Файл: 1. Понятие делопроизводства и его основные элементы. Делопроизводство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие делопроизводства и его основные элементы.
Делопроизводство- отрасль деят-ти, обеспеч. документирование и организацию работы с официальными док-ми.
Документирование – запись инф-ции на различных носителях по установленным правилам
Документооборот - деят-ть по организации движения док-тов с момента их создания/получения до заверения исполнения (отправки/ направления в архив)
2. Взаимосвязь понятий «информация», «документ» и «документационное обеспечение управления».
Инф-ция – любые сведения
Док-т - зафиксированная инф. На материальном носителе в виде текста, аудиозаписи/изображения с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
ДОУ – отрасль деят-ти, обеспеч. Документирование и процесс работы с док-тами
3. Служба ДОУ н ее задачи.
ДОУ – структурное подразд., на которое возложены делопроизводственные задачи
ДОУ – отрасль деят-ти, обеспеч. Документирование и организацию работы с док-ми
Задачи: совершенствование форм и методов работы с документами; обеспеч. единого порядка документирования, организации работы с док-ми; разработка и внедрение норматив. и методич. док-тов по совершенствованию ДОУ
4. Формы организации делопроизводства.
Системы ДОУ: 1. Централизованная (все операции по обработке док-тов проводятся в канцелярии ОВД) свойственная небольшим/средним по объему переписки ОВД (районным)
2. Децентрализованная (все операции рассредоточены по структурным подразделениям (нп МВД))
3. Смешанная (все операции проводятся централизованно (прием, регистрация, отправка) и децентрализованно (хранение, формирование дел)) свойственна большим по структуре ОВД (нп УВД)
5. Документ и его функции.
Док-т – зафиксированная на материальном носителе инф. в виде текста, звукозаписи или изображения с реквизитами, позволяющими её идентифицировать
Функции: 1.Информационные функции (инф-ная, соц-ная, коммуникативная), 2. Обеспечивающие процесс управления (управленческая, правовая, учетная), 3. Носящие культурно-исторический хар-р (культурная, исторического источника)
6. Задачи делопроизводства в органах внутренних дел
Совершенствование форм и методов работы с документами; обеспеч. единого порядка документирования, организации работы с док-ми; разработка и внедрение норматив. и методич. док-тов по совершенствованию ДОУ
7. Виды делопроизводства в ОВД.
Общее — документирование общей управленческой
деят-ти, присущей любому органу управления, и организация работы с док-ми, Спец делопроизводство, как правило, регулируется отдельным законодательством, Управленческое (общее) регулируется системой законодательных актов и осущ операции с управленческой документацией (распорядительной, организационной, справочной), Секретное, то есть документирование сведений, составл гос и служебную тайны, Несекретное- многие док-ты, создаваемые в процессе деят-ти ОВД
8.Стандартизация и унификация ДОУ.
Стандартизация - возведение в норму оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего их применения в делопроизводстве. Результаты разработки при этом оформляются в виде: • межгосударственных (ГОСТ); • государственных (ГОСТ Р); • отраслевых (ОСТ) стандартов; • стандартов предприятий, учреждения и организаций (СТП)
Унификация производится в целях сокращения количества применяемых в управленческой деятельности документов, типизации их форм, установления единообразных требований к оформлению документов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач
9. Состав и схемы расположения реквизитов.
Гос герб РФ; герб субъекта РФ; эмблема организации или товарный знак; код формы док-та; наименование организации, наименование структурного подразделения, наименование должности лица, справочные данные об организации, наименование вида док-та, дата, регистрационный номер, ссылка на регистрационный номер и дату поступившего док-та, место составления док-та, адресат, гриф ограничения доступа к док-ту, гриф утверждения, резолюция, заголовок к тексту отметка о контроле, текст, отметка о приложении, подпись, отметка об электронной подписи, гриф согласования, виза, печать, отметка о заверении копии, отметка об исполнителе, отметка о направлении, отметка о поступлении док-та
10. Требования к составлению и оформлению управленческой документации.
В 1 части указывают причины, основания, цели составления док-та. Во 2 (заключительной) — решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть (например, приказы — распорядительную часть без констатирующей, письма, заявления — просьбу без пояснения). В тексте, подготовленного на основании других док-тов, указывают реквизиты последних: наименование документа, наименование организации — автора, Текст делится на абзацы, соблюдается офиц-деловой стиль
11. Бланки документов и требования к ним.
бланк док-та — это набор реквизитов, которые идентифицируют автора офиц письменного док-та
Виды: общий бланк, бланк письма, бланк конкретного вида док-та, бланк структурного подразд/должн лица, продольный бланк. 20 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.
