Файл: Социальнопсихологический климат в коллективе как необходимый элемент успешной бизнескоммуникации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Социально-психологический климат в коллективе как необходимый элемент успешной бизнес-коммуникации.

По предмету : Деловые коммуникации

Выполнил: Арабов Д.А. Направление подготовки: Менеджмент Форма обучения: заочная Оценка: ____________________________ ____________________________ Подпись Фамилия И.О. “____”________________20___ г.

Омск, 2023

Содержание:

  1. Введение

  2. Концепция и сущность социально-психологического климата в организации

  3. Факторы, влияющие на социально-психологический климат

  4. Механизмы развития группы в организации

  5. Заключение

  6. Список литературы


Введение

В условиях современной научно-технической революции интерес к феномену социально-психологического климата коллектива постоянно растет. Актуальность данной проблемы продиктована, прежде всего, повышенными требованиями к уровню психологической вовлеченности человека в его трудовую деятельность и усложнением духовной жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личных устремлений. Улучшение социально-психологического климата коллектива - задача развития социально-психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качества продукции. В то же время социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой увеличения социальных факторов в структуре производства, с улучшением как организации, так и условий труда.

Концепция и сущность социально-психологического климата в организации
Социально-психологический климат - это сложная психологическая характеристика, которая отражает состояние отношений и степень удовлетворенности работников различными факторами жизни. В хорошей команде каждый сотрудник должен отвечать за свою работу, заботиться об общем деле, не перекладывая своих задач на других, и, при необходимости, помогать коллегам, когда этого требует ситуация в организации.


Социально-психологический климат - это сложное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, которое отражает степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. Его можно охарактеризовать такими определениями, как эмоциональное настроение коллектива, ментальная атмосфера, стиль общения, отношение сотрудников к работе, друг к другу и к происходящим событиям. Социально-психологический климат в организации - это фактор, который может помочь или помешать продуктивной работе коллектива и развитию каждого сотрудника.

Таким образом, психосоциальный климат - это относительно стабильное психологическое состояние, преобладающее в группе или коллективе и проявляющееся в отношении друг к другу, к работе, к событиям вокруг них, к организации в целом, основанное на индивидуальных и личностных ценностях и ориентациях. Это влияет на самочувствие и настроение членов команды, разработку, принятие и реализацию совместных решений, достижение организационной эффективности.

Среди компонентов социально-психологического климата организации можно выделить следующие:

- Эмоциональную атмосферу в команде;

- Уровень профессионального и межличностного доверия;

- Уровень толерантности (степень принятия друг друга такими, какие они есть);

- Уровень взаимопомощи и сотрудничества;

- Наличие источников напряженности и конфликтов.

Социально-психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным. 

Положительными аспектами благоприятного социально-психологического климата являются повышение настроения и "боевого духа" коллектива в организации, мотивация к труду, уверенность в работе, раскрытие профессионального и творческого потенциала сотрудников, их готовность брать на себя ответственность и решать сложные задачи, развитие предпринимательского духа. Благоприятный психологический климат в команде является лучшим средством предотвращения конфликтов и помогает создать сплоченную команду профессионалов.

Для создания здорового социально-психологического климата в организации необходимо его проанализировать и выявить основные факторы, которые определяют состояние психологического климата в организации.



Факторы, влияющие на социально-психологический климат
Среди основных факторов, которые положительно или отрицательно влияют на социально-психологический климат в команде, можно выделить следующие основные группы.

Психологическая совместимость является одним из важнейших факторов, влияющих на психологический климат. Совместимость определяется на трех уровнях:

- Психофизиологический уровень (совместимость темпераментов). Например, сотрудничество флегматика и холерика будет постоянным источником конфликта, медленный флегматик будет раздражать холерика;

- Психологический уровень - совместимость характеров и типов поведения;

- Социально-психологический уровень - совместимость социальных установок и ценностей. Люди со схожими интересами легко ладят - они "на одной волне".

Интероперабельность можно охарактеризовать как результат совместимости сотрудников, когда достигаются максимальные результаты при минимальных затратах.

Хорошо развитая система коммуникации означает, что все сотрудники полностью информированы и что существует система обратной связи "руководство-подчиненное". Неполная или неясная информация приводит к ошибкам в работе, непониманию поставленных руководством задач и конфликту.

Лидерский стиль - демократический стиль руководства был бы оптимальным. Она способствует созданию творческой и дружественной атмосферы, поощряет инициативу среди сотрудников.

Физические условия труда (микроклимат), иначе можно говорить о санитарно-гигиенических условиях. Они включают в себя комфорт рабочего места, освещение, влажность, площадь помещения, температуру воздуха и многое другое.

