Файл: Министерство образования и науки российской федерации университет итмо.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 222

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УНИВЕРСИТЕТ ИТМО
Валитова Ю.О., Горлушкина Н.Н.,
Ченобытов В.А.
Пишем магистерскую диссертацию
по направлению
«Информационные системы и технологии»
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
2017

2
Пишем магистерскую диссертацию по направлению «Информационные системы и технологии». Валитова Ю.О., Горлушкина Н.Н., Ченобытов В.А.
Учебно-методическое пособие. – СПб: Университет ИТМО, 2017. – 72 с.
Рассмотрены требования к содержанию, структуре, форме представления, объему и оформлению магистерских диссертаций на основе федеральных и университетских нормативных документов для правильного предъявления магистрантами исследовательской деятельности по выбранной ими тематике
Учебно-методическое пособие адресовано магистрантам, обучающимся по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии» и руководителям магистерских диссертаций.
Рекомендовано к печати
Ученым советом факультета инфокоммуникационных технологий 20 января 2017 года, протокол № 1/17.
Университет ИТМО – ведущий вуз России в области информационных и фотонных технологий, один из немногих российских вузов, получивших в
2009 году статус национального исследовательского университета. С 2013 года Университет ИТМО – участник программы повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, известной как проект «5 в 100».
Цель Университета ИТМО – становление исследовательского университета мирового уровня, предпринимательского по типу, ориентированного на интернационализацию всех направлений деятельности.

Университет ИТМО, 2017

………………., 2017

3
Оглавление
Введение
1 Общие положения по выполнению магистерской диссертации……..
1.1 Нормативная база……………………………………………………...
1.2 Цель и задачи выполнения диссертации……………………………..
1.3 Типы магистерских диссертаций……………………………………..
2 Организационные аспекты подготовки магистерской диссертации …
2.1 Общие требования к подготовке диссертации……………………….
2.2 Выбор темы и назначение руководителя диссертации……………...
2.3 Содержание диссертации……………………………………………..
2.4 Рекомендации по анализу аналогов и юзабилити……………………
2.5 Предзащита и итоговая государственная аттестация………………
2.6 Содержание и структура выступления на защите диссертации……
2.7 Оформление презентаций……………………………………………..
3 Требования к тексту диссертации и его оформлению …..……………
3.1 Общие требования к оформлению……………………………………
3.2 Оформление оглавления и заголовков……………………………….
3.3 Оформление сокращений …………………………………………….
3.4 Оформление рисунков, иллюстраций и диаграмм …………………
3.5 Оформление таблиц …………………………………………………..
3.6 Оформление примечаний и перечислений ………………………….
3.7 Оформление формул и уравнений …………………………………...
3.8 Оформление приложений …………………………………………….
3.9 Оформление списка литературы ……………………………………..
Список использованных источников…………………………………….
Приложение А. Общекультурные и общепрофессиональные компетенции……………………………………………………………….
Приложение Б. Профессиональные и профессионально-специализированные компетенции………………….
Приложение В. Аннотация инициативной темы диссертации…………
Приложение Г. Заявление на изменение темы диссертации……………
Приложение Д. Заявление о проверке диссертации в системе
«Антиплагиат»…………………………………………………………….
Приложение Е. Примеры формулировок цели, задач, предмета, объекта исследования……………………………………………………..
Приложение Ж. Речевые функции…….………………………………….
4 5
5 5
6 10 10 11 19 26 31 35 36 38 38 39 40 41 48 50 51 51 52 57 58 59 62 63 64 65 68


4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено студентам, осваивающим образовательную программу магистратуры по направлению
09.04.02 «Информационные системы и технологии» и руководителям магистерских диссертаций. В пособии изложены требования к содержанию, структуре, форме представления, объему и оформлению выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме магистерской диссертации и показаны примеры выполнения тех или иных составляющих диссертации.
Пособие предназначено для наиболее качественной подготовки студентов к итоговой аттестации.
Согласно ОС Университета ИТМО направления 09.04.02
«Информационные системы и технологии» [1] область профессиональной деятельности магистров включает:
- исследование, разработку, внедрение информационных технологий и систем;
- образовательную деятельность по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров в области, соответствующей направлению подготовки.
В соответствии с областью профессиональной деятельности, направление подготовки 09.04.02 «Информационные системы и технологии» может включать в себя различные профили подготовки.
Студенты кафедры интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере занимаются по профилям подготовки «Информационные системы управления в гуманитарной сфере» и «Мобильные сетевые технологии».
Исходя из профилей подготовки, определяются объекты и виды будущей профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются информационные процессы, технологии, системы и сети, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации информационных технологий и систем в областях: наука, техника, образование, управление технологическими процессами, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, геоинформационные системы, сфера сервиса, системы массовой информации, медиаиндустрия, а также все виды деятельности в условиях экономики информационного общества.

