ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.7. Методы исследования в психологии развития возрастной психологии.
Психология развития и возрастная психология пользуются целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б.Г. Ананьеву[1]).
Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный — метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по определенным признакам — возрасту, полу, уровню развития какой-либо функции и т.д.), лонгитюдный — метод продольных срезов (одни и те же испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов продольного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим — в виде каких-либо теорий и концепций, практическим — в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики, психодиагностической методики и т.д.). Например, исследование возрастных особенностей мнемической деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика памяти группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика памяти этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются, делается вывод), может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика памяти будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту: три, четыре, пять, шесть лет, затем полученные результаты сравниваются, и делается вывод).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных о психике человека. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий или генетикомоделирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, опрос устный и письменный), анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами, социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе), биографические методы (анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, дневников и т.д.).
Третью группу методов составляют методы обработки данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный анализ (подсчет процентов, ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ и др.), качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных эмпирических данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы, и случаев, являющихся исключениями или нарушениями общих закономерностей).
Четвертая группа методов — интерпретационные методы: различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический. Генетический метод может охватывать все уровни развития от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода представляют собой способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе онтогенеза.
2. Основные зарубежные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе.
Зарубежные теории онтогенетического развития очень авторитетны. Они оказали большое воздействие на развитие современной психологии развития. Их делят на две группы в зависимости от позиции в решении центральной проблемы онтогенеза, суть которой заключается в вопросе, что в большей степени определяет человеческое развитие-природа или воспитание (факторы наследственности или внешней среды).
2.1. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газзела, теория трёх ступеней детского развития К. Бюлера.
Теория С. Холла, несмотря на критику многих психологов, стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ С. Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
С. Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы были ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Таким образом, С. Холл реализовал идею создания экспериментальной психологии развития, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии били врачи и биологи, имевшие в своем распоряжении большое количество объективных методов исследования детей; в психологии в то время таких методов не было.
Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность.
Теория рекапитуляции Г.С.Холла
Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).
Теория созревания А.Гезелла
А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.
А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.
Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.
Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.
Название теории К. Бюлсра «Теория трех ступеней развития» основано на выделении трех четко определенных этапов развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Основное достоинство теории Бюлера: показана взаимосвязь ступеней, обусловленность их возникновения с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
Психология развития и возрастная психология пользуются целой системой методов, которые можно подразделить на четыре группы (по Б.Г. Ананьеву[1]).
Первую группу методов можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный — метод поперечных срезов (проводится сравнение результатов нескольких групп испытуемых, отличающихся по определенным признакам — возрасту, полу, уровню развития какой-либо функции и т.д.), лонгитюдный — метод продольных срезов (одни и те же испытуемые многократно исследуются на протяжении длительного времени), комплексный (объединение методов продольного и поперечного срезов). Они действуют в процессе всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования (теоретическим — в виде каких-либо теорий и концепций, практическим — в виде практических рекомендаций к совершенствованию или созданию новой психокоррекционной методики, психодиагностической методики и т.д.). Например, исследование возрастных особенностей мнемической деятельности на протяжении дошкольного детства может проводиться с помощью метода продольных срезов (при этом проводится диагностика памяти группы детей трех лет, затем через год, два и три проводится диагностика памяти этих же детей в возрасте четырех, пяти, шести лет соответственно, затем полученные результаты сравниваются, делается вывод), может проводиться с помощью поперечных срезов (при этом диагностика памяти будет проводиться в нескольких группах детей, различающихся по возрасту: три, четыре, пять, шесть лет, затем полученные результаты сравниваются, и делается вывод).
Вторую, самую обширную группу методов составляют эмпирические методы, которые направлены на получение научных данных о психике человека. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий или генетикомоделирующий эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, опрос устный и письменный), анализ процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами, социометрия (метод изучения статуса человека в группе и взаимоотношений в группе), биографические методы (анализ фактов, дат и событий прошлого жизненного пути, документации, дневников и т.д.).
Третью группу методов составляют методы обработки данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный анализ (подсчет процентов, ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ и др.), качественный анализ результатов исследования (в том числе дифференциация полученных эмпирических данных по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы, и случаев, являющихся исключениями или нарушениями общих закономерностей).
Четвертая группа методов — интерпретационные методы: различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический. Генетический метод может охватывать все уровни развития от нейронного до поведенческого. Различные варианты этого метода представляют собой способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на определенном этапе онтогенеза.
2. Основные зарубежные подходы в исследовании психического развития в онтогенезе.
Зарубежные теории онтогенетического развития очень авторитетны. Они оказали большое воздействие на развитие современной психологии развития. Их делят на две группы в зависимости от позиции в решении центральной проблемы онтогенеза, суть которой заключается в вопросе, что в большей степени определяет человеческое развитие-природа или воспитание (факторы наследственности или внешней среды).
2.1. Биологический подход: теория рекапитуляции С. Холла, теория созревания А. Газзела, теория трёх ступеней детского развития К. Бюлера.
Теория С. Холла, несмотря на критику многих психологов, стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ С. Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
С. Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы были ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Таким образом, С. Холл реализовал идею создания экспериментальной психологии развития, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии били врачи и биологи, имевшие в своем распоряжении большое количество объективных методов исследования детей; в психологии в то время таких методов не было.
Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность.
Теория рекапитуляции Г.С.Холла
Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).
-
От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д. -
От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком. -
От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся. -
От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность. -
От 14 лет до 20 лет – стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.
Теория созревания А.Гезелла
А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.
А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.
Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.
Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:
-
от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития; -
от 1 года до 3 лет – средний; -
от 3 до 18 лет – низкий темп развития.
В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.
Название теории К. Бюлсра «Теория трех ступеней развития» основано на выделении трех четко определенных этапов развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Основное достоинство теории Бюлера: показана взаимосвязь ступеней, обусловленность их возникновения с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.
- 1 2 3