ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы докладов к практическим занятиям
по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт»
Тема лекции
Темы докладов
Ф.И.О. группа
1.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
1 . Раскрыть термины: Физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое совершенство, физическое воспитание, физическое развитие, психофизическая подготовка, жизненно необходимые умения и навыки, физическая и функциональная подготовленность.
2 . Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества.
3 . Социальные функции физической культуры и спорта. Современное состояние физической культуры и спорта.
4 . Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования.
5 . Роль физической культуры и спорта в подготовке студентов к профессиональной деятельности и экстремальным жизненным ситуациям.
6 . Роль жизненно необходимых умений и навыков в психофизической подготовке
2.
СОЦИАЛЬНО-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1 . Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
2 . Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции организма человека.
3 . Функциональные системы организма.
4. Внешняя среда. Природные и социально- экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность.
5 . Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека.
6. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое.
7 . Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность.
8 . Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм.
9. .Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.
10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
11 Обмен веществ и энергии,
12 . кровь и кровообращение,
13. сердце и сердечно-сосудистая система,
14 . дыхательная система,
15. опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система),
16 . органы пищеварения и выделения,
17 . сенсорные системы,
18 . железы внутренней секреции,
19. нервная система.
20 . Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная.
21 . Особенности функционирования центральной нервной системы.
22 . Рефлекторная природа двигательной деятельности.
23 . Образование двигательного навыка.
24 . Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности.
25 . Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды:
26 . активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза;
27 . нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве;
3.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
1 . Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
2 . Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.
3. Влияние образа жизни на здоровье.
4. Влияние условий окружающей среды на здоровье.
5 . Наследственность и меры здравоохранения.
Их влияние на здоровье.
6 . Здоровье в иерархии потребностей культурного человека.
7 . Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе.
8 . Система знаний о здоровье.
9 . Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья.
10. Методы определения индивидуально- психологических особенностей личности.
11 . Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов.
12 . Направленность образа жизни студентов, ее характеристика.
13 . Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим
труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция.
14 . Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности.
Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам.
15 . Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.
16 . Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни.
17 .Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
18 . Физическое самовоспитание и самосовершенстование как необходимое условие здорового образа жизни.
4.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РЕГУЛИРОВАНИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
1 . Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента.
2 . Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
3. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов.
Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.
4 . Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение.
5. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии.
6 . Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.
7 . Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
8 . Особенности рационального использования
«малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия
14 . Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности.
Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам.
15 . Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов.
16 . Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни.
17 .Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни.
18 . Физическое самовоспитание и самосовершенстование как необходимое условие здорового образа жизни.
4.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В РЕГУЛИРОВАНИИ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ
1 . Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студента.
2 . Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения.
3. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студентов.
Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в учебном дне, неделе, семестре, учебном году.
4 . Существующие типы изменения умственной работоспособности и их объяснение.
5. Типичные особенности жизнедеятельности студентов в период экзаменов. Изменение физического и психического состояния студентов в период экзаменационной сессии.
6 . Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.
7 . Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины и профилактика.
8 . Особенности рационального использования
«малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов. Занятия
физическими упражнениями с оздоровительно- рекреативной направленностью.
9 . Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов.
10. Показатели эффективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе.
11 . Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов.
12 . Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.
5.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
1 . Методические принципы физического воспитания. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности. Принцип систематичности.
Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов).
2 . Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод.
Использование словесных и сенсорных методов.
3 . Основы обучения движениям (техническая подготовка). Этапы обучения движениям.
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Второй этап — углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения. Третий этап — достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.
4 . Воспитание физических качеств.
Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
5 . Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
6 Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Специальная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.
7 . Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.
8 . Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Характеристика нулевой зоны. Характеристика первой тренировочной зоны. Характеристика второй тренировочной зоны. Характеристика третьей тренировочной
9 . Роль оздоровительно-спортивного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов.
10. Показатели эффективного проведения учебных занятий по физической культуре для повышения работоспособности студентов в учебном дне и неделе.
11 . Особенности использования учебных занятий в специальном учебном отделении для повышения работоспособности студентов.
12 . Оптимизация сопряженной деятельности студентов в учебном труде и спортивном совершенствовании.
5.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА
СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
1 . Методические принципы физического воспитания. Принцип сознательности и активности. Принцип наглядности. Принцип доступности. Принцип систематичности.
Принцип динамичности (постепенное усиление развивающихся факторов).
2 . Методы физического воспитания. Метод регламентированного упражнения. Игровой метод. Соревновательный метод.
Использование словесных и сенсорных методов.
3 . Основы обучения движениям (техническая подготовка). Этапы обучения движениям.
