Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 578
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэтому большинство спортсменов в настоящее время выбирают именно первый вариант.
Во время прыжка одновременно делаются [14]:
-
максимально сильный толчок ногами, чтобы пролететь по воздуху как можно дальше и быстрее; -
мах руками вперед и их последующее выпрямление в стрелочку.
Мах руками здесь также задает ускорение: мы выбрасываем руки и тем самым задаем инерцию, которая тянет тело вперед одновременно с прыжком.
Прыгнуть нужно таким образом, чтобы угол входа в воду был около 30-45 градусов. Конкретной единственно верной цифры нет: для каждого она своя [10].
В результате тренировок вам нужно подобрать и почувствовать такой угол вхождения, при котором тело сохраняет максимальную скорость и далее оптимально продвигается под водой.
От этого в свою очередь зависит и траектория прыжка [6]:
-
Если прыгнуть слишком высоко, то у вас будет затем слишком большой угол погружения (слишком вертикально будете входить в воду) – из-за этого произойдет чрезмерно глубокое погружение и потеря времени при возвращении на поверхность. -
Если прыгнуть слишком низко, то, напротив, получится маленький угол (слишком горизонтально войдете в воду) – в результате этого у тела будет больше площадь соприкосновения с водой, что повлечет снижение скорости.
Оптимальный угол достигается прыжком не вниз, не вверх, а вперед.
Правильная и неправильные траектории показаны на этих иллюстрациях [20]:
Позиция перед стартом и возможные направления прыжка
Прыжок вперед
Как было отмечено выше, угол вхождения (так называемый угол атаки) составляет около 30-45 градусов.
Самое важное здесь – стремиться к тому, чтобы все тело прошло через одну и ту же точку соприкосновения с водой.
Условно говоря, представьте, что на асфальте есть открытый люк, и вам нужно полностью в него запрыгнуть, не задев телом и ногами сам асфальт [5].
Типичная ошибка здесь – когда падают ноги и они касаются воды в ином месте. Последствия в воде, конечно, не так болезненны, как в примере с асфальтом, однако это вас тормозит, снижает скорость.
Для того, чтобы все тело прошло через одну точку вхождения, требуется следующее [11]:
-
Туловище должно быть максимально напряжено, живот втянут, мышцы пресса и спины в напряжении держат прямую линию тела. -
Ноги и руки выпрямлены и также напряжены, образуя одну прямую. -
Ладони должны быть стрелочкой. -
Ступни должны быть соединены вместе и оттянуты назад. -
Голова должна быть спрятана между (под) руками и не нарушать общей динамики.
Глубина погружения у разных пловцов глубина является разной и в целом составляет от 80 до 170 сантиметров. На тренировках необходимо подобрать тот вариант погружения, при котором у вас будет получаться наилучшее время на дистанции.
Выход и официальные правила [13]
Кроль на груди и баттерфляй
После погружения в воду руки остаются вытянутыми стрелочкой, ноги начинают работать в стиле “дельфин”.
По правилам соревнований так разрешается пройти 15 метров, после чего голова должна показаться на поверхности.
Однако по факту дистанция, которую следует пройти под водой дельфином, определяется индивидуально [11]:
-
Если вы быстро плаваете под водой дельфином, то тогда имеет смысл пройти так все 15 метров; -
В кроле, если дельфин – это не ваша сильная сторона и вы под водой плывете им медленнее, чем собственно кролем, имеет смысл не затягивать с выходом на поверхность.
В любом случае, навык работы ногами в стиле “баттерфляй” нужно тренировать и постепенно проходить им всю большую дистанцию под водой на высокой скорости.
В брассе после погружения тело вытягивается и скользит [6].
После некоторого скольжения делается один гребок руками к бедрам, при его завершении – один удар ногами в стиле “дельфин”.
Это единственные действия, которые допускаются по правилам – больше гребков или движений ногами после стартового прыжка делать не разрешается.
Техника старта в брассе наглядно продемонстрирована в этом видео:
В отличие от всех вышеупомянутых стилей, старт на спине делается не путем прыжка воду, а из положения в воде.
Алгоритм действий [3]:
-
Спуститься в воду; -
Взяться двумя руками за специальные поручни (при их отсутствии – за край бортика бассейна); -
Ногами упереться в бортик, достаточно высоко (во время толчка тело и таз могут быть почти целиком над водой); -
Перед толчком приподняться; -
Сильно оттолкнуться, руки при этом стрелочкой уходят за голову и далее под воду; -
Плывем на спине под водой, делая дельфинообразные движения. Лицо направлено наверх, из носа делается выдох, чтобы в него не попала вода; -
Не позднее, чем через 15 метров голова должна разрезать линию поверхности.