Особенностями удовлетворенности работой являются адекватная оплата труда, удовлетворение потребности в общении и участии в успехе предприятия, возможность реализации своего профессионального и личностного потенциала, а также интересная работа.

Организация трудовой деятельности сотрудников определяется четким распределением функциональных обязанностей подчиненных, задач и разумными сроками их выполнения.


Для создания благоприятного социально-психологического климата в организации, руководитель должен выбрать команду, в которой люди совместимы друг с другом по темпераменту, опыту и возрасту, через интервьюирование, наблюдение, опрос, работу с мотивацией сотрудников, быть ярким примером для подражания; ставить четкие задачи и контролировать их качество; создавать и поддерживать дух предприятия, дать возможность каждому человеку реализовать себя и обеспечить нормальные условия труда.

Механизмы развития группы в организации
Как было сказано выше, для создания здорового социально-психологического климата в организации необходимо провести диагностику. Анализ факторов, влияющих на социально-психологический климат, даст четкую и полную картину того, что происходит в организации. Например, он помогает выявить превалирующую природу межличностных отношений внутри коллектива, определить степень психологической совместимости, частоту и причины конфликтов в коллективе, показывает, насколько благоприятны физические условия и комфорт на рабочих местах сотрудников, показывает слабые стороны в управлении персоналом (неясные цели, слабая корпоративная культура).

По результатам анализа ключевых факторов, влияющих на социально-психологический климат, руководитель организации получит информацию об эмоционально-психологическом состоянии сотрудников, уровне психологической совместимости и сплоченности, об эффективности корпоративной культуры, о недостатках в организации сотрудников и многое другое.

Таким образом, удастся устранить факторы, негативно влияющие на социально-психологический климат, создать идеальные условия для эффективной работы сотрудников (условия, способствующие профессиональной и творческой реализации, личностному развитию), сформировать эффективные группы по принципу психологической совместимости.

Развитие здоровой атмосферы в коллективе во многом зависит от стиля руководства и управления организацией. Например, авторитарный стиль подавляет творческую инициативу сотрудников, они становятся вялыми, прохладными к своим обязанностям, происходит текучесть кадров. С другой стороны, в демократическом стиле, единство сотрудников, поощряя их творческие начинания, способствует эффективности производственного процесса. Именно в этих командах подавляющее большинство сотрудников - люди с активной жизненной позицией. Когда каждый человек считает себя значимой фигурой, с предложениями и
действиями которой руководство и вся команда, работа выполняется с удовольствием и на эмоциональной подъемной площадке, и при этом качественно и в срок.

Важно, чтобы менеджер действительно лидер, который способен правильно организовать рабочий процесс, раскрыть потенциал каждого сотрудника и вести за собой людей. В то же время, он сам должен быть образцом для подражания в его отношении к работе и к сотрудникам. Высокомерие, неуважение к людям, недостаток компетентности, нежелание или неспособность учиться - такие качества не делают менеджера более популярным, а создают условия для конфликтов и взаимного недовольства. Кроме того, менеджер должен найти выход из конфликтных ситуаций, даже между сотрудниками. Часто это зависит от правильного поведения менеджера, от его прямого или косвенного вмешательства, перерастает ли конфликт в затяжную стадию или исчерпывает себя в самом начале.

Психологический климат также начинает лопаться по швам, когда нарушаются стандарты работы, когда люди переутомились и физически не успевают восстановиться. Важно помнить, что когда человек устает, он становится более раздражительным, менее терпимым, более требовательным к другим и недовольным собой.

Если работа организована так, что все сотрудники в конце дня очень устают и не могут самостоятельно отдыхать и расслабляться, то психологический климат неизбежно страдает. Поэтому, если работа интенсивная, введите сменную работу. Также, создайте зоны психологического отдыха. Важно знать, что стресс можно снять с помощью позитивной и спокойной музыки, смеха, искренних комплиментов и эмоциональной поддержки со стороны персонала. Важно также, чтобы помещение было проветриваемым, уровень освещения в нем также способствует этому, особенно в вечернее время. Обилие компьютеров и кабелей также приводит к повышенной усталости. Компьютеры можно компенсировать обилием комнатных растений, создающих микроклимат, а также фотообои с природой и видимой линией горизонта и перспективой для отдыха глаз. Если комната окрашена в контрастные тона, очень светлые или очень темные, это также негативно скажется на физиологии и, следовательно, на эмоциональном фоне команды.

Важно планировать рабочее место таким образом, чтобы сотрудники чувствовали, что о них думают и о них заботятся. Каждая мелочь имеет значение, потому что именно в мельчайших деталях выражается забота.