Файл: Модуль деньги и валюта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК-1. Задание контрольной работы

Модуль: ДЕНЬГИ И ВАЛЮТА
Вариант 2. Тема: Денежный оборот и его структура. Формы и принципы безналичных расчётов.

Работа 1

  • В факторинговую компанию (банк-фактор) обратился предприниматель, заключивший контракт на поставку товаров своему партнёру. Сумма контракта – 500 тыс. руб.

  • Опишите операцию "факторинг", составьте схему движения денег и документов, перечислите необходимые документы.

  • Найдите актуальные данные о цене и условиях факторинга на рынке, рассчитайте его стоимость для данного примера.

  • Объясните, кто и какую выгоду получает от этой операции. Какие риски существуют в факторинге и кто принимает их на себя?


Факторинг - это финансовый инструмент, при котором покупатель приобретает товары или услуги в обмен на отсрочку платежа, а продавец получает ряд услуг от факторинговой компании. Эти услуги включают авансовый платеж, защиту от риска неплатежа, сбор платежа в течение срока действия договора или после его завершения и признание дебиторской задолженности.

Другими словами, факторинг - это финансирование передачи дебиторской задолженности. Этот продукт, финансирующий покупку или продажу товаров, подходит для компаний, которые задерживают платежи. Проще говоря, факторинг - это полезный инструмент для быстрого увеличения оборотного капитала и повышения стабильности компании.

Факторинг не связан с банковскими кредитами, это отдельный рынок, предлагающий уникальный финансовый продукт. Потребители понимают эту разницу и все чаще пользуются новыми возможностями. Однако факторинг остается одним из самых дорогих вариантов необеспеченного финансирования, особенно для крупных компаний.

Факторинг является эффективным инструментом для компаний практически всех отраслей.

Суть факторинговых контрактов отражена в их функции. Это своевременный источник оборотного капитала, который позволяет компаниям расширять клиентскую базу и ассортимент продукции, что приводит к увеличению выручки, контролю над дебиторской задолженностью и устранению риска нарушения покупателем договорных обязательств.




Рис. 1. Схема расчетов при факторинге
Схема проведения факторинговых операций включает следующие этапы:
1. Компания предоставляет фактор-банку реестр счетов-фактур.
2. Банк оценивает риск неплатежей, заключает договор факторинга, в соответствии с которым выдает средства в среднем от 70 до 90 % суммы счетов, что позволяет компании продолжить свою деятельность.
3. Банк уведомляет покупателей о том, что право требования перешло к нему.
4. По окончании сроков платежей банк производит окончательный расчет с контрагентом по договору факторинга. Оставшуюся часть суммы (за минусом комиссионного вознаграждения и процентов за кредит) банк оплачивает после поступления средств от плательщика.
Финансовым агентом по договору факторинга может быть банк или кредитная организация, а также иные коммерческие организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности (ст. 825 ГК РФ). Как правило, в настоящее время, услуги факторинга предоставляют банки.
Права и обязанности банка-фактора и клиента по отношению друг к другу, условия их взаимоотношений закрепляются в договоре факторинга. При заключении договора факторинга клиент должен доказать:
наличие денежного требования, для чего нужно предъявить договор с должником, документы, подтверждающие поставку товара (накладные, акты), счета-фактуры и т. д.;

способность должника оплатить долг. Для этого банк самостоятельно определяет состав подтверждающих документов. Это могут быть: рекомендации партнеров должника, гарантийные письма, копия баланса, документы о наличии у должника имущества (например, автотранспорта, недвижимости и др.), платежки, подтверждающие оплату предыдущих поставок, и т. д.

Важно!
Подписывая договор факторинга, клиент подтверждает, что ему неизвестны обстоятельства, в силу которых должник может отказаться от исполнения обязательства. Клиент или банк должны направить должнику письменное уведомление об уступке денежного требования (п. 1 ст. 830 ГК РФ).
В документе нужно указать:
номер договора и сумму долга;

реквизиты банка, которому следует перечислить оплату.

По просьбе должника банк обязан предъявить ему договор факторинга (п. 2 ст. 830 ГК РФ).
Так, например, некоторые банки для заключения договора факторингового обслуживания поставок выставляет дополнительные требования к клиенту:


компания-поставщик зарегистрирована и работает не менее одного года;

поставщик ведет учет своей деятельности и составляет отчетность в соответствии с законодательством РФ;

договором поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а отсрочка платежа не превышает 120 календарных дней;

сотрудничество поставщика и дебитора должно осуществляться на условиях систематичности поставок и иметь долгосрочную перспективу;

предполагаемый ежемесячный оборот по факторингу — не менее 3 млн руб.

За операции по востребованию долгов фактор (банк или компания) взимает с клиента факторинговую комиссию и ссудный процент, сбор за обработку документов (50–200 руб. за документ). В зарубежных странах размер факторинговой комиссии составляет 1,5–3 %, а в России — в зависимости от суммы, степени риска, срока оборачиваемости дебиторской задолженности комиссия при пересчете доходит до 20–30 % от суммы счета-фактора. Ссудный процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Ставка ссудного процента обычно на 1,5–2,5 % выше ставок денежного рынка краткосрочных кредитов или на 1–2 % выше учетной ставки ЦБ РФ. Пакет необходимых документов для клиента:

  • заявление;

  • учредительные документы (Копия решения о создании ООО (или учредительного договора и протокола собрания учредителей). Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН). Копия свидетельства о регистрации юридического лица (ИП). Копия устава и изменений к нему. Копии приказов о назначении действующего директора и главного бухгалтера. Копии паспортов учредителей, директора, главного бухгалтера, как правило, достаточно первых двух страниц и страницы с пропиской);

  • оборотно-сальдовые ведомости по счетам;

  • анкеты по предоставленной форме;

  • сам договор.