Первый этап — ознакомление, первоначальное разучивание движения. Второй этап — углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения. Третий этап — достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.
4 . Воспитание физических качеств.
Воспитание выносливости, силы, быстроты, ловкости (координации движений), гибкости.
5 . Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания.
6 Общая физическая подготовка (ОФП). Цели и задачи ОФП. Специальная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки.
7 . Спортивная подготовка. Цели и задачи спортивной подготовки. Структура подготовленности спортсмена: техническая, физическая, тактическая, психическая.
8 . Интенсивность физических нагрузок. Зоны интенсивности нагрузок по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Характеристика нулевой зоны. Характеристика первой тренировочной зоны. Характеристика второй тренировочной зоны. Характеристика третьей тренировочной
зоны.
9 . Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации.
10. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
11 . Формы занятий физическими упражнениями. Урочные формы занятий.
Неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятельные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).
12 . Построение и структура учебно- тренировочного занятия. Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия.
6.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
1 . Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
2 . Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
3 . Формы самостоятельных занятий.
Содержание самостоятельных занятий.
Возрастные особенности содержания занятий.
Особенности самостоятельных занятий для женщин.
4 . Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.
5 .Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели.
6 . Учет индивидуальных особенностей.
Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.
7 . Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
8 . Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.
Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений/порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста.
9 . Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.
10. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.
11 . Гигиена самостоятельных занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей.
12 . Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь,
9 . Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. Значение мышечной релаксации.
10. Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте.
11 . Формы занятий физическими упражнениями. Урочные формы занятий.
Неурочные формы занятий: индивидуальные самостоятельные занятия, самодеятельные групповые занятия, специализированные формы занятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники и др.).
12 . Построение и структура учебно- тренировочного занятия. Характеристика отдельных частей учебно-тренировочного занятия. Общая и моторная плотность занятия.
6.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
1 . Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность.
2 . Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями.
3 . Формы самостоятельных занятий.
Содержание самостоятельных занятий.
Возрастные особенности содержания занятий.
Особенности самостоятельных занятий для женщин.
4 . Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом умственной учебной деятельности.
5 .Управление процессом самостоятельных занятий. Определение цели.
6 . Учет индивидуальных особенностей.
Предварительный, текущий и итоговый учет тренировочной нагрузки и корректировка тренировочных планов.
7 . Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста.
8 . Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки.
Пульсовые режимы рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста. ЧСС/ПАНО (частота сердечных сокращений/порог анаэробного обмена) у лиц разного возраста.
9 . Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности.
10. Участие в спортивных соревнованиях в процессе самостоятельных занятий.
11 . Гигиена самостоятельных занятий: питание, питьевой режим, уход за кожей.
12 . Гигиенические требования при проведении занятий: места занятий, одежда, обувь,
профилактика травматизма.
13 . Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
7.
САМОКОНТРОЛЬ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ И
СПОРТОМ
1 . Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
2. Виды диагностики, их цели и задачи.
Диспансеризация. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.
3. Педагогический контроль, его содержание.
Виды педагогического контроля.
4 . Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля.
5 . Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
6 . Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
8.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАКАЛАВРА И
СПЕЦИАЛИСТА
1 . Понятие «производственная физическая культура (ПФК)», ее цели и задачи.
2 . Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта бакалавра специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.
3 . Производственная гимнастика — вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха.
4 . Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
5 . Физическая культура и спорт в свободное время бакалавра и специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
6 . Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.
7 . Профилактика профессиональных
13 . Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
7.
САМОКОНТРОЛЬ
ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ И
СПОРТОМ
1 . Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
2. Виды диагностики, их цели и задачи.
Диспансеризация. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность.
3. Педагогический контроль, его содержание.
Виды педагогического контроля.
4 . Самоконтроль, его цель и задачи. Основные методы самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.
Критерии оценки самоконтроля. Дневник самоконтроля.
5 . Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
6 . Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
8.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БАКАЛАВРА И
СПЕЦИАЛИСТА
1 . Понятие «производственная физическая культура (ПФК)», ее цели и задачи.
2 . Методические основы производственной физической культуры. Влияние условий труда и быта бакалавра специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время.
3 . Производственная гимнастика — вводная гимнастика; физкультурная пауза; физкультурная минутка; микропауза активного отдыха.
4 . Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
5 . Физическая культура и спорт в свободное время бакалавра и специалиста: утренняя гигиеническая гимнастика, утренние специально направленные занятия физическими упражнениями; попутная тренировка; физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
6 . Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.
7 . Профилактика профессиональных
заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
8 . Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
9 . Роль бакалавров и специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
8 . Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
9 . Роль бакалавров и специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.