Файл: Рабочая программа дополнительного образования Обучение чтению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.  В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:

  1. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.

  2. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

  3. Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.

  4. Знакомство с начальными грамматическими категориями.

  5. Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.

  6. Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.

  7. Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.

  8. Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.

  9. Подготовка руки к письму.


Тематический план второго года обучения

Тема

Количество занятий

Цель

«Звуки и буквы»


1


-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Слова. Звуки»

1

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов.

Звук и буква «А»

1

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А».

- закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком.

Звук и буква «У»

1

- закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «О»

1

- закрепить умения детей называть слова со звуком «А».

- закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения.

Звуки «М», «М’»,

Буква М

2

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

- развивать умение составлять прямые и обратные слоги.

- формировать умение определять позицию звука в слове.

- воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания.

Звуки «С», «С’»,

Буква С

2

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

Звуки «Х», «Х’»,

Буква Х

2

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’».

- продолжать учить определять позиция звука в слове.

- закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать положительную самооценку.

Звуки «Р», «Р’»,

Буква Р

2

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ш».

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

«С-Ш»

1

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Ы»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове.

– учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

«И-Ы»

1

- уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы».

- учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах.

- развивать понимание смыслоразличительной функции звука.

- воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей.

Звуки «Л», «Л’»,

Буква Л

1

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

«Л-Р»

1

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове.

Звуки «Н», «Н’»,

Буква Н

1

- закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Звуки «К», «К’»,

Буква К

1

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

- познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звуки «Т», «Т’»,

Буква Т

1

- закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’».

- формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «И»

1

- закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий.

Звуки «П», «П’»,

Буква П

1

- закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

- воспитывать положительную самооценку детей.

Звуки «З», «З’»,

Буква З

1

- закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей.

«С-З»

1

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

Звук и буква «Й»


1

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Й-И»

1

- учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Звуки «Г», «Г’»,

Буква Г

1

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

«Г» - «К»

1

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».

-формировать умение называть слова с этими звуками.

-продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам.

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать звуковую культуру речи.

Звуки «В», «В’»,

Буква В

1

- познакомить с буквой В.

- продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- воспитывать сдержанность и внимание.

Звуки «Д», «Д’»,

Буква Д

1

- закрепить знания детей о звуках.

- познакомить детей с буквой Д.

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Д-Т»

1

- закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».

- закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах.

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Звуки «Б», «Б’»,

Буква Б

1

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б.

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей.

«Б-П»

1

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «Ж»,

Буква Ж

1

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки».

- закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова.

- продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- воспитывать умение контролировать свои действия.

«Ж-З»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Ж-Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Е»

2

- закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи.

Звук и буква «Я»

1

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

«А-Я»


1

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

Звук и буква «Ю»

2

- познакомить детей со звуком и буквой «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух.

- совершенствовать навык доброжелательного отношения.

Звук и буква «Ё»

2

- познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков.

- развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого.

«Дружные звуки»

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)


1

- уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

- дифференцировать понятия звук и буква.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звук и буква «Ч»

1

-уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- воспитывать умение спокойного общения на занятии.

«Ч»-«С»-«Ш»

1

- закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С».

- учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

– продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

«Ч-Т’»


1

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Э»

1

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во

повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Ц»

1

- уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф


1

- закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове

- развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения.

- закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Щ»

1

- уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

«Щ-С»

1

- учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

«Щ-Ч»

1

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч».

- продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам.

- продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Ь», «Ъ»

4

- познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.

- объяснить значение букв в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

- упражнять в звуковом анализе слов.

«Страна Азбука»

1

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- уметь отличать гласные буквы от согласных.

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.




64 занятия






Ожидаемые результаты

Предполагаемые результаты первого года обучения:

По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок

  • умеет относить предметы к определенной логической группе;

  • умеет различать понятия «живое - не живое»;

  • умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?);

  • умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;

  • различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • владеет навыком словообразования;

  • владеет приемами артикуляционной гимнастики;

  • различает слова по звучанию и протяжности;

  • умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

  • различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;

  • читает слова из 3-4 букв;

  • умеет определять 1й звук в слове;

  • составляет предложение с заданным словом.

Предполагаемые результаты второго этапа обучения:

По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок

  • различает слова близкие и противоположные по значению;

  • умеет распространять предложения;

  • умеет владеть тембром и темпом речи;

  • владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);

  • умеет отличать слово от предложения;

  • умеет составлять предложения из заданных слов;

  • умеет делить слова на слоги;

  • умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;

  • различает понятия «буква - звук»;

  • определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);

  • владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»

  • - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;

  • читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и

трехсложные слова;

  • читает предложения, короткие тексты;

  • умеет составлять пересказ (общий, выборочный);

  • владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;

  • владеет навыком выразительного чтения по ролям;

  • умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;

  • знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);

  • знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;

  • знает значение Ъ и Ь знаков в словах;

  • знает алфавит (полное название букв);

  • различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;

  • владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).


Критерии и формы оценки качества знаний

Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года.

Материально-методическое обеспечение программы

Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.

Список литературы

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

  2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.

  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.

  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.

  5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.

  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.

  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.

  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.

  9.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.

  10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.

  11. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.

  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  13. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.

  14. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.

  15. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.

  16. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.