Файл: Программа по внеурочной деятельности Я и книга 5 класс 34 часа(1 час в неделю) Цель данного курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Я и книга» 5 класс
34 часа(1 час в неделю)
Цель данного курса:
Изучать художественные произведения данного курса с позиций этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми
Задачи данного курса:
-
обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным -
дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях -
обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д. -
развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком. -
Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией -
Расширять круг чтения, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текст
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Данный курс дополняет учебники основного курса литературы; согласован с основными программами по литературе; в его основе – проблемно-тематический принцип структурирования; решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с вопросами воспитания. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитательного характера (ориентированность на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи).
Художественные и публицистические произведения отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов).
Для курса характерны:
-
Системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов – литературоведческого, этического, правового; -
Развивающий характер методики (активно-деятельная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.)
Ученики имеют возможность «настроиться» на восприятие предлагаемых для чтения литературных текстов, получают некоторую дополнительную информацию, знакомятся с произведениями или их фрагментами, выясняют значение незнакомых слов, знакомятся с вопросами и заданиями, которые могут быть выполнены на уроке. Между текстами есть логические связки-переходы, в конце разделов подводятся некоторые итоги.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | О правилах. | 6 |
2 | Об уважении и сострадании. | 10 |
3 | О войне. | 8 |
4 | О деятельном сострадании. | 7 |
5 | Повторение | 4 |
| Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса ученик научится и должен
Знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению; -
наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору); -
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков; -
основные теоретико-литературные понятия; -
нормы международного гуманитарного права;
Получит возможность научиться:
-
работать с книгой; -
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; -
выявлять авторскую позицию; -
выражать свое отношение к прочитанному; -
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; -
владеть различными видами пересказа; -
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; -
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, -
понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; -
владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии; -
работать со словарными статьями; -
расширять запас лексики;
Основные планируемые результаты по предмету
Результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Личностные | • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. | • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | ||
Регулятивные УУД | • умению понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов. | ||
Познавательные УУД | • понимание ключевых проблем изученных произведений народов России и зарубежной литературы; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. | • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). | ||
Коммуникативные УУД | • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; | • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; | ||
Предметные результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Базовые знания | Базовые умения | Повышенные знания | Повышенные умения | |
- Текст художественного произведения; главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях; - Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, олицетворение, эпитет; | - Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитет, олицетворения и объяснять их роль в контексте; - Пересказывать устно и письменно, кратко, подробно и выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения; - Составлять план небольшого эпического произведения; - Составлять устный рассказ о литературном герое; - Пользоваться справочной литературой. | - Тексты, рекомендованные для заучивания наизусть; | - Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты; - Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно- следственную связь между событиями в изучаемом произведении; |
Формы работы.
Курс предполагает сообщения учителя, учащихся, выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словарную работу, создание речевых ситуаций, которые разрешаются на основе жизненного опыта учащихся. Многие художественные произведения, включенные в программу, развивают творческое воображение ученика.
Предполагаемый результат:
Монологическое высказывание, мини-сочинения, реферат.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. О правилах (6 часов)
Гуманистический компонент.Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий компонент.Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.
Сказка "Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа) (3 часа)
Т.Александрова "Светофорчик" (сказка) 3 час)
Раздел 2. Об уважении и сострадании (10 часов)
Гуманистический компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Анри Дюнан – основатель Красного Креста (1часа)
Е.Носов "Трудный хлеб" (рассказ) (3часа)
А.Платонов "Неизвестный цветок" (сказка-быль) (2 часа)
О.Уайльда "Мальчик-звезда" (сказка) (4 час)
Раздел 3. О войне (8 часов)
Гуманистический компонент.Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей. Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения. Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный, защита, гуманность.
Л.Толстой "Война и мир" (отрывки из романа) (4 часа)
Д.Давыдов "1812 год" (отрывок из дневника) (1 час)
Последнее уничтожение на Бородинском поле 1часа).
В.Катаев «Сын полка» (отрывки из повести) (2 часа)
Раздел 4. О деятельном сострадании (7 часа)
Гуманистический компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека.
Литературоведческий компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский рассказ. Мемуары.
