Файл: Тематическое планирование в младшей и средней группе. Воспитатели Потапенко Н. М.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №50
Закаливание детей в детском саду
календарно – тематическое планирование
в младшей и средней группе.
Воспитатели: Потапенко Н.М.
2015г.
Закаливание детей в детском саду календарно – тематическое планирование в младшей и средней группе.
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей.
В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:
-
организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями; -
создание условий для оптимального двигательного режима; -
осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий; -
полноценное питание; -
обеспечение благоприятной гигиенической обстановки; -
создание атмосферы психологического комфорта.
Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.
Основные принципы проведения закаливающих процедур
- систематичность проведения во все сезоны года,
- постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,
- учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,
- осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.
Основные факторы закаливания
Закаливание воздухом, водой, солнцем.
Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе нашего детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий, способствующих закаливанию наших воспитанников. Это:
-
Соблюдение температурного режима в течение дня. -
Правильная организация прогулки и её длительность. -
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности; -
Облегчённая одежда для детей в детском саду. -
Дыхательная гимнастика после сна. -
Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально). -
Полоскание рта водой комнатной температуры. -
Комплекс контрастных закаливающих процедур:
Методы оздоровления:
-
Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье). -
Контрастное обливание ног (летом). -
Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий. -
Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом). -
Хождение босиком по спортивной площадке (летом). -
Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).
Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Содержание | Возрастные группы | | |
| 1 младшая | | Средняя |
Элементы повседневного закаливания | При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-40 | | |
Воздушно-темпер. режим | От +220 до +180 | | От +210 до +180 |
| Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды | | |
Сквозное проветривание (в отсутствие детей) | Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа | | |
Утром перед приходом детей | К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной | | |
Перед возвращением детей с прогулки | + 190 | | + 180 |
Во время дневного сна | В теплое время года проводится в течении всего дневного сна | | |
Утренний прием детей на улице | В теплый период | | |
Утренняя гимнастика | В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале, в группе | | |
Физкультурные занятия в зале, группе | + 18 | | |
Физ.зан.на прогул. | | | + |
Воздушные ванны | В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220 | | |
Прогулка | Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям | | |
| До - 150 | | До - 150 |
Дневной сон | В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка). | | |
Физичес. упраж., п/и на улице | ежедневно | | |
Упр на дыхание, игровой самомассаж пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки. | Ежедневно ( в гимнастиках, физ.паузах, физ.занятиях, в повседневной деятельности) В теплое время года проводятся на свежем воздухе. | | |
Упражнения для профилактики переутомления | Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки | | |
Гигиенические процедуры | Ежедневно в течение всего режима дня. | | |
II. Специальные закаливающие воздействия | | Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры. | |
Ходьба босиком | Хождение босиком по дорожке здоровья, по ковру, по земле, по траве, по асфальту (см. приложение) | | |
Обширное умывание водой комнатной температуры. | После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей. | | После дневного сна. (лицо,руки, шея, грудь) |
Гимнастика после сна | Во всех группах | | |
Мытье ног, гигиенический душ теплой водой | После прогулки, в теплый период года | | После прогулки, в теплый период года |
Дозированные солнечные ванны | Теплый период В период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин) | | |
Методика «БОСОНОЖЬЕ»
Данная методика повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Группа | Виды ходьбы и дозировка | | | |
| Теплый период | время | Холодный период | время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
младшая группа | ходьба и бег по теплому песку и траве | 5-30 минут | ходьба по ковру босиком | 5-15 минут |
средняя группа | ходьба и бег по мокрому песку, траве, асфальту. | 5-45 минут | ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу. | 5-20 минут |
Солнечные (воздушные) ванны
Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.
Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.
Прогулки на свежем воздухе
Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.
Закаливание горла
Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.
Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.
Обтирание
Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры – перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27˚, то есть близкой к температуре голой кожи.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
«Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
«найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
«Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
«Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
3. Заключительный этап.
«Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому
, что их носик вернулся.
Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой
Массаж волшебных точек ушей
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.
2. Основная часть.
Упражнения с ушками.
«Найдём и покажем ушки»
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому
«Похлопаем ушками»
Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.
«Потянем ушки»
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.
«Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.
3. Заключительный момент
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!