Файл: Эксперимент, его виды и функции в научном познании.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 986

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Название учебного заведения


Кафедра

Реферат

на тему: «Эксперимент, его виды и функции в научном познании»

Проверил:

Выполнил:

Город – 2023

Оглавление





Введение 3

1.Основные понятия эксперимента как научного исследования 4

2.Виды эксперимента 9

3.Функции эксперимента 13

Заключение 17

Список используемых источников 18


Введение
Актуальность. Эксперимент имеет огромное значение в научном познании. Он позволяет проверять гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, генерировать новые знания и применять их в практике. Эксперименты позволяют исследователям контролировать условия и влияющие факторы, создавать стандартизированные и повторяемые условия и получать надежные результаты. Результаты экспериментов могут иметь практическое применение и способствовать развитию научных дисциплин. В целом, эксперимент является ключевым инструментом в научном познании, который помогает расширять наше понимание мира.

Объект реферата – эксперимент, его виды и функции.

Предмет реферата – особенности видов и функций эксперимента.

Цель – исследовать значение эксперимента в научном познании, его основные виды и функции.

Исходя из актуальности реферата работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:

  • выделить основные понятия эксперимента как научного исследования;

  • описать виды эксперимента;

  • рассмотреть основные функции эксперимента.

Методы – анализ, синтез, сравнение.


  1. Основные понятия эксперимента как научного исследования

Экспериментальный метод научного исследования стал революционной вехой в развитии человеческого познания, и прежде всего, естествознания. Многие историки науки вполне справедливо считают, что именно систематическое применение экспериментального метода знаменовало собой возникновение опытной науки в современном смысле этого слова, пришедшей на смену античному умозрению и средневековой схоластике.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) в научном методе – метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Исследователь Визгин В. П. акцентировал внимание на том, что эксперимент отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
1

Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной. Эксперимент – это метод исследования, который воспроизводится в описанных условиях неограниченное количество раз, и даёт идентичный результат.

По мнению В. И. Журавлевой, эксперимент – это метод комплексного характера, так как он предполагает совместное использование других методов (наблюдений, бесед, анкетных опросов пр.).2

Г.И. Рузавин описывает эксперимент как особый вид практики, предпринимаемой с целью получения нового знания и проверки старого.3

Эксперимент испытывает предсказания теории на прочность. Когда теория, наконец, не выдержит, строится новая, с учетом старых фактов и тех, что появились при проверке. Если убедительно построенная теория противоречит установленным фактам, возникает научный парадокс, происходит скачок в развитии науки.

В основе научного метода лежит объективность, воспроизводимость, непредвзятость: он развивался, совершенствовался и был отобран как самый рациональный – уже более трех веков руководствуется им на своем пути наука. 4

В эксперименте выделяется субъект, объект познавательного действия, само действие и практические средства познания, то есть приборы и инструменты.

Субъект – это индивид, участвующий в исследовании и подвергающийся воздействию или наблюдению исследователем. Субъект может быть человеком, животным, растением или объектом, в зависимости от характера и целей исследования.

В некоторых экспериментах субъекты называются испытуемыми или участниками. В медицинских и психологических исследованиях часто используются люди в качестве субъектов для изучения физиологических или психологических реакций на определенные условия или воздействия.

Субъекты могут быть разделены на группы в эксперименте для сравнения результатов между различными условиями или обработками. Например, в эксперименте по изучению эффективности нового лекарства, субъекты могут быть случайным образом разделены на группу, которая получает новое лекарство, и группу, которая получает плацебо (контрольную группу).

Важно отметить, что при работе с субъектами в экспериментах необходимо соблюдать этические принципы, включая получение согласия субъектов, обеспечение их безопасности и конфиденциальности данных.



Объект – это физический предмет, система или явление, которое исследуется и подвергается воздействию или наблюдению в ходе эксперимента. Объект может быть материальным или абстрактным.

Объект исследования может варьироваться в зависимости от области научного исследования. В медицинских исследованиях объектами могут быть животные, клетки или биологические процессы. В физических исследованиях объектами могут быть физические системы, материалы или элементарные частицы. В социальных и психологических исследованиях объектами могут быть люди, социальные группы или психологические явления.

Объект обычно подвергается воздействию независимой переменной в эксперименте, чтобы изучить его реакцию или изменения, которые происходят в результате воздействия. Зависимая переменная, в свою очередь, используется для измерения или наблюдения эффектов, происходящих с объектом.

Приборы и инструменты в эксперименте – это используемые исследователями физические средства и технические устройства, которые помогают осуществить измерения, воздействия или наблюдения в ходе эксперимента. Они служат для сбора данных, контроля условий и обеспечения точности и надежности проводимого исследования.

Средства познания в эксперименте включают следующие категории.

  1. Измерительные приборы: различные устройства для измерения физических величин, таких как температура, давление, скорость, длина, электрический ток и т.д. Примерами измерительных приборов могут быть термометры, манометры, вольтметры, амперметры и другие специализированные приборы.