12. Классификация документов по различным основаниям.
-
По видам деятельности: организационные: устав, должностная инструкция, штатное расписание и тд.; распорядительные: указание, распоряжение; информационно-справочные: протокол, акт, справка; кадровые (по л/с): резюме, автобиография; претензионно-исковая документация: исковое заявление; договорно-правовая документация: договор купли-продажи
По месту создания и хранения: внутренние, входящие, исходящие
По срокам хранения: постоянного срока хранения, временного срока хранения (до 10 лет); временного срока хранения (свыше 10 лет);до минования, По стадии создания и степени подлинности: проект; оригинал; копия
13. Классификация документов в зависимости от направления деятельности ОВД.
управленческие или организационно-распорядительные, оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные, административно-процессуальные
14. Юридическое значение документов.
Юр значение - это свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления. Отсутствие необходимых реквизитов или неправильное их оформление может привести к тому, что док-т не будет иметь юр значения (нп, нет подписи или даты). Если же в нем не будет заголовка к тексту или отметки об исполнителе, то это приведет лишь к опред трудностям в работе с док-том, но не повлияет на его юр силу
юр значение док-тов состоит в том, что они представл собой ср-во офиц. Удостоверения и юр доказат-ва действий, событий, имеющих занчение для деят-ти ОВД
15. Назначение и виды документов, составляемых в ОВД.
Значение док-тов: явл формой реализации всех функций управления, служат одним из ср-в связи ОВД между собй, с др организациями, гр-нами, юр значение док-тов состоит в том, что они представл собой ср-во офиц. Удостоверения и юр доказат-ва действий, событий, имеющих занчение для деят-ти ОВД
Виды: по участию заинтересованных лиц (односторонние/двусторон), по кол-ву отражающих вопросов (простые/сложные), по степени служебного пользования (ДСП,секретные, совершенно секретные,особой важности), по месту возникновения (входящие,исходящие,внутренние)
16. Правовое регулирование делопроизводства в органах внутренних дел.
Нормативно-правовое регулирование делопроизводства в ОВД может быть рассмотрено как общее и спец. Первое опред общие особенности регулирования делопроизводства в организациях, второе - непосредственно отражает специфику организации и осущ делопроизводства в ОВД
Приказ МВД от 20.06.2012 №615
17. Требования к оформлению документов в ОВД.
Документ не должен противоречить законодательным и иным НПА РФ и НПА МВД России. Документ должен быть оформлен в соответствии с существующими ГОСТами и требованиями Инструкции по делопроизводству в ОВД. В документе не должно быть помарок и исправлений. При оформлении документов на ПК рекомендуется использовать шрифт Times New Roman размером No 13-15 через 1-1,5 межстрочных интервала. Документы оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги форматов A4, A5 или в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов с определенным их расположением и оформлением ПОЛЯ ДОКУМЕНТОВ (мм):30 - левое; 10 - правое; 20 - верхнее; 20 - нижнее. Документы изготавливаются на белой бумаге или в исключительных случаях бумаге светлых тонов. ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ: ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов
определяет: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов; схемы расположения реквизитов на документе; образцы бланков; правила создания документов.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ В ОВД. ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утвержденная
приказом МВД России от 20.06.2012 No 615.Реквизиты: Госуд. герб РФ, Геральдический знак,Код организации, основ.гос.регистрац.номер, идентификационный номер налогоплательщика, код формы док-та, наименование ОВД, справочные данные, вид док-та,дата док-та и тд.
18. Классификация организационно-распорядительных документов.
Организационно-распорядительная документация (ОРД) включает в себя следующие группы документов: 1) организационные документы (уставы, положения, инструкции, штатное расписание и др.); 2) распорядительная документация (приказы, распоряжения, постановления, решения, указания и др.); 3) Информационно-справочная документация (письма, акты, протоколы, справки и т.п.). Организационные документы Организационные документы реализуют нормы административного и гражданского права, являются правовой основой деятельности учреждения и строго обязательны для исполнения. Эти документыпроходятобязательно процедуру утверждениянепосредственно руководителем с проставлением грифа утверждения или распорядительными документами (постановлением, решением, приказом или распоряжением) или на заседании коллегиального органа и действуют до утверждения новых. В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются новые организационные документы. Организационные документы по сравнению с другими группами документов являются основополагающими и обладают высшей юридической силой, так как распорядительные и справочно-информационные документы создаются на их базе.
19. Порядок составления и оформления должностной инструкции.