5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
1.1
Нормативная база
Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.
1
Выполнение студентами магистратуры, обучающимися по направлению 09.04.02 «Информационные системы и технологии» на кафедре ИТГС Университета ИТМО, выпускной квалификационной работы основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- ОС Университета ИТМО [1].
- Положение о выпускных квалификационных работах [2].
- Требования к выпускным квалификационным работам [3].
- Положение о магистратуре [4].
- ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе.
Структура и правила оформления [5].
- ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации.
Общие требования к текстовым документам [6].
- ГОСТ 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [7].
- Положение о проверке выпускных квалификационных работ обучающихся в Университете ИТМО с помощью системы «Антиплагиат»
[8].
Согласно [3], выполнение выпускной квалификационной работы является обязательной составляющей государственной итоговой аттестации выпускников высшего учебного заведения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и ОС
Университета ИТМО, приказом об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам высшего образования
– программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636).
1.2 Цель и задачи выполнения диссертации
Цель подготовки диссертации – систематизация обучающимся в процессе закрепления и расширения теоретических знаний и практических умений, полученных им по профилирующим дисциплинам в соответствии с
1
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в
Российской Федерации. Утверждено приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155.


6
федеральным государственным образовательным стандартом и ОС
Университета ИТМО.Новизна и практическая значимость диссертации обучающегося являются основными критериями качества выполненной работы.
Основными задачамивыполнения и защиты диссертации являются следующие:
- систематизация, закрепление и расширение полученных в вузе теоретических и практических знаний по направлению подготовки
(специальности) высшего образования;
- развитие умения критически оценивать и обобщать теоретические положения, вырабатывать собственную точку зрения обучающегося по рассматриваемым проблемам;
- применение полученных знаний при решении прикладных задач по направлению подготовки (специальности);
- стимулирование необходимых для практической деятельности навыков самостоятельной аналитической и исследовательской работы;
- овладение современными методами научного исследования;
- выявление подготовленности обучающегося к практической деятельности в условиях рыночной экономики;
- презентация навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций;
- демонстрация сформированных компетенций у выпускника в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и ОС Университета ИТМО.
Диссертация представляет собой самостоятельно выполненную обучающимся письменную работу, содержащую решение задачи либо результаты анализа проблемы, имеющей значение для соответствующей области профессиональной деятельности.
Диссертация является заключительным исследованием обучающегося высшего учебного заведения, представляемым для присуждения квалификации, на основе которого государственная экзаменационная комиссия выносит решение о присуждении квалификации в соответствии с уровнем образования.
1.3
Типы магистерских диссертаций
Предусматривается несколько типов магистерских диссертаций, каждый из которых определяет специфические требования, предъявляемые к соискателю:
Научно-исследовательский тип. К диссертациям такого типа предъявляется обязательное требование решения проблемы в ходе самостоятельного исследования и
(или) разработки моделей

7
автоматизируемых систем и процессов, методов и инструментальных средств проектирования и конструирования программного обеспечения, исследования и разработки алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации требуемой функциональности информационных систем и программного обеспечения.
При этом соискатель должен продемонстрировать умение адекватного отбора стандартных методов и инструментальных средств, их адаптации к задачам конкретного исследования или разработать собственные оригинальные методы
(и/или алгоритмы и/или инструментальные средства), а также проявить навыки обработки данных и достаточно глубокой научной интерпретации результатов при применении информационных и компьютерных технологий при решении прикладных задач.
Помимо теоретического и исследовательского компонентов, магистерская диссертация научно-исследовательского типа может содержать и проектную часть, которая увеличивает преимущества магистерской диссертации. При этом проектные предложения должны вытекать из результатов и выводов исследовательской части, прежде всего, диагностики состояния и проблем развития предмета исследования.
Проектно-аналитический тип. В диссертациях такого типа вместо исследовательской части должна обязательно присутствовать проектная часть, которая в этом случае должна носить самостоятельный характер, содержать развернутое обоснование разработанных проектных решений, пути и этапы внедрения предлагаемого проекта, по возможности, результаты внедрения проекта. Условием выставления диссертации проектно-аналитического типа отличной оценки является глубокое, всестороннее обоснование разработанных в ней проектных предложений, основанное на анализе реального построения модели объекта информатизации, анализа и разработки требований к продукту, создания сценариев использования продукта.
При этом соискатель должен продемонстрировать умение выбора и применения принципов, методов, шаблонов и средств (в том числе инструментальных) проектирования системной, программной, технической архитектур продукта, объектов конфигурации технических и программных средств.
При этом соискатель должен продемонстрировать умение выбора технологий
(разработки-конструирования) программирования, инструментальных средств, моделей данных, вычислительных моделей и алгоритмов в процессах разработки и контроля элементов конфигурации
(информационной) системы на уровне функциональных модулей, интеграцию (программных) компонент на уровне межмодульных взаимодействий и взаимодействий системы с внешним окружением.


