Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 577
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный университет физической культуры»
Кафедра Анатомии
РЕФЕРАТ по дисциплине: «Динамическая анатомия»
На тему: «Анатомический анализ стартового положения пловца»
Выполнил: студент ___ группы
Ф.И.О.
Проверил: к.п.н., доцент
кафедры анатомии
Борисова Т. В.
Челябинск 2023 г.
Содержание
Введение 4
1. Общие понятия об анатомии спорта 5
2. Анатомо-физиологические особенности старта спортсмена-пловца 10
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в мире спорта до сих пор продолжаются споры вокруг поиска идеальной стартовой позиции для спортсмена-пловца. Не секрет, что в мире плавания для успеха или неудачи имеет значение буквально сотая доля секунды.
Изнурительные тренировки могут подготовить тело и дух пловца к заплыву на определенную дистанцию. Однако начало победы находится в старте. Чрезмерное напряжение мышц оспины и ног может привести к их разрядке еще на этапе старта. В итоге в критический момент финиша спортсмену может не хватить сил для финишного рывка.
Неправильное положение тела может привести к неправильному (не полному) толчку от тумбы. В итоге спортсмен оказывается в воде не под нужным углом. Итог, он слишком рано всплывает для того что бы начать плыть в полную силу на поверхности воды.
Все эти тонкости являются ключом к победе в соревновании. Однако как говорилось выше старт – это ключ к победе. Со старта спортсмен должен уходить, уже имея напряженными для прыжка ногами и спиной. Однако это напряжение должно произойти именно в момент стартового прыжка.
1. Общие понятия об анатомии спорта
Анатомический анализ положений и движений человека как самостоятельный курс был впервые создан П. Ф. Лесгафтом и назывался "Курс теории телесных движений". Он состоял из анализа общих законов строения тела человека, анализа движений в суставах и анализа некоторых положений и движений тела. В последующем этот курс назывался "физическое образование" и преподавался вместе с педагогикой [1].
Отдельные положения теории телесных движений, многочисленные работы П.Ф. Лесгафта и его учеников послужили научной основой для введения (в системе подготовки кадров по физическому воспитанию) в один из предметов медико-биологического цикла – анатомию – специального раздела, посвященного анализу положений и движений спортсмена. Большая заслуга в создании этого раздела принадлежит М. Ф. Иваницкому, который не только систематизировал его материалы, но и дополнил новыми данными. Он предложил производить анализ положений и движений в определенной последовательности по специальному плану [20]:
I. Морфология положения или движения.
На основании визуального ознакомления с выполняемым упражнением, по фотографии или кино-грамме описываются поза исполнителя, положение тела и его отдельных частей (туловища, головы, конечностей) в пространстве. При анализе движения даются его общая характеристика, подразделение на фазы соответственно принятой классификации движений, описание отдельных фаз.
II. Механика положений или движений, то есть рассмотрение анализируемого упражнения с точки зрения законов механики, что очень важно для последующего понимания работы двигательного аппарата.
Здесь рассматриваются [3]:
1) действующие силы,
2) расположение общего центра тяжести (ОЦТ) тела и центра тяжести (ЦТ) его отдельных звеньев,
3) площадь опоры,
4) вид равновесия,
5) условия равновесия,
6) степень устойчивости,
7) центр объема и удельный вес тела.
При анализе движений тела необходимо обращать внимание на перемещение ОЦТ тела (траекторию), условия, при которых осуществляется движение по отношению к окружающей среде, к опорной поверхности, роль отдельных сил в выполнении движений (способствует, тормозит, не оказывает существенного влияния) и т. п.
III. Работа двигательного аппарата [4].
1. Состояние пассивного двигательного аппарата:
а) положение звеньев тела в суставах,
б) величина углов в суставах, амплитуда и направление движения,
в) расположение вертикали ОЦТ тела по отношению к осям вращения в суставах,
г) моменты силы тяжести отдельных звеньев тела.
2. Состояние активного двигательного аппарата:
а) определение функциональных групп мышц, обеспечивающих данное положение или движение,
б) состояние мышц (напряжена, расслаблена, укорочена, растянута),
в) характер опоры мышцы (проксимальная, дистальная),
г) характер выполняемой работы (удерживающая, уступающая, преодолевающая, баллистическая),
д) направление равнодействующей силы мышцы или группы мышц по отношению к осям вращения в суставах,
е) особенности моментов сил мышечной тяги при данном положении звеньев тела в суставах,
ж) отношение между мышцами-антагонистами и синергистами,
з) роль двухсуставных мышц.
IV. Особенности механизма внешнего дыхания [6]:
1) состояние межреберных мышц,
2) положение и экскурсия диафрагмы,
3) состояние мышц живота,
4) положение грудной клетки (растянута, сдавлена),
5) тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный).
V. Особенности расположения и функции внутренних органов, состояние сердечнососудистой системы при выполнении физических упражнений [2].
VI. Влияние данного упражнения на организм [7]:
а) на скелет,
б) на мышцы,
в) на другие органы и системы,
г) на координацию движений,
д) на осанку тела и т. п.
При этом анализируется не только положительное влияние упражнения на организм, но и отрицательное, если оно имеет место: неравномерное развитие мышц, сколиозы, плоскостопие, необычные условия для функционирования внутренних органов.