Должностная инструкция — локальный документ, то есть делается под цели и задачи организации и должности либо конкретного работника, если инструкция персонифицирована. Инструкции действуют только в пределах одного конкретного предприятия. В должностной инструкции есть следующие разделы: Общие положения; Должностные обязанности; Права по должности; Ответственность. Выделим основные особенности оформления должностной инструкции: текст должностной инструкции не должен быть слишком большим; если документ напечатан на нескольких страницах каждая из них должна быть обязательно пронумерована; нумеруют страницы должностной инструкции арабскими цифрами, их проставляют в нижнем колонтитуле, по центру страницы, нумерация сквозная по всему документу; для нумерации разделов и подразделов используются римские цифры; пункты и подпункты инструкции названий не имеют и нумеруются внутри разделов арабскими цифрами. Должностная инструкция — внутренний нормативно-распорядительный документ на первом листе инструкции обычно есть следующие реквизиты: Название организации так, как оно указано в регистрационных документах. Наименование документа. Фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, который уполномочен утверждать или подписывать должностные инструкции. Дата составления документа. Регистрационный номер, если в организации ведется учет документов. Оформляется по ГОСТУ. Нац.стандарт РФ.
20. Общая характеристика организационных документов.
Организационные документы – это описание организации, которое определяет порядок создания компании и диктует правила рабочего процесса, отражает его в терминах, нормах и предписаниях. К документам в организации относятся: устав; положение; правила и инструкции; штатное расписание; структура и штатная численность; правила внутреннего трудового распорядка. Организационно-правовые документы определяют: выбор организационно-правовой формы; штатную численность и номенклатуру должностей; структуру компании; функционал имеющихся структурных подразделений и сотрудников; состав и функции совещательных управляющих органов и управленческого аппарата.
21. Устав, виды уставов, правила составления.
Устав – правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности Устав организации закрепляет организационно-правовую форму организации, ее название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов организации, условия реорганизации и ликвидации организации. Виды уставов: Индивидуальный. Это устав, который составили под конкретную организацию и его участников. В нем, например, можно увеличить количество голосов, которое требуется для принятия решений, или прописать особый порядок уведомления о созыве собраний участников.
Типовой. Это уже готовая форма устава, которую утвердило Минэкономразвития. Типовые уставы могут использовать как новые, так и уже действующие компании. Как составить устав
Устав составляют письменно в произвольной форме. В него не нужно переписывать нормы закона, достаточно просто сослаться на них. Например, раздел «Порядок хранения документов и представления информации участникам и другим лицам» может состоять всего из одного пункта:
«Общество хранит и представляет участнику и другим лицам документы в соответствии с требованиями статьи 50».
Рекомендуем указать, что ООО вправе заниматься любыми видами деятельности, которые не запрещены законодательством. Конкретные виды деятельности писать в уставе не надо, они указаны в ЕГРЮЛ. Иначе при смене видов деятельности придется вносить изменения не только в ЕГРЮЛ, но и в устав. Уставы с несколькими и с одним участником будут отличаться. При составлении такого устава надо заранее проработать все организационные вопросы.
22. Требования, предъявляемые к составлению и оформлению положения об отделе.
Положение об отделе — локальный нормативный акт, который устанавливает статус и функционал внутреннего структурного подразделения организации. Структура типового положения об отделе состоит из следующих разделов: Общие положения. Основные цели и задачи. Функции отдела. Права руководителя. Ответственность. В разделе «Общие положения»: полное наименование структурного подразделения; реквизиты документа, на основании которого отдел создан и действует; порядок создания и ликвидации подразделения; правовое и административное место подразделения в иерархической структуре предприятия; перечень документов, которыми руководитель и сотрудники должны руководствоваться в своей деятельности; порядок назначения на должность и снятия с нее руководителя. Содержание раздела «Основные цели и задачи» положения об отделе определяется направлением деятельности данного подразделения. В положении о юридическом отделе в разделе «Задачи» будут такие пункты: Правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическая защита его прав и интересов; Эффективное использование правовых инструментов для укрепления финансового положения предприятия, повышения производительности труда и улучшения экономических показателей его работы. Руководство организации устанавливает сроки разработки и назначает должностных лиц, ответственных за подготовку проекта. В приказе прописывается состав рабочей группы с указанием конкретных фамилий и должностей, а также указывается дата завершения работ над проектом документа. Ознакомьте с приказом под роспись всех сотрудников, которые в нем упоминаются. Готовый проект необходимо согласовать с профсоюзом. Если на предприятии создана организация, представляющая интересы работников, ее мнение приходится учитывать при составлении правил внутреннего трудового распорядка
23. Общая характеристика распорядительных документов
Распорядительные документы - это документы, позволяющие органу управления организацией обеспечить реализацию поставленных перед ним задач. Они оформляют административную деятельность организации и могут издаваться на правах коллегиального управления либо на правах единоначалия.