8
Инновационный тип. К диссертациям такого типа предъявляется обязательное требование формирования новых конкурентоспособных идей в ходе разработки моделей автоматизируемых систем и процессов, методов и инструментальных средств проектирования и конструирования программного обеспечения, исследования и разработки алгоритмов, вычислительных моделей и моделей данных для реализации требуемой функциональности информационных систем и программного обеспечения.
В диссертации этого типа магистрант должен на основе глубоких научно-теоретических знаний по избранной теме и самостоятельного критического анализа различных концепций и точек зрения показать возможность разработки методов решения нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач.
По возможности соискателю целесообразно подтвердить наличие этих задач результатами самостоятельного исследования. А также показать воспроизводство знаний для практической реализации новшествс применением интеллектуальных технологий, призванных преодолеть выявленные в процессе исследования проблемы.
Кроме трех основных типов магистерских диссертаций существуют еще типы диссертаций, которые имеют право на существование, но в особых случаях, которые оговорены в описаниях этих типов.
Учебно-методический (образовательный, дидактический) тип.
Учебно-методическая диссертация выполняется на базе образовательных организаций
(образовательных учреждений) высшего, среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, переподготовки или повышения квалификации.
В этом случае объектом исследования может выступать образовательная (предметная) область, блок дисциплин, отдельная дисциплина, комплекс лабораторных или практических работ, или учебный модуль.
В диссертации этого типа магистрант должен на основе глубоких научно-теоретических знаний по избранной теме и самостоятельного критического анализа различных концепций и точек зрения показать основные методические проблемы преподавания, усвоения знаний, формирования умений и навыков, компетенций (предмет исследования) в ходе учебного процесса.
По возможности соискателю целесообразно подтвердить наличие этих проблем результатами самостоятельного исследования. Обязательным требованием является разработка комплекса методических материалов и разработок с применением интеллектуальных технологий, призванных преодолеть выявленные в процессе исследования методические проблемы.


9
Соискатели, которым разрешается подготовка учебно-методической магистерской диссертации, должны быть рекомендованы из числа магистрантов, которые или уже совмещают свою учебу с преподавательской деятельностью, или собираются после окончания магистратуры посвятить себя преподавательской работе.
Теоретическая диссертация. Написание такой диссертации разрешается только в исключительных случаях.
В этом случае магистрантом должно быть продемонстрировано овладение накопленными по анализируемому вопросу научно-теоретическими знаниями, а также способность не только к критической, но и к позитивной самостоятельной научно-теоретической работе в этой области. То есть магистрантом должны быть определены нерешенные проблемы в научном понимании анализируемого явления в области интеллектуальных технологий в гуманитарной сфере, предложены собственные теоретические идеи по их преодолению. Для такой работы должно быть использовано не менее 80 наименований источников информации.
В качестве примеров тем диссертаций по направлению подготовки
09.04.02 «Информационные системы и технологии» можно привести следующие:
Анализ и проектирование системы контроля поручений в художественно-постановочной части театра на платформе 1С.
Исследование методов тестирования юзабилити информационных образовательных систем.
Методика сравнительной оценки зрелости информационных технологий на примере образовательных технологий.
Сравнение производительности подсистемы хранения данных на различных платформах виртуализации.

10
2
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ
МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
2.1 Общие требования к подготовке диссертации
«Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную квалификационную работу, соответствующую требованиям к выпускнику ОС Университета ИТМО и ОП магистратуры.
Тематика магистерской диссертации должна быть направлена на решение профессиональных задач и соответствовать профессиональным компетенциям выпускника по установленному типу магистерской программы.
Магистерская диссертация должна иметь аналитический характер, основываться на самостоятельно проведенных научных и/или прикладных исследованиях (в зависимости от профиля программы или типы магистратуры) и демонстрировать уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности [4, п. 11.9–11.10]».
Темы магистерских диссертаций определяются в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки магистранта и утверждаются ректором университета на основании решения совета факультета.
К диссертации выпускника магистратуры предъявляются следующие общие требования [3]:
- ВКР должна носить характер, соответствующий виду профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник программы: научно-исследовательская, проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, педагогическая и т.д.;
- тема ВКР должна быть актуальной, то есть отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных научно-технических проблем и тенденций развития, соответствовать объекту и виду профессиональной деятельности, направлению подготовки, специальности и направленности (профилю) образования;
- ВКР должна отражать наличие умений обучающегося самостоятельно собирать, систематизировать материалы практики и научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности – демонстрировать компетенции, приобретенные обучающимся в процессе обучения и написания ВКР;
- ВКР должна демонстрировать корректное использование обучающимся материалов других авторов, опубликованных как в России, так и за рубежом;
- ВКР должна иметь четкую структуру, завершенность, отвечать