Файл: В. П. Глухову в работе с детьми мы применяли следующие методы обследование словарного запаса по специальной схеме исследование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика обследования связной речи по В.П. Глухову

В работе с детьми мы применяли следующие методы:

- обследование словарного запаса по специальной схеме;

- исследование связной речи с помощью серии заданий;

- наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

- использование данных бесед с воспитателями и детьми.

В целях комплексного исследования связной речи детей нами были проведены серии заданий, которые включали:

— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;

— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

— составление рассказа по серии сюжетных картинок;

— составление рассказа-описания.

В ходе проведения диагностики мы изучили способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.

Задание 1: Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).

Цель: определить способности детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.

Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре фразы.

Инструкция. Подготовка исследования: Для проведения исследования требуются несколько картинок следующего образца:

Девочка сидит на стуле.

Мальчик читает книгу.

Мальчик ловит рыбу.

Девочка катается на коньках (санках).

Исследование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Таблица 1.1

Оценки уровня выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий уровень

Ответ на вопрос-задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по смыслу содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание

5 баллов

Средний

Длительные паузы с поиском нужного слова

4 балла

Низкий

Адекватная фраза-высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. Не все варианты задания выполнены

2 балла

Задание не выполнено

Отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса. Составление фразы подменяется перечислением предметов, изображенных на картинках

0 баллов


1.2 Составление предложения по трем картинкам (например: бабушка, нитки, спицы).

Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.

Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания.

Инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах.

Таблица 1.2 Оценки уровня выполнения задания на составление предложений по трем картинкам

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание.

5 баллов

Средний

Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации

4 балла

Низкий

Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь

2 балла

Задание не выполнено

Предложенное задание не выполнено

0 балл


Задание 3: Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Задачи: развивать способности детей передать содержание рассказа полно без наличия смысловых пропусков, повторов.

Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Теремок». Текст произведения прочитывался дважды, перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращалось на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа


Таблица 1.3 Оценки уровня выполнения задания по пересказу текста

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста

4 балла

Средний

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста

3 балла

Низкий

Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена 1 балл.

2 балл

Задание не выполнено

Задание не выполнено

0 баллов


Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Цель: выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Таблица 1.4Оценки уровня выполнения задания на составление рассказа по картинке

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

Самостоятельно составлен связный рассказ

4 балла

Средний

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок

3 балла

Низкий

Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету

2 балл

Задание не выполнено

Задание не выполнено

0 баллов



Задание 5: Составление рассказа-описания.

Цель: выявление полноты и точности отражения в рассказе основных свойств предмета, наличие логико-смысловой организации сообщения.

Задачи: развивать у детей способность отражать основные свойства предметов, используя языковые средства словесной характеристики.

Инструкция. Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать составлять рассказ об овощах.

План рассказа: 1.Что это за предмет? 2.Где растет? 3. Какой овощ на вкус?

3.Какой на ощупь? 5. Какой формы овощ? 6. Какого цвета овощ? 7. Что можно приготовить из овоща?

Таблица 1.5 Оценки уровня выполнения рассказа описания

Уровень выполнения задания

Анализ результатов

Оценка в баллах

Высокий

В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета.

4 балла

Средний

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета.

3 балла

Низкий

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа.

2 балл

Задание не выполнено

Задание не выполнено.

0 баллов


Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все пять заданий.

К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 26 до 21 баллов по всем заданиям методики.

К среднему уровню развития
связной речи относятся дети, набравшие от 20 до 15 баллов по всем заданиям из методики.

К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 14 до 4 баллов по всем заданиям методикам.