ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал)
Менеджмент
на тему: Сущность и функции стратегического планирования
Выполнил студент 2 курса
группы МТ-С211
Гордиенко Никита Александрович
Ставрополь, 2023
Введение
Стратегическое планирование является одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и способов их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля, ориентированных на разработку стратегических планов.
Динамический процесс стратегического планирования является зонтиком, под которым скрыты все управленческие функции, без использования стратегического планирования, организации в целом и отдельные лица будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все написанное выше на реалии ситуации в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического планирования было уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания этой проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию была вызвана превращением централизованного планирования в систему государственного регулирования, что потребовало коренного пересмотра всех элементов системы внутреннего планирования. Целью этих пособий является изучение средств, методов и технологий обоснования плановых решений на предприятии, приобретение навыков разработки стратегических, тактических и оперативно-календарных планов.
История стратегического планирования, основные понятия
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-х годах, когда проблема реагирования на неожиданные изменения внешней среды приобрела большое значение. Сначала смысл этой концепции был неясен. Словари не помогли, потому что после военного использования они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для сражения».
В то время многие менеджеры, а также некоторые ученые сомневались в полезности новой концепции. В течение полувека, на их глазах, американская промышленность великолепно работала без какой-либо стратегии, и они задавали вопрос, почему она внезапно стала необходимой и от чего выиграла фирма.
По своей сути стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми руководствуется организация в своей деятельности.
Есть четыре разные группы:
Правила, используемые при оценке результатов деятельности предприятия в настоящем и будущем. Качественная сторона критериевоценки обычно называется руководством, а количественное содержание - задачей.
Правила, по которым отношения компании с ее внешней средой определяют: какие виды продуктов и технологий она будет разрабатывать, где и кому продавать свою продукцию, как добиться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продукт - рыночная стратегия или бизнес-стратегия.
Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их часто называют организационной концепцией.
Правила, по которым компания осуществляет свою повседневную деятельность, называются основными операционными приемами.
Стратегии имеют несколько отличительных особенностей.
Процесс разработки стратегии не заканчивается никакими немедленными действиями. Обычно это заканчивается созданием общих направлений, продвижение которых обеспечит рост и укрепление позиций компании.
Сформулированная стратегия должна использоваться для разработки стратегических проектов с использованием метода поиска. Роль стратегии в поиске заключается, во-первых, в том, чтобы помочь сосредоточиться на конкретных сайтах и возможностях; во-вторых, откажитесь от всех других возможностей как несовместимых со стратегией.
Необходимость в стратегии исчезает, как только реальный ход развития приводит организацию к желаемым событиям.
В процессе разработки стратегии невозможно предвидеть все возможности, которые откроются при разработке конкретных мероприятий. Поэтому необходимо использовать обобщенную, неполную и неточную информацию о различных альтернативах.
Как только в процессе поиска обнаруживаются конкретные альтернативы, появляется более точная информация. Однако это может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
Поскольку для выбора проектов используются как стратегии, так и рекомендации, может показаться, что это одно и то же. Но это две разные вещи. Ориентир - это цель, к которой стремится фирма, а стратегия - это средство для достижения цели. Ориентиры являются более высоким уровнем принятия решений. Стратегия, которая оправдывается одним набором критериев, не будет таковой, если руководящие принципы организации изменятся.
Наконец, стратегия и критерии взаимозаменяемы как в отдельных точках, так и на разных уровнях организации. Некоторые параметры производительности (например, доля рынка) в один момент будут служить ориентиром для компании, а в другой момент станут ее стратегией. Кроме того, поскольку руководящие принципы и стратегии разрабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что находится на верхних уровнях элементов управления стратегии, на нижних уровнях превращается в руководящие принципы.
Короче говоря, стратегия - это тонкое и несколько абстрактное понятие. Его развитие обычно не приносит никакой прямой выгоды фирме. Кроме того, это дорого как с точки зрения денежных затрат, так и времени, затрачиваемого менеджерами.
Термин «стратегическое планирование» был придуман на стыке 60-х и 70-х годов. чтобы указать на разницу между текущим управлением на уровне производства и руководством высшего уровня. Необходимость исправления этой разницы была вызвана, прежде всего, изменениями условий ведения бизнеса. Основной идеей, которая отражает суть перехода от оперативного управления к стратегическому управлению, была идея о необходимости перенести акцент старшего руководства на окружающую среду, чтобы правильно и своевременно реагировать на изменения в ней.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендель и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) коммуникации, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния отношений с окружающей средой посредством распределения ресурсов, позволяя организация и ее подразделения должны действовать эффективно и действенно».
По словам Хиггенса,« стратегическое планирование - это процесс управления миссией организации путем управления взаимодействием организации с ее средой». Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление« как набор решений и действия по формулированию и реализации стратегий, предназначенных для достижения цели организации.
Сущность и функция стратегического планирования
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является основой, на которой строится вся система функций управления, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование - это инструмент, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего персонала предприятия для его достижения.
Стратегическое планирование - это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей предприятия. Логика этого определения заключается в следующем: деятельность аппарата управления и принимаемые на его основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет предприятию достигать своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого можно обосновывать управленческие решения в сфере экономической деятельности. Его важнейшей задачей является обеспечение инноваций и организационных изменений, необходимых для жизни предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает в себя четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.
Распределение ресурсов.Этот процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т. д. Стратегия функционирования предприятия основана не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, и постоянно снижая себестоимость продукции. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
Адаптация к внешней среде.Адаптацию следует понимать в широком смысле этого слова как адаптацию предприятия к меняющимся рыночным условиям управления. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Целью этой функции является адаптация экономического механизма предприятия к этим условиям, то есть использование конкуренции и предотвращение различных угроз. Разумеется, эти функции также выполняются в текущем руководстве предприятия. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута только в том случае, если будут заранее предусмотрены конкурентные преимущества и барьеры, т.е. запланировано. В связи с этим целью стратегического планирования является предоставление новых благоприятных возможностей для предприятия путем создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
Координация и регулирование. Эта функция предполагает координацию усилий структурных подразделений компании (предприятий, отраслей, мастерских) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает в себя сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Разложение этих целей и задач предусматривает их разделение на более мелкие компоненты и присвоение соответствующим структурным подразделениям и исполнителям. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Следовательно, все компоненты стратегического плана должны быть скоординированы с точки зрения ресурсов, структурных подразделений, исполнителей и функциональных процессов. Эта координация обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии контрольного аппарата соответствующего подразделения или подрядчика, ответственного за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, обеспечивающей скоординированную работу управленческого персонала, развитие управленческого мышления и учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном итоге эта функция проявляется в осуществлении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создание системы стимулирования, которая помогает достичь цели стратегического плана и т. д. Важно, чтобы эти организационные изменения не осуществлялись как реакция предприятия на текущую ситуацию, которая типична для ситуационного управления, а являются результатом организационное стратегическое предвидение.
Сущность и виды стратегий
Стратегия представляет собой подробный комплексный комплексный план, призванный обеспечить достижение цели и задач организации.
Стратегия в основном формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предполагает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения всей корпорации, а не конкретного человека. Стратегический план должен быть подкреплен обширными исследованиями и доказательствами. Чтобы эффективно конкурировать в современном деловом мире, компания должна постоянно собирать и анализировать огромное количество информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.