СППР - это компьютеризированные помощники, поддерживающие руководителя в преобразовании информации в эффективные для управляемой системы действия. Эти системы должны обладать такими качествами, которые делают их не только полезными, но и незаменимыми для ЛПР. Как любые информационные системы, они должны обеспечивать специфические нужды процесса принятия решений в информации. Кроме того, и это, видимо, главное - она должна адаптироваться к его стилю работы, отражать его стиль мышления. СППР должна ассистировать все (в идеале) или большинство важных аспектов деятельности ЛПР, который, будучи руководителем, выполняет множество функций. Руководитель являясь, лидером и организатором взаимодействия своих сотрудников в организации и с другими партнерами, передает поступающую извне информацию своим подразделениям в соответствии с потребностями выполнения специфической деятельности. Как организатор принятия решений ЛПР обеспечивает корректиторовку непредвиденных отклонений от
нормального функционирования системы, определяет стратегию выделения ресурсов для различных областей деятельности организации.
СППР должны иметь возможность адаптироваться к изменению вычислительных моделей, общаться с пользователем на специфическом для управля емой области языке (в идеале на естественном), представлять резуль таты в такой форме, которая способствовала бы более глубокому пониманию результатов.
Роль СППР не в том, чтобы заменить руководителя, а в том, чтобы повысить его эффективность. Цель СППР заключается не в автоматизации процесса принятия решения, а в осуществлении кооперации, взаимодействия между системой и человеком в процессе принятия решений.
В этом контексте реальные пределы в поддержке решения определяются не столько возможностями информатики, сколько пониманием процесса принятия решений.
СППР должна поддерживать интуицию, уметь распознавать двусмысленность и неполноту информации, и иметь средства для их преодоления. Они должны быть дружественными ЛПР, помогая им в концептуальном определении задач, предлагая привычные представления результатов.
Каждый руководитель обладает присущими только ему знаниями, талантом, опытом и стилем работы. Одной из целей СППР является помощь человеку в улучшении этих своих качеств. Кроме известных требований, к информационным системам (мощная СУБД, которая обеспечивает эффективный доступ к данным, их целостность и защиту; развитые аналитические и вычислительные процедуры, обеспечивающие обработку и анализ данных; транспортабельность, надежность, гибкость, возможность включения новых технологических процедур , СППР должны обладать специфическими чертами :
* возможностью выработки вариантов решений в специальных, неожиданных для ЛПР ситуациях;
* возможностью моделей, применяемых в системах, адаптироваться к конкретной, специфической реальности в результате диалога с пользователем;
* возможностью системы интерактивного генерирования моделей (пока достаточно простых).
Не всегда ЛПР имеет хорошо определенную цель в каждой ситуации. В этих случаях решение является исследовательским процессом, а СППР - это средство более углубленного познания системы и усовершенствования своего стиля работы руководителем.
Как правило, СППР имеют модульную структуру, что позволяет включать новые процедуры и модернизировать уже включенные в систему в соответствии с новыми требованиями.