Файл: 1. Этапы развития и становления международной экономики. Субъекты мировой экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ключевое значение имеет процесс трансформации государственной собственности, на основе которого в целом меняется роль государства в системе общественного воспроизводства.
8. Классические теории международной торговли: концепции абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Риккардо
Отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому важнейшей задачей правительства становится не накопление золота и серебра, а осуществление мер по развитию производства на основе кооперации и разделения труда.

А. Смит подчеркивает решающее значение общественного разделения труда для экономического роста. При этом он обращает особое внимание на то, что разделение труда между странами, их специализация и вытекающий отсюда международный обмен товарами и услугами несут торгующим странам несомненные выгоды и способствуют их внутреннему экономическому развитию с наименьшими издержками. В «Богатстве народов» Смит пишет: «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пытается сшить себе сапоги, а покупает их у сапожника. Сапожник не пытается сам сшить себе одежду, а покупает ее у портного… То, что представляется разумным в образе действий любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если иностранное государство может поставлять нам товар дешевле, чем мы можем изготовить его, лучше покупать его там в обмен на некоторую долю продукции нашей промышленности, в которой мы обладаем некоторым преимуществом».

Теория внешней торговли А.Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что:

  • единственным фактором производства является труд;

  • имеет место полная занятость, т.е. все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров;

  • в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами;

  • издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;

  • цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;

  • транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю;

  • внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.


На основании этих допущений строится концепция абсолютных преимуществ, отстаивающая выгодность взаимной международной торговли.

Рассмотрим условный пример:

Пусть страны Х и У производят, используя все свои внутренние ресурсы, только два товара - "а" и "b". При этом все производители внутри стран могут производить, а потребители - потреблять лишь эти два товара. Предположим, что за 1 час труда в стране Х производится 50 единиц товара "a" или 25 единиц товара "b". В таком случае при обмене внутри страны устанавливаются пропорции: за 1 ед. товара "b" - 2 ед. товара"а", или: за 1 ед. товара "а" - 0,5 ед. товара "b".

В стране Y за 1 час труда производится 40 единиц товара "а" или 100 единиц товара "b". Внутренние пропорции обмена: за 1 ед. товара "а" - 2,5 ед. товара "b", или: за 1 ед. товара "b" - 0,4 ед. товара "а".

Данные условного примера можно представить в таблице:
Таблица 1. Случай абсолютного преимущества




Товар "а" ( производ-ство за час)

Товар "b" ( производ-

ство за час)

Страна Х

50 единиц

25 единиц

Страна Y

40 единиц

100 единиц


Из примера очевидно, что страна Х имеет абсолютное преимущество перед страной Y по производству товара "а" (50>40), а страна Y - абсолютное преимущество перед страной Х по производству товара "b" ( 100>25).

Пропорции обмена для страны Х:

1а = 0,5b

1b = 2а

Пропорции обмена для страны Y:

1а = 2,5 b

1b = 0,4 а

Страны могут реализовать свои абсолютные преимущества через международную торговлю: стране Х выгодно экспортировать товар "а", а стране Y - товар "b" на рынки друг друга.

Для более полного анализа концепции абсолютных преимуществ используются графические модели. Представим графически производственные возможности стран Х и У за 1 час труда:


Рис. 1. Производственные возможности стран Х и У за 1 час труда.

Из рис. 1 очевидно, что производственные возможности стран Х и У разные. За 1 час труда страна Х производит товара «а» на 10 единиц больше, чем страна У, а страна У производит больше товара «в» на 75 единиц, чем страна Х. Здесь весьма существенным (и для данной концепции определяющим) является тот факт, что сравниваются абсолютные количества товаров в разных странах, производимые за один и тот же временной промежуток.



Второй существенный момент заключается в следующем: из двух (в данном примере) товаров каждая страна имеет абсолютное преимущество (т.е. производит в большем количестве) лишь по одному товару, а по другому товару преимущества должна иметь другая страна. Только при этих двух условиях концепция абсолютных преимуществ может объяснить взаимовыгодность внешней торговли.