С учетом сферы своего действия распорядительные документы делятся на: 1) правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 2) правовые акты, действующие на уровне субъектов федерации и их территориальных образований; 3) правовые акты организаций.
Распорядительные документы, с точки зрения принятия решений, могут издаваться коллегиальными органами управления, органами управления, действующими на основе единоначалия и совместно несколькими органами управления.
Подготовка распорядительных документов при коллегиальном принятии решения включает следующие этапы: 1) подготовка материалов к заседанию коллегиального органа; 2) внесение материалов на рассмотрение коллегиального органа; 3) обсуждение вопроса (подготовленных материалов) на заседании коллегиального органа; 4) принятие решения по рассмотренным материалам; 5) оформление протокола заседания; 6) издание распорядительного документа; 7) доведение решения до исполнителей.
24. Распорядительные документы коллегиальных органов управления.
Распорядительные документы - вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий и организаций, их подразделений и должностных лиц. С точки зрения порядка разрешения вопросов все распорядительные документы делятся на две группы:
- документы, издаваемые в условиях коллегиальности (постановления, решения);
- документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения (приказы, распоряжения, указания).Распорядительные документы в условиях коллегиальности издаются на основе решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией). Подготовка распорядительного документа в условиях коллегиального принятия решения (постановления, решения) включает следующие этапы: 1. Выявление и диагностика проблемы, выбор варианта разрешения путем коллегиального обсуждения. 2.Подготовка материалов к заседанию коллегиального органа. 3.Обсуждение проблемы на заседании коллегиального органа. 4.Принятие решения с оформлением протокола заседания. 5.Издание распорядительного документа. 6.Доведение распорядительного документа до исполнителей.
25. Распорядительные документы, издаваемые в условиях единоличного принятия решения.
В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную ответственность руководителей за принятые решения. Процедура издания распорядительных документов в условиях единоличного принятия решений – приказов, указаний, распоряжений – включает следующие стадии: Инициирование решения (обоснование необходимости издания распорядительного документа). Сбор и анализ информации по вопросу. Подготовка проекта распорядительного документа. Согласование проекта документа. Доработка проекта распорядительного документа по замечаниям. Принятие решения (подписание документа). Доведение распорядительного документа до исполнителей.
26. Требования к составлению и оформлению приказов.
поля: 20 мм – левое (30 мм, если срок хранения документа свыше 10 лет или «Постоянно»); 10 мм – правое; 20 мм – верхнее; 20 мм – нижнее. Приказ содержит следующие реквизиты (из установленных в ГОСТ Р 7.0.97-2016): Герб Российской Федерации, или Герб субъекта Российской Федерации, или эмблему либо товарный знак (знак обслуживания); наименование организации – автора документа; вид документа (ПРИКАЗ); дата документа; регистрационный номер документа; место составления или издания документа; заголовок к тексту; текст; подпись. При этом факультативными реквизитами приказа являются: визы / грифы согласования; отметка об исполнителе; отметка о контроле; отметка о направлении в дело.
27. Требования к составлению и оформлению распоряжений.
Оформление распоряжения: Инициируют процесс подготовки. Сбор данных. Данные можно получить из результатов анализа служебной информации, нормативной документации, правовых актов и тд. Разработка проекта. Согласование проекта. На данном этапе заинтересованные лица знакомятся с предварительным текстом документа, вносят замечания и предложения. На основе полученной информации автор проекта вносит в текст соответствующие коррективы. Окончательное оформление. Процедуру осуществляют с учётом общегосударственных нормативов и правил оформления подобной документации. Подписание и утверждение генеральным директором организации или руководителем отдела. Регистрация осуществляется отделом ДОУ согласно регламенту и номенклатуре дел. Доведение до сведения непосредственных исполнителей текста документа. Оформляют распоряжение: герб Российской Федерации или субъекта РФ, логотип предприятия или его зарегистрированный товарный знак; полное и краткое наименование предприятия; справочные сведения об организации: ее банковские счета, юридический и электронный адрес, коды ОКПО, КПП, регистрационный номер предприятия по ОГРН и его ИНН; место составления документа; наименование вида документа — «Распоряжение». Распорядительная часть- Данный блок начинается словами «ОБЯЗЫВАЮ» или «ПРЕДЛАГАЮ»,
28. Общая характеристика информационно-справочных документов.
