Файл: Рабочая программа дополнительного образования Обучение чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:
-
Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой. -
Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений. -
Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи. -
Знакомство с начальными грамматическими категориями. -
Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов. -
Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие. -
Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование. -
Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д. -
Подготовка руки к письму.
Тематический план второго года обучения
Тема | Количество занятий | Цель |
«Звуки и буквы» | 1 | -развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - закрепить знания детей об артикуляционном аппарате. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Слова. Звуки» | 1 | - закрепить знания детей о понятии «звук», «буква». - закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов. |
Звук и буква «А» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком. |
Звук и буква «У» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «О» | 1 | - закрепить умения детей называть слова со звуком «А». - закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. |
Звуки «М», «М’», Буква М | 2 | - закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в слове. - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. |
Звуки «С», «С’», Буква С | 2 | - закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. |
Звуки «Х», «Х’», Буква Х | 2 | - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’». - продолжать учить определять позиция звука в слове. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. |
Звуки «Р», «Р’», Буква Р | 2 | - уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
«С-Ш» | 1 | - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Ы» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове. – учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. |
«И-Ы» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы». - учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. |
Звуки «Л», «Л’», Буква Л | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. |
«Л-Р» | 1 | - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. |
Звуки «Н», «Н’», Буква Н | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух. |
Звуки «К», «К’», Буква К | 1 | - закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звуки «Т», «Т’», Буква Т | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’». - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «И» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий. |
Звуки «П», «П’», Буква П | 1 | - закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове. -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать положительную самооценку детей. |
Звуки «З», «З’», Буква З | 1 | - закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. |
«С-З» | 1 | - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. |
Звук и буква «Й» | 1 | - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й». - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Й-И» | 1 | - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. |
Звуки «Г», «Г’», Буква Г | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. |
«Г» - «К» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’». -формировать умение называть слова с этими звуками. -продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам. - закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать звуковую культуру речи. |
Звуки «В», «В’», Буква В | 1 | - познакомить с буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. |
Звуки «Д», «Д’», Буква Д | 1 | - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Д-Т» | 1 | - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’». - закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах. -формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями. |
Звуки «Б», «Б’», Буква Б | 1 | - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. |
«Б-П» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П. -развивать фонематический слух. -учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Ж», Буква Ж | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. |
«Ж-З» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Ж-Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Е» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи. |
Звук и буква «Я» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
«А-Я» | 1 | - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
Звук и буква «Ю» | 2 | - познакомить детей со звуком и буквой «Ю». - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. |
Звук и буква «Ё» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков. - развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. |
«Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») | 1 | - уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове. - дифференцировать понятия звук и буква. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звук и буква «Ч» | 1 | -уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. |
«Ч»-«С»-«Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С». - учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. – продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. |
«Ч-Т’» | 1 | - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Э» | 1 | - закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Ц» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. |
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Щ» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. |
«Щ-С» | 1 | - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. |
«Щ-Ч» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Ь», «Ъ» | 4 | - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. - упражнять в звуковом анализе слов. |
«Страна Азбука» | 1 | - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. |
| 64 занятия | |
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты первого года обучения:
По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
-
умеет относить предметы к определенной логической группе; -
умеет различать понятия «живое - не живое»; -
умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?); -
умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие; -
различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-
владеет навыком словообразования; -
владеет приемами артикуляционной гимнастики; -
различает слова по звучанию и протяжности; -
умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство; -
различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы; -
читает слова из 3-4 букв; -
умеет определять 1й звук в слове; -
составляет предложение с заданным словом.
Предполагаемые результаты второго этапа обучения:
По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
-
различает слова близкие и противоположные по значению; -
умеет распространять предложения; -
умеет владеть тембром и темпом речи; -
владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости); -
умеет отличать слово от предложения; -
умеет составлять предложения из заданных слов; -
умеет делить слова на слоги; -
умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; -
различает понятия «буква - звук»; -
определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); -
владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий» -
- «твёрдый», «глухой» - «звонкий»; -
читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и
трехсложные слова;
-
читает предложения, короткие тексты;
-
умеет составлять пересказ (общий, выборочный); -
владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи; -
владеет навыком выразительного чтения по ролям; -
умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова; -
знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным); -
знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости; -
знает значение Ъ и Ь знаков в словах; -
знает алфавит (полное название букв); -
различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения; -
владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).
Критерии и формы оценки качества знаний
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года.
Материально-методическое обеспечение программы
Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.
Список литературы
-
Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. -
Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994. -
Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994. -
Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009. -
Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009. -
Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009. -
Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008. -
Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998. -
Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997. -
Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007. -
Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999. -
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. -
Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007. -
Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000. -
Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007. -
Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.