ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 2.
1 слайд
8. Методы диагностики и коррекции мышления в младшем школьном возрасте.
2 слайд
Методика "Исключение лишнего"
Цель: изучение способности к обобщению.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования.
Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
3 слайд
Обработка и анализ результатов.
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов.
Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;
хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;
средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;
низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
4 слайд
Методика "Изучение скорости мышления"
Цель: определение скорости мышления.
Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.
Слова:
п-ра | д-р-во | п-и-а | п-сь-о |
г-ра | з-м-к | р-ба | о-н- |
п-ле | к-м-нь | ф-н-ш | з-о-ок |
к-са | п-с-к | х-кк-й | к-ш-а |
т-ло | с-ни | у-и-ель | ш-ш-а |
р-ба | с-ол | к-р-ца | п-р-г |
р-ка | ш-о-а | б-р-за | ш-п-а |
п-ля | к-и-а | п-е-д | б-р-б-н |
с-ло | с-л-це | с-ег | к-нь-и |
м-ре | д-с-а | в-с-а | д-р-в- |
5 слайд
Порядок исследования.
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
Обработка и анализ результатов:
25-30 слов - высокая скорость мышления;
20-24 слова - хорошая скорость мышления;
15-19 слов - средняя скорость мышления;
10-14 слов - ниже средней;
до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:
19-16 слов - высокий уровень мышления;
10-15 слов - хороший;
5-9 слов - средний;
до 5 слов - низкий.
6 слайд
• шахматы;
• шашки;
• механические головоломки (кубик Рубика, «змейка»);
7 слайд
-
пазлы с большим количеством деталей; -
конструкторы («Лего», металлические конструкторы, «SMART тачка» и др.); -
игры-головоломки («Шоколадный набор», «Цветовой код», «Ноев ковчег», «Катамино», «Танграм»);
8 слайд
-
стратегические игры («Пираты Прятки», «Час пик, или Парковка», «Шакал»); -
игры-ходилки и лабиринты; -
игры на бумаге («Морской бой», «Точки», «Крестики-нолики»).