Файл: Методические указания по выполнению рейтинговой работы по дисциплине Интеллектуальные информационные системы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра информационных систем
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению рейтинговой работы
по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы»
Направление подготовки: для всех направлений
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Москва 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
Рейтинговая работа по дисциплине выполняется обучающимся в ходе самостоятельной работы и является обязательным элементом балльно-рейтинговой системы (БРС) Университета. 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рейтинговая работа по дисциплине выполняется обучающимся в ходе самостоятельной работы и является обязательным элементом балльно-рейтинговой системы (БРС) Университета.
Рейтинговая работа – Расчетно-аналитическое задание
Расчетно-аналитическое задание – самостоятельная письменная работа, требующая от обучающегося умений применять полученные в ходе изучения дисциплины знания и навыки при решении задач и выполнении заданий по определенной методике, анализировать полученные результаты, обосновывать выводы. Выполнение задания ориентировано на развитие математических способностей, логического и аналитического мышления.
Рейтинговая работа в виде расчетно-аналитического задания состоит из комплексного задания по построению интеллектуальной модели регрессии. Решение задания рассчитано на обретение навыков правильного применения полученных теоретических знаний в конкретных условиях, развитие профессиональных компетенций в целом.
Задание для контрольной работы разработано в 10 вариантах.
Выбор варианта контрольной работы по начальной букве фамилии
Вариант 1 – «А» - «В»
Вариант 2 – «Г» - «Е»
Вариант 3 – «Ж» - «И»
Вариант 4 – «К» - «Л»
Вариант 5 – «М» - «О»
Вариант 6 – «П» - «С»
Вариант 7 – «Т» - «Ф»
Вариант 8 – «Х» - «Ч»
Вариант 9– «Ш» - «Э»
Вариант 10 – «Ю» - «Я»
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
-
Произведите редукцию выражения M в соответствии со своим вариантом (таблица 1). Выберите метод редукции самостоятельно.
Таблица 1
Вариант | Выражение M |
1 | (λx.xyxx)((λz.z)w)( λz.zz) |
2 | (λxy.yx)((λx.xx)w)((λz.z(z))u) |
3 | (λxy.xy)((λx.xy)w)((λz.z(z))u) |
4 | (λyx.yx)((λy.xx)w)((λz.z(z))u) |
5 | (λxy.xx)((λx.yy)w)((λz.z(z))u) |
6 | (λy.yxx)((λx.yx)w)((λz.zz)u) |
7 | (λxy.yx)((λy.yy)w)((λz.z(z))u) |
8 | (λy.yxyyx)((λx.xx)w)((λz.z(z))u) |
9 | (λx.yxx)((λy.xx)w)((λz.z(z))u) |
10 | (λxy.yx)((λy.xx)w)((λz.z(z))u) |
2) Разработать программы на языке Haskell в соответствии с выбранным вариантом.
Вариант 1.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления цифрового корня натурального числа (если сложить все цифры этого числа, затем все цифры найденной суммы и повторять этот процесс, то в результате будет однозначное число (цифра), которое и называется цифровым корнем данного числа);
2. Составить программу, которая уменьшает первое введенное число в два раза, если оно больше введенного второго числа по абсолютной величине.
Вариант 2.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления функции Аккермана для неотрицательных чисел m и n (m+1, если n=0; A(n,m)=A(n-1,1), если n не равно нулю, m=0; A(n-1,A(n,m-1)), если n>0 и m>0); проверять для чисел (1,3) и (4,2) из-за трудоемкости вычислений.
2. Даны два числа. Если квадратный корень из второго числа меньше первого числа, то увеличить второе число в пять раз.
Вариант 3.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления суммы n нечетных членов геом. прогрессии(дан первый член и знаменатель);
2. Даны три целых числа. Вывести на экран те из них, которые являются четными.
Вариант 4.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления суммы n первых членов арифметической прогрессии (дан первый член и разность);
2. Даны три вещественных числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны.
Вариант 5.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления индекса максимального элемента массива из n элементов;
2. Даны четыре вещественных числа. Определить сколько из них отрицательных.
Вариант 6.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления для вывода на экран цифр натурального числа в обратном порядке.
2. Даны четыре целых числа. Определить, сколько из них нечетных.
Вариант 7.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления максимального элемента массива из n элементов;
2. Даны четыре вещественных числа. Найти сумму тех чисел, которые больше пяти.
Вариант 8.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления k-го члена последовательности Фибоначчи (1 и 2 члены равны 1, каждый следующий равен сумме предыдущих);
2. Даны четыре целых числа. Определить сумму тех из них, которые кратны трем.
Вариант 9.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления количества цифр натурального числа;
2. Составить программу для вычисления функции y(x):
Вариант 10.