  2. Лабораторное оборудование: разнообразие оборудования, используемого в лабораторных условиях для проведения экспериментов. Например, микроскопы, камеры, спектрометры, центрифуги, автоклавы и другие специализированные инструменты.

  3. Технические устройства: различные технические устройства, используемые для воздействия на объекты или субъектов эксперимента. Например, это могут быть компьютеры, программное обеспечение, стимуляторы, роботы, электронные системы и т.д.

  4. Визуальные и звуковые средства: камеры, микрофоны, аудио- и видеозаписывающие устройства, которые позволяют фиксировать и анализировать данные, связанные с визуальными или звуковыми аспектами эксперимента.5

При выборе инструментов в эксперименте важно обеспечить их соответствие целям и требованиям исследования, а также убедиться в их точности, калибровке и надежности.


Логика эксперимента обычно включает следующие этапы.

  1. Формулировка вопроса и постановка цели. На первом этапе исследователь определяет конкретный вопрос, который он хочет исследовать, и формулирует цель эксперимента. Например, «Как влияет фактор X на явление Y?»

  2. Определение переменных. Исследователь определяет переменные, которые будут участвовать в эксперименте. В эксперименте обычно присутствуют независимая переменная (фактор X, который исследуется) и зависимая переменная (явление Y, которое измеряется или наблюдается).

  3. Разработка гипотезы. Исследователь формулирует гипотезу, которая предполагает ожидаемый результат эксперимента. Гипотеза должна быть проверяемой и основанной на предыдущих знаниях исследователя или теоретических моделях.

  4. Проектирование эксперимента. Исследователь разрабатывает план эксперимента, который включает выбор методов и инструментов, определение процедур, контрольные условия и группы контроля. Важным аспектом проектирования эксперимента является контроль всех релевантных переменных, кроме независимой переменной, чтобы измерить ее чистый эффект на зависимую переменную.

  5. Сбор данных. Исследователь проводит эксперимент и собирает данные в соответствии с разработанным планом. Данные могут быть получены путем наблюдения, измерения, опросов или других методов.

  6. Анализ данных. Собранные данные анализируются с использованием статистических методов для проверки гипотезы. Это включает обработку и интерпретацию данных, выявление закономерностей и статистическую оценку результатов эксперимента.

  7. Выводы и интерпретация. Исследователь делает выводы на основе результатов анализа данных и проверки гипотезы. Это позволяет сделать выводы о влиянии независимой переменной на зависимую переменную и проверить или опровергнуть исходную гипотезу.

  8. Публикация результатов. Исследователь документирует и публикует результаты эксперимента в научных журналах или других источниках, чтобы поделиться новыми знаниями и результатами с научным сообществом.6

Весь процесс эксперимента строится на логической последовательности шагов, чтобы систематически исследовать и проверить гипотезы и получить достоверные научные результаты.


  1. Виды эксперимента

Виды экспериментов могут различаться в зависимости от целей исследования, предмета изучения и специфики проведения. Можно выделить ключевые основания классификации. К разновидностям экспериментов в первую очередь относят такие группы:


  • по условиям проведения – естественные и искусственные;

  • по количеству факторов – однофакторные и многофакторные;

  • по степени контролируемости факторов – активные и пассивные (регистрирующие).7

Естественный эксперимент – это исследовательский подход, при котором исследователь изучает влияние независимой переменной на зависимую переменную, используя естественные изменения или различия в реальной среде или группах, без прямого вмешательства исследователя. Естественные эксперименты имеют свои преимущества, такие как высокая внешняя валидность (результаты отражают реальные условия) и возможность исследования воздействия, которые в реальной жизни не могут быть этически или практически реализованы.

Искусственный эксперимент – это эксперимент, в котором исследователь специально создает контролируемые условия, чтобы изучить влияние одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. В отличие от естественного эксперимента, искусственный эксперимент предоставляет исследователю больший контроль над условиями и манипулирование переменными для того, чтобы изучить причинно-следственные связи.8

Однофакторный эксперимент – это тип эксперимента, в котором исследуется только одна независимая переменная (фактор), а ее влияние на зависимую переменную изучается при контроле всех остальных факторов.

В однофакторном эксперименте исследователь выбирает одну переменную, которую он хочет изучить, и изменяет ее значения или условия в разных группах или условиях эксперимента. Затем наблюдается, как эти изменения в независимой переменной влияют на зависимую переменную, которая является основным объектом изучения.

Многофакторный эксперимент – это тип эксперимента, в котором исследуется влияние двух или более независимых переменных (факторов) на зависимую переменную. В отличие от однофакторного эксперимента, в многофакторном эксперименте исследуется влияние одновременно изменяющихся переменных на результаты исследования.

В многофакторном эксперименте исследователь выбирает и манипулирует двумя или более независимыми переменными, чтобы изучить их влияние на зависимую переменную. Каждая независимая переменная может иметь несколько уровней, и все возможные комбинации уровней каждого фактора образуют различные условия эксперимента.9