Слова, которые вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна "Чудесный доктор"(рассказ) (2 часа)
А.Лиханов «Мальчик, которому не больно» (3 часа)
В.Шукшин «Дядя Ермолай» (2 часа)
Раздел 5. Повторение (4часа).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Дата | Раздел, тема | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся. |
1 | | Раздел I. О правилах Введение. Доброта и милосердие. | Понятия «правила», «ограничения», «запрет». Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей, уменьшению их страданий. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки. Поучительность как жанровый признак сказки. | Беседа о доброте и милосердии, участие в тематических сценках, разгадывание кроссворда, определение понятий «Нравственность», «доброта», «милосердие, «сострадание», «помощь» |
2 | | Сказка «Общее счастье» (чтение) | Чтение сказки по частям, в том числе и по ролям, прогнозирование продолжения произведения. | |
3 | | Анализ сказки «Общее счастье» | Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование. Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Подробный, краткий и выборочный пересказ. | |
4 | | Т.А.Александрова «Светофорчик» | Выразительное чтение рассказа. Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование. | |
5 | | Анализ рассказа Т.А.Александровой «Светофорчик» | Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Подробный, краткий и выборочный пересказ. Составление плана рассказа. Осмысление понятий «правило» и «правила». | |
6 | | Рассуждение о роли правил в жизни человека. | Написание творческой работы на тему: «Зачем нужны правила в жизни?» | |
7 | | Раздел II Об уважении и сострадании Анри Дюнан – основатель Красного Креста. История Красного креста. | Понятия «Уважение», «сострадание», «Достоинство». Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий – вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали. | Просмотр видеофильма об Анри Дюнан, о Красном Кресте. Пополнение словарика понятиями – «Уважение», «сострадание», «помощь» |
8,9 | | Е.Носов «Трудный хлеб» | Знакомство с биографией Евгения Носова и его рассказом «Трудный хлеб». Выразительное чтение рассказа, его осмысление. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Составление кластера (опорной схемы) | |
10 | | Милосердие – это активная доброта. Письмо-обращение к людям. | Письменная творческая работа «Письмо-обращение к людям» | |
11-12 | | А.Платонов «Неизвестный цветок» | Составление кластера – ассоциативный ряд со словом «открытие». Выразительное чтение сказки-были, в том числе и по ролям. Выявление жанровой специфики «сказка-быль» и особенности названия рассказа. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Составление плана рассказа. | |
13-14 | | О.Уайльд «Мальчик-звезда» | Выразительное чтение. Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование. Выявление смысла прочитанного и формулирование его своими словами, соотнесение смысла и заглавия произведения. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Подробный, краткий и выборочный пересказ. | |
15 | | Какая красота может изменить мир к лучшему? | Диалог по теме, активный обмен мнениями, делятся ситуациями из жизни, собственными примерами. Подводят итоги. | |
16 | | Афоризмы о доброте и сострадании. Написание сочинения по выбранному афоризму. | Письменная творческая работа по выбранному афоризму. | |
17-19 | | Раздел III О войне Л.Н. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа). Петя Ростов. | Понятия «Конфликт», «Вооруженный конфликт», « Военнопленный», «Защита». Даже на войне возможно проявление гуманности. Сравнительная характеристика героев, жанр дневниковых записей. | Выразительное чтение фрагмента, понимание и осмысление прочитанного. Обсуждение вопросов, связанных с отношением к военнопленным и обращением с ними. Сбор материала для сравнительной характеристики героев, анализ эпизода. |
20 | | Д.Давыдов «1812 год» | Комментированное чтение произведения. Знакомство с жанром дневниковой записи, анализ эпизода. | |
21 | | Глинка «Последнее уничтожение на Бородинском поле». | Внимательное, вдумчивое чтение фрагмента, анализ фрагмента. Запись в словарик понятий «конфликт», «вооруженный конфликт», «военнопленный», «защита», «гуманность». | |
22-23 | | Рассказы о пионерах-героях ВОВ. | Воспроизведение в воображении художественных картин, созданных в стихах и прозе: словесное рисование, иллюстрирование. Определение темы и основной идеи художественного произведения. | |
24 | | В.Катаев «Сын полка» (фрагменты из повести) | Выразительное чтение фрагментов, анализ. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Составление кластера (опорной схемы) | |
25-26 | | Раздел IV. О деятельном сострадании А.Куприн «Чудесный доктор» | Понятия «Деятельное сострадание», « Помощь». Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту человека. Композиция эпического произведения малой формы, знакомство с образцом мемуарной литературы. | Самостоятельная работа учащихся с текстом. Определение темы и основной идеи художественного произведения. Пополнение словарика словами «деятельное сострадание», «помощь». |
27-29 | | А..Лиханов «Мальчик, которому не больно» | Комментированное чтение отрывков из рассказа, анализ. | |
30-31 | | В.Шукшин «Дядя Ермолай» | Беседа по заслушанному произведению. Выявление мотивов поступков героев, написание мини-эссе «как вы думаете, правы ли мальчики?» | |
32 | | Раздел V. Повторение. Добрые дела. | Итог работы за год. Повторение. | Обобщающий урок. Работа со словариком. Обмен мнениями по теме. |
33 | | Хлопкин – человек с большой буквы. Академик РАН | Знакомство с биографией и деятельностью А.Н.Хлопкина. Просмотр презентации. Обсуждение. | |
34-35 | | Итоговые уроки | | Творческая работа. |