Информационно справочные документы — это те, в которых содержатся сведения, на основании которых принимаются определенные решения, То есть такие документы инициируют управленческие решения и при этом не ограничивают исполнителя в выборе способа управленческого воздействия, в отличие от организационно-распорядительных. В состав информационно справочных документов не входит такой вид документов, как распоряжение.
Виды информационно справочных документов: письма; докладные (служебные) и объяснительные записки; предложения; представления; протоколы; акты; справки; сводки; телеграммы и телефонограммы. Всю документацию информационно-справочного характера подразделяют на три блока: Входящая, в том числе информационные письма и отчеты от вышестоящих, дочерних организаций и обособленных подразделений, документы от остальных организаций, заявления и предложения граждан. Исходящая, в том числе отчеты о выполнении и ответы на запросы от внешних респондентов, инициативные и информационные документы, разработанные в организации. Внутренняя, в том числе служебная переписка, а также акты, отчеты, протоколы, сопровождающие и подтверждающие деятельность предприятия.
29. Требования, предъявляемые к докладной и объяснительным запискам.
Докладные и объяснительные записки, которые используют в пределах одной организации, оформляют на обычном листе бумаги, они м. б. в ряде случаев даже рукописными, подписывают их либо сами исполнители (составители), либо руководители стр. подразделений. Но состав реквизитов, порядок их расположения и правила оформления являются едиными для всех документов. Внутренняя докладная и объяснительная записки должны содержать сведения об авторе документа. Внутренние докладные и объяснительные записки могут быть адресованы руководителям структурных подразделений. Докладная записка относится к информационно-справочной документации. Этот документ используется для документирования внутренних связей организации (или учреждения), для переписки между руководителем и работниками управленческого аппарата, между структурными подразделениями, между отдельными сотрудниками. Объяснительная записка — документ, составляемый для пояснения отдельных положений выполненной работы (проекта, отчета, разработки). По структуре текста объяснительные записки отличаются от докладных тем, что не содержат выводов и предложений.
30. Общая характеристика и особенности оформления протокола
Протокол - документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Протокол отражает деятельность по совместному принятию решений коллегиальным органом или группой работников. Оформление протокола имеет ряд особенностей. Он составляется на общем бланке организации или чистом листе бумаги формата А4. К реквизитам протокола относятся: • герб или эмблема; • наименование вышестоящей организации; • наименование организации; • наименование структурного подразделения органа (организации), от имени которого составляется документ; • название вида документа (ПРОТОКОЛ); • дата; • регистрационный индекс; • место составления; • заголовок; • текст; • подпись.
31. Характеристика и особенности оформления акта.
Акт – это документ, составленный несколькими лицами для подтверждения установленного ими факта, события или действия. Основанием для составления акт может быть распорядительный документ вышестоящего органа, руководителя организации, структурного поразделения, плановой задание и т.п. Содержит следующие реквизиты бланка: - госгерб РФ (эмблема или товарный знак);- наименование организации; - наимнование структрурного подразделения; - название вида документа; - дата и регистрационный индекс документа; - место составления или издания. Помимо реквизитов бланка в состав реквизитов акта входят: - заголовок; - текст; - подписи; - гриф утверждения; - визы. Датой акт является дата события, по поводу которой составляется акт. Вводная часть состоит из 5 абзацев, начинающихся словами «Основание», «Составлен», «Председатель», «Члены комисии», «Присутствовали». Констатирующая часть начинается с абзаца. В ней описываются цели и задачи составления акта, проведенная работа, установленные факты. В заключительной части акта делаются выводы или даются рекомендации
32. Общая характеристика справки.
Справка - это документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных факторов или событий. Справки отражают основную деятельность предприятия или подтверждают сведения биографического или служебного характера. Справка выдается по запросам вышестоящих лиц и организаций. Справки личного характера выдаются на руки заинтересованным лицам для подтверждения каких-либо касающихся их сведений. Справки по производственным вопросам могут составляться по запросам руководства, по запросам другой организации или в связи с внутрифирменными правилами оформления конкретных сторон деятельности предприятия. Такие справки могут быть внутренними и внешними. Внешние справки - для представления в другую (как правило, вышестоящую) организацию - оформляются на общем бланке организации (или бланке справки). Внутренние справки - для представления руководству организации или на рассмотрение коллегиального органа - оформляются на стандартном листе бумаги аналогично докладной записке с теми же реквизитами.
33. Служебное письмо: виды и реквизиты служебных писем, особенности его составления.