ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ
2.2 Организация и проведение исследования
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею»
(ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»)
Работа допущена к защите:
Зам. директора по учебно-спортивной и воспитательной работе
_________________ Н.В.Замурий
«____»_______2023 г.
Работа защищена с оценкой:
___________________________
___________________________
(дата, подпись)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДР 49.02.01 19-Ф-43 В.00.00 ПЗ
Специальность: 49.02.01 Физическая культура
Тема: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ
Разработал
А.Р. Чекаев
Руководитель работы
Д.Н. Носков
Нормоконтроль
Т.В. Целикова
г. Ярославль
2023
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация
«Государственное училище (техникум) олимпийского резерва по хоккею» (ФГБУ ПОО «ГУОР по хоккею»)
ЗАДАНИЕ
НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
по специальности 49.02.01 Физическая культура
УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по учебно-спортивной и воспитательной работе |
Н.В. Замурий |
«»2023 г. |
Студенту Чекаеву Артему Расимовичу
группы 19-Ф-43
Тема: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ
№ 01-06/15 от «01» марта 2022 г.
Содержание работы (перечень вопросов, подлежащих рассмотрению): |
|
Исходные данные: |
Формируются студентом самостоятельно на основании документов предприятия/организации в соответствии с заданием на производственную (преддипломную) практику. |
Руководитель: | | |
Преподаватель | . | Д.Н.Носков |
(подпись руководителя и дата) | ||
Задание получил: | | __________________ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 6
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе 6
1.2 Формирование двигательных навыков и этапы обучения 14
1.3 Психофизиологические особенности обучения двигательным действиям детей 9-11 лет 17
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВОЛЕЙБОЛУ 22
2.1 Цель исследования 22
2.2 Организация и проведение исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из центральных проблем теории и методики спортивной тренировки является задача совершенствования процесса обучения эффективным двигательным действиям в условиях напряженной спортивной деятельности [3; 12]. Особую сложность эта задача представляет в таких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элементарные двигательные акты и обеспечивающие их моторные и психические процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми действиями, разнообразной пространственно-временной структуры.
В теории и методике обучения двигательным действиям в спортивной практике в настоящее время уделяется недостаточно внимания содержанию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика обучения в волейболе в основном опирается на заучивании двигательных действий в строго регламентированных условиях, а тренировочный процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при котором не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их содержательное сотрудничество. Это закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их обобщению и применению в нестандартных ситуациях [6].
При разработке содержания и методов обучения в спорте недостаточно используются современные психолого-педагогические концепции, с помощью, которых можно достичь гораздо большего в овладении техникой в различных видах спорта. Одной из таких концепций является разработанная в 1974 году Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым теория учебной деятельности, которая в последнее время широко применяется при построении программ и преподавании ряда предметов школьного цикла (математики, русского языка, изобразительного искусства, физкультуры и т.д.).
В работах ряда исследователей (М.М. Абызов, Е.А. Короткова, Г.Н. Кудина, М.Д. Кудрявцев, З.Н. Новлянская, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин) рассматривались теоретические и методические предпосылки для решения разнообразных задач эффективного обучения в процессах различного психического и моторного содержания и направленности.
Исходя из вышеизложенного обозначились проблемы в спорте и, в частности, при обучении двигательным действиям в волейболе, где отсутствие исследований с использованием теории учебной деятельности, делает данное исследование достаточно актуальным.
Анализ психолого-педагогической литературы и тренировочной спортивной практики позволил выявить следующие противоречия:
• между необходимостью подготовки высококвалифицированных обучающихся уже на начальном этапе их спортивной деятельности и недостаточным программно-методическим обеспечением учебно-тренировочного процесса в волейболе;
• между требованиями соревновательной деятельности в волейболе, где необходим гибкий, устойчивый двигательный навык и репродуктивным характером тренировочного процесса;
• между возможностями развивающего обучения и несовершенством существующих, традиционных методик обучения, формирующих навык в типовых, стандартных условиях.
Для разрешения рассмотренных противоречий требуются разработки новых, современных средств и методов обучения детей 9-11 лет двигательным действиям в волейболе.
Цель работы: разработать методику обучения детей 9-11 лет двигательным действиям в волейболе
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки в ДЮСШ по волейболу с детьми 9-11 лет.
Предмет исследования – методика обучения двигательным действиям в волейболе детей 9-11 лет.
Задачи исследования:
1. Изучение методической литературы по данному вопросу.
2. Разработать и апробировать комплекс оперативно-педагогического контроля процесса технической подготовки юных волейболистов.
3. Выводы и рекомендации об эффективности данной методики.
В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме работы, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
1.1 Базовые основы обучения двигательным действиям в волейболе
Прежде чем приступать к обучению игре волейбол тренеру или учителю физкультуры, занимающемуся этим вопросом, необходимо понять природу волейбола, так как в данной игре много характеристик не имеющих себе равных. Волейбол характеризуется следующими элементами: [10; 12; 13; 15].
1. Волейбол – "летающий" мяч
Как следует из этого названия, поверхность игровой площадки не может быть использована для контакта с мячом. Кроме волейбола только один игровой вид – бадминтон характеризуется тем же. Цель игроков и команды приземлить мяч на площадке соперника. Это накладывает определенные ограничения на характер действий игроков и на специфику обучения (игровой принцип: "мяч летит – я бегу"), на первых шагах начинающим игрокам необходимо внедрить принцип, что падение мяча на площадку, в любой тренировочной (а тем более в игровой) ситуации – есть явление чрезвычайное. Игрок имеет право на ошибку, но не имеет право стоять и смотреть, как мяч падает на площадку.
2. Волейбол – это вид спорта с отскоком мяча
Это предполагает, что игроки не владеют мячом за исключением подачи. Тренер должен постоянно следить за готовностью игроков отбить (принять) мяч. В большинстве других игр обучающиеся владеют мячом и перемещаются одновременно. Они компенсируют ошибки положения тела за счет владения мячом, исправляя ошибки движения в технических приемах. В волейболе же необходимо много работать над точной позицией тела перед приемом мяча.
3. Большинство контактов с мячом являются промежуточными
Следовательно, основным является управление мячом, а не финальный, (последний) контакт. Жизненно важным является взаимодействие и командная работа. Один раз мяч вводится в игру, но результат приносит только заключительная атака, а все остальные контакты с мячом являются подготовительными для этой атаки. Поэтому успех зависит от взаимодействий и взаимоотношений игроков, эти качества и определяют тренерскую стратегию и тактику.
4. Высокая концентрация игроков на игровой площадке
Мы имеем большую плотность игроков на площадке, поэтому необходимо рассматривать организацию игроков, организацию их перемещений, переходов. Основным при этом становится взаимодействие игроков, следующих друг за другом в расстановке. Первой заботой тренера становится взаимопонимание игроков, передающих мяч друг другу.
5. Относительно слабое позитивное управление
Значительную трудность в процессе обучения представляет относительно слабое управление, особенно мгновенное позитивное управление. Одним из ключевых элементов двигательного обучения является прямое одобрение или позитивное управление. В волейболе для молодых игроков трудным является понимание, где эта позитивная обратная связь, за исключением очковой подачи и результативного нападения. Все остальные контакты являются промежуточными и не имеют позитивного подкрепления, особенно игра защите. Именно отсюда все те трудности в работе тренера при обучении игре в защите. Поэтому атакующие действия изучаются прежде защитных. Хотя хорошая, стабильная игра в защите больше делает для победы, нежели сильное нападение, особенно в детском волейболе.
6. Волейбол не ограничивает время игры