ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая — с точки зрения воспитателя, учителя.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.
Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:
1) генетикой, анатомией и физиологией развития; данные науки важны для психологии развития, так как помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного (двигательного) развития. Особый интерес представляет развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез;
2) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных); она показывает биологические корни поведения (например, импринтинг). Ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений; возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития;
3) культурной антропологией и этнологией, которые изучают надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;
4) социологией и социальными дисциплинами, которые имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счёт исследования социально-экономических условий развития;
5) психологические дисциплины: общая психология позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, мотивации и т. п.; педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, обучение и воспитание; психопатология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям психотерапии, психопрофилактики и психогигиены; психодиагностика идёт рядом с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития; психология творчества помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; специальная психология, изучающая закономерности развития детей с ОПФР, опирается на знания из психологии развития о норме психического развития.
1.4.Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез, психическое развитие, возраст, возрастная периодизация»
Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
Психическое развитие — это процесс поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира, обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта.
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
1.5. Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии.
Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои общие и специфические методологические принципы и методы. Методологические принципы развития психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность.
Общими методологическими принципами психологии развития являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.
В психологии известны различные теоретические подходы, и каждая теория имеет собственные методологические принципы. Однако в психологии развития имеются универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.
- Принцип детерминизма утверждает, что любое социальное явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий. Однако надо понимать, что детерминация всегда не одномерна и включает множество условий, и бывает даже тех, о которых исследователь и не подозревает. Следовательно, при исследовании любого психического явления, необходимо тщательно отнестись к многообразию его детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность его.
- Принцип развития предполагает, что любое социальное явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, психическое и личностное развитие человека в процессе межличностного взаимодействия подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.
1) Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается. Неравномерность развития предполагает, что межличностное взаимодействие на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере.
2) Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы личности может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности.
3)Стадиальность личностного развития в процессе межличностного взаимодействия характеризует его таким образом, что оно есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе межличностного взаимодействия, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации (младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в социальном взаимодействии.
- Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например, статические и динамические характеристики развития личности во времена А.С.Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии,
обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к своему историческому времени для этноса.
- Принцип системности в психологии развития утверждает, чтовсе понятия и суждения науки образуют сложную иерархическую систему. Любое психическое явление или личностное образование является структурным компонентом более сложного явления, и в свою очередь имеет свою структуру, каждый компонент которой также можно рассматривать как отдельное явление.
Предмет психологии развития является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих психическое и личностное развитие человека.
Частная методология – это система частных принципов, методических приемов, применяемых в конкретной области знаний Назовем несколько частных принципов:
- Принцип единства и относительной самостоятельности отдельных компонентов психического и личностного развития. Во-первых, в соответствии с этим принципом необходимо одновременно (в один срез) изучать показатели всех компонентов психического и личностного развития. Например, изучение отдельных показателей эмоционального, интеллектуального, волевого, нравственного компонентов личностного развития в разное время, нарушает принцип единства и искажает представления о реальной картине личностного развития отдельного человека. Во-вторых, в соответствии с этим принципом для изучения каждого компонента личностного развития существуют свои методы.
- Принцип единства диагностики и развития личности. Во-первых, в соответствии с этим принципом, изучая показатели психического или (и) личностного развития с помощью различных методов и методик, мы в большей или меньшей мере оказываем влияние на осознание личностью собственного развития, развиваем социально-психологическую перцепцию и рефлексию, и этим актуализируем в сознании личности изучаемые психические явления. Во- вторых, невозможно развивать личность, не изучая ее.
К третьему уровню методологии относятся методы изучения социально-психологических явлений, которые и определяются принципами более высоких уровней.
Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы (принцип детерминизма, генетический, историзма, системности) дополнить принципом единства сознания и деятельности, то психология развития будет иметь теоретическое направление, называемое деятельностным подходом.
Дополнив универсальные принципы специфическим принципом первичности бессознательного в психике, получим психоаналитическое направление. Аналогично существую принципы в бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии и других направлениях.
1.6. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом оговариваются и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития.
Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:
1) генетикой, анатомией и физиологией развития; данные науки важны для психологии развития, так как помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного (двигательного) развития. Особый интерес представляет развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез;
2) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных); она показывает биологические корни поведения (например, импринтинг). Ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений; возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития;
3) культурной антропологией и этнологией, которые изучают надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;
4) социологией и социальными дисциплинами, которые имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счёт исследования социально-экономических условий развития;
5) психологические дисциплины: общая психология позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, мотивации и т. п.; педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, обучение и воспитание; психопатология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям психотерапии, психопрофилактики и психогигиены; психодиагностика идёт рядом с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития; психология творчества помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; специальная психология, изучающая закономерности развития детей с ОПФР, опирается на знания из психологии развития о норме психического развития.
1.4.Основные понятия психологии развития и возрастной психологии: «онтогенез, психическое развитие, возраст, возрастная периодизация»
Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
Психическое развитие — это процесс поступательных, непрерывных, необратимых качественных изменений в отражении внешнего и внутреннего мира, обеспечивающих все более эффективную саморегуляцию внешней предметной и внутренней психической деятельности, а также повышающих их результативность в плане усвоения социально-исторического опыта.