При сделке без регресса все риски ложатся на банк. То есть при неоплате долга, банк не может ничего требовать у поставщика.

Такой вид факторинга можно запросить в компании «ФинСервис» и это обойдется от 8% годовых (в среднем на рынке 8-14%, но на определенные виды и от 1%).

Использовав калькулятор суммы факторинга на сайте «ФинСервис» мы получаем примерную сумму 4 791.65 ₽. в месяц.

Преимущества факторинга:


  • Клиентоориентированность;

  • Снижение рисков;

  • Безопасное увеличение объема продаж за счет привлечения новых покупателей;

  • Сокращение кассовых разрывов;

  • Списание задолженности с баланса в размере получаемого финансирования;

  • Возможность финансирования до 100% от суммы накладной / акта;

  • Ускорение оборачиваемости капитала;

  • Отсутствие залогового обеспечения.

Недостатки факторинга:

  • Доступен только для сделок с отсрочкой платежа;

  • Только безналичный расчет;

  • Процентная ставка выше, чем по кредиту;

  • Ограниченное время сделки – обычно не более полугода;

  • Строгий контроль взаиморасчетов со стороны фактора.

Каждая из сторон получает от факторинга свою выгоду.

Пока покупатель не оплатит отгруженный товар, продавец не сможет приобрести новые партии для совершения поставок другим контрагентам. Финансовый механизм факторинга заключается, прежде всего, в исключении таких задержек: финансовый агент предоставляет деньги клиенту сразу после отгрузки в адрес дебитора. Таким образом, ускоряется оборот средств, что позволяет не только рациональнее и выгоднее их использовать, но и окупить факторинговую комиссию.

Выгода для покупателя состоит в возможности получить товар (работу, услугу) на условиях отсрочки платежа.

Выгода для поставщика :

  1. Бесперебойное финансирование торговой деятельности, возможность увеличения объемов поставок;

  2. Расширение товарного и продуктового ассортимента, быстрый выход на новые рынки сбыта;

  3. Привлечение большего количества клиентов за счет предоставления выгодных условий по отсрочке платежа при сотрудничестве по факторингу;

  4. Инкассирование задолженности покупателя, контроль денежных потоков;

  5. Эффективное управление дебиторской задолженностью;

  6. Сокращение затрат за счет вынесения контроля за ней на аутсорсинг, оптимизация функций персонала, организационных систем и структур компании;

  7. Страхование рисков неплатежей;

  8. Простота получения и использования кредитных средств.

Выгода для фактора основана напрямую на комиссии за факторинговые услуги.

Риски существуют на всех этапах факторинговой сделки и от того, насколько хорошо выстроена система риск-менеджмента в факторинговой компании, во многом зависит успешность факторингового бизнеса.


Риски фактора:

  • – риск несвоевременной оплаты поставки,

  • – неплатежеспособности дебитора,

  • – резкого изменения стоимости кредитных ресурсов,

  • – банкротства и мошенничества продавца.

Поставщику следует опасаться таких ситуаций:

  1. – излишняя напористость на клиентов продавца со стороны фактора — существует риск потерять репутацию.

  2. – несвоевременное отслеживание состояния дебитора. В результате покупатель может оказаться неплатежеспособным (банкротом). Риск возможен в случае факторинга с регрессом.

  3. – некачественное обслуживание фактора является главным риском для клиента.

Для покупателей при факторинге специфические риски сводятся к нулю.
Работа 2

  • Два предприятия рассчитываются по контракту аккредитивом. Сумма сделки – 650 тыс. руб.

  • Составьте схему документарного аккредитива, опишите все этапы сделки, движение денег и документов, перечислите все необходимые документы.

  • Опишите роль банков в совершении данной расчётной операции.

  • Раскройте стоимость аккредитива, исходя из условий рынка. Объясните, кому более выгоден аккредитив – покупателю или продавцу?


Документарный аккредитив — это способ безналичных расчетов между продавцом и покупателем, когда банк плательщика (эмитент) берет на себя обязательство произвести расчет с бенефициаром по представлению в банк документов, предусмотренных условиями аккредитива и подтверждающих отгрузку товара или оказание услуг.



Рис. 2. Схема расчетов по документарному аккредитиву

Расчеты с помощью документарного аккредитива включают следующиеэтапы сделки:

  1. заключение договора о поставке товара;

  2. покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие аккредитива;

  3. авизирование (уведомление) банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива (посылка авизо);

  4. авизирование продавца об открытии аккредитива;

  5. поставка товара;

  6. передача документов;

  7. предоставление кредита продавцу;

  8. пересылка документов;

  9. платеж;

  10. передача документов покупателю;

  11. акцепт (согласие на оплату) документов.