В данном примере видно, что в стране Х производительность труда при производстве товара «а» выше, чем при производстве товара «в», а в стране У – наоборот. На рис. 1 это определяется наклоном линий производственных возможностей, который фактически показывает нам предельную норму технологического замещения при увеличении производства товара «в» за счет сокращения производства товара «а». Для теории абсолютных преимуществ этот момент имеет значение лишь в том смысле, что позволяет определить границы, в которых устанавливается цена на товары «а» и «в» при их экспорте-импорте. Эти границы будут следующими:

0,5 в < мировая цена «а» < 2,5 в

0,4 а < мировая цена «в» < 2 а.

Любая цена в этих пределах позволяет экспортерам товаров и их потребителям (которые будут в данном случае импортерами) получать дополнительные выгоды.

Если предположить, что страна Х станет полностью специализироваться на производстве товара «а», а страна У – товара «в», то можно при помощи графической модели показать выгоды потребителей от внешней торговли:


Рис. 2. Торговые возможности стран Х и У.
Пусть мировая цена будет равна 1 а = 1 в. Это соответствует выше установленным пределам. Предположим, что до мировой торговли внутреннее потребление в стране Х было 20 единиц «а» и 15 – «в» (т.А на рис.2), а в стране У соответственно 16 и 62 (т.А* на рис.2). Поскольку при цене 1а=1в страна Х производит только товар «а», то она может часть его по данной цене обменять на товар «в» в стране У. Гипотетически 50 единиц товара «а» страна Х может на мировом рынке обменять на 50 единиц товара «в», что определяет ее линию торговых возможностей (см. рис.2).

Если страна Х из 50 единиц товара «а» 30 оставляет для внутреннего потребления, то оставшиеся 20 единиц она на мировом рынке обменивает на 20 единиц товара «в». В результате такой специализации и такого обмена внутреннее потребление в стране Х составит 30 единиц товара «а» и 20 единиц товара «в» (т.В на рис.2).

Аналогично расширяется и внутреннее потребление в стране У (переход из т.А* в т.В* на рис.2). Таким образом, в результате мировой торговли страны, не меняя своих производственных возможностей, могут расширить внутреннее потребление обоих товаров.



Теория сравнительных преимуществ

Автором данной теории считается английский экономист Давид Риккардо. Он успешно доказал, что для осуществления международной торговли значение имеет лишь разница во внутренних пропорциях обмена у торгующих стран.

Рассмотрим условный пример:

Пусть страны Х и Y производят только два товара - "а" и "b". Причем страна Y может произвести за один час труда большее количество и товара "а", и товара "b" по сравнению со страной Х ( см. таблицу 2).

Таблица 2. Ситуация сравнительного преимущества




Товар "а" ( производ-

ство в час)

Товар "b" ( производ-

ство в час)

Страна Х

50 единиц

25 единиц

Страна Y

66 единиц

100 единиц


Из таблицы 2 видно, что страна Y обладает перед страной Х абсолютными преимуществами как по производству товара "b" (100>25), так и по производству товара "а" (66>50).

Однако внутренние пропорции обмена между товарами "а" и "b" на рынках двух стран различны: в стране Х за 1 ед. товара "а" можно получить 0,5 ед. товара "b", или: за 1ед. товара "b" - 2 ед. товара "а", в то время как в стране Y за 1 ед. товара "а" можно получить 1,5 ед. товара "b", а за 1 ед. товара "b" - 0, 66 ед. товара "а".
Пропорции обмена в стране Х:

1а = 0,5b

1b = 2а
Пропорции обмена в стране Y:

1а = 1,5 b

1b = 0,66 а
Очевидно, что производителям товара "а" в стране Х выгодно экспортировать его в страну Y, так как там можно за 1ед. товара "а" получить в обмен не 0,5 товара "b", а 1,5 "b". Точно так же производителям товара "b" в стране Y выгодно экспортировать этот товар в страну Х.

Таким образом, концепция сравнительных преимуществ доказывает, что странам выгодно торговать товарами в том случае, если на внутренних рынках этих стран существуют различные пропорции обмена товаров.

С точки зрения графической модели, иллюстрирующей данную концепцию, определяющим фактом является разный угол наклона линий производственных возможностей торгующих стран. Именно угол наклона определяет внутренние пропорции обмена двух товаров, связанные с предельной нормой их замещения друг другом при увеличении производства одного за счет сокращения производства другого (см. рис.3):