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
1.5. Методологические принципы исследований в психологии развития и возрастной психологии.
Каждая наука кроме предмета, задач имеет свои общие и специфические методологические принципы и методы. Методологические принципы развития психологии определяют всю идеологию науки и теоретическую направленность.
Общими методологическими принципами психологии развития являются: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.
В психологии известны различные теоретические подходы, и каждая теория имеет собственные методологические принципы. Однако в психологии развития имеются универсальные методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития, исторический принцип, принцип системности.
- Принцип детерминизма утверждает, что любое социальное явление или личностное образование имеет причинную обусловленность. Психические явления и личностные образования являются следствием определенных биологических, социальных, психологических условий. Однако надо понимать, что детерминация всегда не одномерна и включает множество условий, и бывает даже тех, о которых исследователь и не подозревает. Следовательно, при исследовании любого психического явления, необходимо тщательно отнестись к многообразию его детерминации, что позволит выявить закономерные связи и сущность его.
- Принцип развития предполагает, что любое социальное явление или личностное образование является процессом и непрерывно развивается. Следовательно, психическое и личностное развитие человека в процессе межличностного взаимодействия подчиняется всем закономерным свойствам развития: непрерывности, неравномерности, пластичности, асинхронности и стадиальности.
1) Непрерывность развития личности утверждает о том, что оно является динамичным процессом и при любых условиях развивается. Неравномерность развития предполагает, что межличностное взаимодействие на различных временных интервалах влияет на развитие не в одинаковой мере.
2) Свойство асинхронности выражается в том, что развитие, являясь процессом сложным, и не все его составляющие компоненты развиваются одинаковыми темпами. Так, например, развитие интеллектуальной сферы личности может опережать развитие нравственной сферы и отставать от эмоционального развития личности.
3)Стадиальность личностного развития в процессе межличностного взаимодействия характеризует его таким образом, что оно есть возрастные периоды, на которых доминирует экстериоризация (дошкольный, подростковый, юношеский и т.д.) в процессе межличностного взаимодействия, а также есть возрастные периоды, для которых характерно доминирование интериоризации (младший школьный возраст, ранняя и поздняя юность и т.д.) в социальном взаимодействии.
- Исторический принцип заключается в культурно-исторической обусловленности развития личности. Этот принцип предполагает две стороны: хронологическую и этническую. Хронологическая сторона этого принципа утверждает, что любой феномен психического и личностного развития человека на определенном историческом этапе имеет особенности, обусловленные в первую очередь, общественными отношениями и укладом жизни. Так, например, статические и динамические характеристики развития личности во времена А.С.Макаренко будут существенно отличаться от показателей личностного развития наших современников. Этническая сторона принципа отмечает то, что в каждом этносе имеются различия в личностном развитии,
обусловленные традициями, ритуалами, социально-психологическими стереотипами. Следует отметить, что люди каждого этноса являясь нашими современниками, однако принадлежат к своему историческому времени для этноса.
- Принцип системности в психологии развития утверждает, чтовсе понятия и суждения науки образуют сложную иерархическую систему. Любое психическое явление или личностное образование является структурным компонентом более сложного явления, и в свою очередь имеет свою структуру, каждый компонент которой также можно рассматривать как отдельное явление.
Предмет психологии развития является центральным образованием системы и определяет иерархию всех явлений, определяющих психическое и личностное развитие человека.
Частная методология – это система частных принципов, методических приемов, применяемых в конкретной области знаний Назовем несколько частных принципов:
- Принцип единства и относительной самостоятельности отдельных компонентов психического и личностного развития. Во-первых, в соответствии с этим принципом необходимо одновременно (в один срез) изучать показатели всех компонентов психического и личностного развития. Например, изучение отдельных показателей эмоционального, интеллектуального, волевого, нравственного компонентов личностного развития в разное время, нарушает принцип единства и искажает представления о реальной картине личностного развития отдельного человека. Во-вторых, в соответствии с этим принципом для изучения каждого компонента личностного развития существуют свои методы.
- Принцип единства диагностики и развития личности. Во-первых, в соответствии с этим принципом, изучая показатели психического или (и) личностного развития с помощью различных методов и методик, мы в большей или меньшей мере оказываем влияние на осознание личностью собственного развития, развиваем социально-психологическую перцепцию и рефлексию, и этим актуализируем в сознании личности изучаемые психические явления. Во- вторых, невозможно развивать личность, не изучая ее.
К третьему уровню методологии относятся методы изучения социально-психологических явлений, которые и определяются принципами более высоких уровней.
Кроме универсальных принципов существуют принципы, которые определяют теоретическое направление науки. Так, например, если универсальные принципы (принцип детерминизма, генетический, историзма, системности) дополнить принципом единства сознания и деятельности, то психология развития будет иметь теоретическое направление, называемое деятельностным подходом.
Дополнив универсальные принципы специфическим принципом первичности бессознательного в психике, получим психоаналитическое направление. Аналогично существую принципы в бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии и других направлениях.
1.6. Формы использования исследовательских методов: продольные (лонгитюдные) и поперечные (возрастные) срезы.
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.