VII. Выводы и рекомендации [13].
На основе произведенного анализа даются практические советы по применению наборов упражнений лицами различных возрастно-половых групп, разрабатываются комплексы упражнений для развития недостающих двигательных качеств: силы отдельных групп мышц, гибкости звеньев тела, предложения по усовершенствованию техники выполнения упражнения.
Действующие силы.
Каждое движение, производимое человеком, любое положение, которое он занимает, упражнение, выполняемое им, обусловлены взаимодействием внешних и внутренних сил.
Внешние силы – это силы, действующие на человека извне или возникающие при взаимодействии его с внешними телами (землей, противником, любыми предметами). Из этих сил наибольшее значение имеют сила тяжести, сила реакции опоры, сила инерции и сила сопротивления среды [19].
Каждая из них характеризуется величиной, направлением и точкой приложения.
Сила тяжести – это сила, с которой тело человека притягивается к земле. Она равна весу тела, приложена в его центре тяжести и направлена вниз.
Сила реакции опоры – это сила, действующая на тело человека со стороны площади опоры при давлении на нее.
При вертикальном положении тела сила реакции опоры равна силе тяжести, но противоположна по направлению. При ходьбе, беге, прыжках в длину с места она направлена под некоторым углом от площади опоры и может быть разложена на две составляющие: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная составляющая силы реакции опоры (сила нормального давления) направлена вверх и взаимодействует с силой тяжести, горизонтальная (сила трения) – является силой, способствующей перемещению тела. Если бы не было трения, человек не мог бы ходить, бегать: нога, которой производится отталкивание, скользила бы назад, и перемещение тела было бы невозможно [8].
Особенно важную роль эта сила играет при движениях с большой скоростью, при подъеме на высоту. Для создания лучших условий трения – упора при отталкивании – легкоатлеты применяют специальную обувь с шипами, а альпинисты прикрепляют к обуви специальные пластинки с острыми гребешками или скобы с длинными острыми выступами (при передвижении по ледникам).
Сила инерции, или сила сопротивления массы тела силам, стремящимся изменить его положение, проявляется преимущественно при поступательных и вращательных движениях.
Сила сопротивления среды может быть тормозящей движение или способствующей ему. Уменьшение тормозящего влияния сопротивления среды достигается созданием наиболее выгодной позы (обтекаемой). Для увеличения силы сопротивления, способствующей движению, наоборот, увеличивают поверхность, которой производят отталкивание (кисть пловца, ласты) [11].
Внутренние силы – это силы, возникающие внутри организма. Они разделяются на пассивные и активные. К внутренним пассивным силам относятся: сила эластической тяги мягких тканей (связок, суставных сумок, фасций, мышц и т. п.), сила сопротивления хрящей, костей, связанная с их физико-химическими свойствами, а также сила молекулярного сцепления синовиальной жидкости, находящейся в полости суставов.
Одной из основных активных внутренних сил является сила тяги мышц (скелетных). Как и всякая другая сила, она имеет величину, направление и точку приложения. Величина проявляемой силы мышц зависит от анатомических и физиологических условий, направление ее определяется ходом равнодействующей, а точкой приложения является центр фиксации ее на подвижном (перемещаемом) звене.
Если внешние силы способны изменить положение тела в пространстве, то внутренние силы могут изменить, лишь позу человека и вызвать перемещение отдельных частей тела относительно друг друга [15].
Таким образом, можно сделать вывод, что в анатомии спорта существует ряд основополагающих понятий. Подготовка спортсмена к старту невозможна без предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к стартовым нагрузкам.
2. Анатомо-физиологические особенности старта спортсмена-пловца
Старт – это тот момент, когда у пловца за счет сильного прыжка (толчка) достигается самая высокая скорость за всю дистанцию. По этой причине от этого элемента в том числе зависит ваше время на дистанции [7].
Рассмотрим ниже правильную позицию, порядок действий и все нюансы.
Если говорить о профессиональном плавании, то в стартах выделяют две разновидности [16]:
-
Старт с тумбочки – он применяется в кроле (вольном стиле), брассе и баттерфляе, а также в комплексном плавании; -
Старт из воды – он применяется только для плавания на спине.
Правильная позиция на тумбочке
В свою очередь, при старте с тумбочки также существуют два варианта того, как располагаться на на ней [17]:
-
выставить одну ногу вперед, а другую назад, -
либо обе ноги держать вместе.
Первый вариант. Эту позу профессионалы называют “Легкоатлетический старт” или “Разножка”.
Она показана на данной иллюстрации:
Ставим одну ногу спереди на самый край платформы. Некоторые специалисты рекомендуют зацепиться пальцами за край, чтобы иметь более устойчивое положение [18].
Стопу второй ноги, напротив, ставим на самый край панели. Как правило, расстояние между ступнями составляет 30-50 сантиметров.
Руками беремся и крепко держимся за край платформы. Как правило, ладони расставлены чуть шире ступней. Таз должен быть поднят к верху. При этом центр тяжести должен быть смещен вперед – находиться над передней ногой.
Второй вариант. В отличие от предыдущего варианта, здесь обе ноги ставятся вместе, как показано на иллюстрации ниже [19]:
Таз также располагается высоко, а руки держат платформу.
В этом случае происходит более мощный прыжок. Однако в целом из этой позы сложнее быстро стартовать – нет того быстрого и резкого отталкивания, как в старте из “легкоатлетической позы”.