После старта мы проплываем до конца бассейна и далее нужно развернуться [10].
Таким образом, стартовая позиция спортсмена-пловца характеризуется высокой степенью остойчивости, но в тоже время она предполагает высокие показатели напряженности. Спина и ноги спортсмена-пловца находятся на стартовой позиции в высокой степени напряжения. Ноги осуществляют толчок от стартовой тумбочки. Спина участвует в удержании направления и угла полета для спортсмена до момента соприкосновения с водой.
Анатомия и физиология спорта не выявили идеального усредненного показателя стойки спортсмена перед стартом. Для каждого пловца этот показатель индивидуален. В любом случае эффективность старта пловца зависит о множества факторов. Одним из них является правильная стартовая стойка. Широкие мышцы спины. а так же толчковые мышцы ног обеспечивают телу спортсмена нужной скорости, угла и направления полета.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
-
В анатомии спорта существует ряд основополагающих понятий. Подготовка спортсмена к старту невозможна без предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к стартовым нагрузкам. -
Стартовая позиция спортсмена-пловца характеризуется высокой степенью остойчивости, но в тоже время она предполагает высокие показатели напряженности. Спина и ноги спортсмена-пловца находятся на стартовой позиции в высокой степени напряжения. Ноги осуществляют толчок от стартовой тумбочки. Спина участвует в удержании направления и угла полета тла спортсмена до момента соприкосновения с водой. -
Анатомия и физиология спорта не выявили идеального усредненного показателя стойки спортсмена перед стартом. Для каждого пловца этот показатель индивидуален. В любом случае эффективность старта пловца зависит о множества факторов. Одним из них является правильная стартовая стойка. Широкие мышцы спины. а так же толчковые мышцы ног обеспечивают придание телу спортсмена нужной скорости, угла и направления полета.
Список литературы
-
Айзман, Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. - М.: КноРус, 2017. - 419 c. -
Баранцев, С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников. / С.А. Баранцев. – М.: Советский спорт, 2014. – 304 c. -
Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: Учебник для бакалавров / А.О. Дробинская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 527 c. -
Евсеев, В.И. Биомеханика дегенеративно – дистрофических заболеваний позвоночника (остеохондроза, спондилёза, спондилоартроза) / В.И. Евсеев. - М.: Русайнс, 2018. - 928 c. -
Каменская, В, Г Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / ВГ Каменская. - СПб.: Питер, 2017. - 304 c. -
Колесников, Л. Анатомия, физиология и биомеханика опорно-двигательной системы / Л. Колесников. - М.: Гэотар-Медиа, 2017. - 328 c. -
Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: Инфра-М, 2016. - 320 c. -
Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. - М.: Инфра-М, 2017. - 272 c. -
Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т .2. Опорно-двигательная и висцеральные системы: Учебник / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 373 c. -
Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т. Т.1 Организм человека, его регуляторные и интегративные системы: Учебник / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c. -
Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т., т.1 - «Организм человека, его регуляторные и интегративные системы»: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c. -
Любимова, З.В. Возрастная анатомия и физиология в 2 т., т.2 - «Опорно-двигательная и висцеральные системы»: Учебник для СПО / З.В. Любимова, А.А. Никитина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 373 c. -
Митрофаненко, В.П. Анатомия, физиология и биомеханика зубочелюстной системы: Учебное пособие / В.П. Митрофаненко. - СПб.: Лань, 2016. - 304 c. -
Полянцев, Н.И. Анатомия, физиология и биомеханика мышечной системы: Учебное пособие / Н.И. Полянцев. - СПб.: Лань, 2016. - 304 c. -
Попов, Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: Учебник / Г.И. Попов. - М.: Academia, 2018. - 88 c. -
Соловьева, Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник / Л.А. Соловьева. - М.: Academia, 2016. - 64 c. -
Сосин Д.Г. Анатомическая характеристика положений и движений спортсмена. – Методическое пособие для специальности 49.00.01 «Физическая культура». – Тюмень, 2020 – 55 с. -
Тихомирова, И.А. Анатомия и возрастная физиология: учебник / И.А. Тихомирова. - РнД: Феникс, 2015. - 285 c. -
Тихомирова, И.А. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / И.А. Тихомирова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 224 c. -
Тюрикова, Г.Н. Анатомия и возрастная физиология: Учебник / Г.Н. Тюрикова, Ю.Б. Тюрикова. - М.: Инфра-М, 2016. - 16 c.