1. Написать рекурсивную функцию для вычисления суммы цифр натурального числа;
2. Составить программу для вычисления функции y(x):
-
Вычислить суммарное терм-множество, составленное из величин двух терм-множеств, функции принадлежности которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Вариант | Терм-множество 1 | Терм-множество 2 |
1 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,20), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,80), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
2 | {(0; 1,00), (10; 0,90), (15; 0,80), (20; 0,80), (30; 0,15), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,20), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,80), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
3 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,80), (30; 0,25), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,20), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,80), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
4 | {(0; 1,00), (10; 0,90), (15; 0,85), (20; 0,75), (30; 0,30), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,20), (50; 0,85), (60; 1,00), (70; 0,70), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
5 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,30), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,75), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
6 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,30), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,80), (80; 0,15), (90; 0,00)} |
7 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,40), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,80), (80; 0,20), (90; 0,00)} |
8 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,45), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,85), (80; 0,30), (90; 0,00)} |
9 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,50), (50; 0,90), (60; 1,00), (70; 0,70), (80; 0,10), (90; 0,00)} |
10 | {(0; 1,00), (10; 0,95), (15; 0,90), (20; 0,75), (30; 0,20), (45; 0,00)} | {(30; 0,00), (40; 0,30), (50; 0,80), (60; 1,00), (70; 0,90, (80; 0,40), (90; 0,00)} |
4) С помощью методики обратного нечеткого вывода определить причину состояния обследуемого автомобиля по следующей упрощенной модели диагностики неисправности автомобиля:
Пусть в рассматриваемой модели существуют следующие параметры:
x1 неисправность аккумулятора;
x2 отработка машинного масла;
y1 затруднение при запуске;
y2 ухудшение цвета выхлопных газов;
y3 недостаток мощности.
Пусть знания эксперта-автомеханика имеют следующий вид:
Эти коэффициенты обозначают, что, например, при неисправности аккумулятора эксперт-автомеханик с уверенностью в 90% (0.9) может предположить, что произойдут затруднения при пуске. Остальные коэффициенты трактуются подобным образом.
Пусть в результате осмотра некоторого конкретного автомобиля его состояние оценивается согласно уравнению, представленному
в таблице 3.
В процессе решения задачи следует найти коэффициенты α1 и α2:
X = α1 | x1 + α2 | x2
Таблица 3
Вариант | Данные осмотра автомобиля |
1 | Y = 0,7 | y1 + 0,4 | y2 + 0,1 | y3 |
2 | Y = 0,6 | y1 + 0,2 | y2 + 0,1 | y3 |
3 | Y = 0,6 | y1 + 0,3 | y2 + 0,1 | y3 |
4 | Y = 0,6 | y1 + 0,2 | y2 + 0,1 | y3 |
5 | Y = 0,2 | y1 + 0,1 | y2 + 0,7 | y3 |
6 | Y = 0,6 | y1 + 0,5 | y2 + 0,1 | y3 |
7 | Y = 0,1 | y1 + 0,3 | y2 + 0,8 | y3 |
8 | Y = 0,2 | y1 + 0,8 | y2 + 0,7 | y3 |
9 | Y = 0,3 | y1 + 0,7 | y2 + 0,6 | y3 |
10 | Y = 0,3 | y1 + 0,6 | y2 + 0,5 | y3 |
-
Представить фразу (таблица 4) в виде семантической сети
и лингвистического фрейма
Таблица 4
Вариант | Фраза |
1 | Декоративные рыбы живут в аквариуме |
2 | Домашние кошки любят ласку |
3 | Собака лучший друг человека |
4 | Книга – источник ценных знаний |
5 | Компьютер – средство обработки информации |
6 | Земля вращается вокруг Солнца |
7 | Программа написана на языке программирования Pascal |
8 | На дереве растут груши |
9 | Машина едет по дороге |
10 | В подвале завелись мыши |
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Для подготовки к выполнению расчетно-аналитического задания рекомендуется самостоятельное изучение учебной и научной литературы, использование справочной литературы и интернет - ресурсов. По мере изучения темы следует разобрать приведенные задачи с обязательным выполнением задач для самостоятельного решения.
При этом оценивается:
1) правильность и обоснованность решений задач;
2) умение грамотно использовать терминологию, символику и наглядность при выполнении заданий;
3) аккуратность, полнота выполнения заданий.
Задачи должны выполняться самостоятельно. Не самостоятельно выполненная работа лишает студента возможности проверить степень своей подготовленности по теме. Если преподаватель установит несамостоятельное выполнение работы, то она не будет зачтена.
Если работа не соответствует этим требованиям, то она возвращается студенту на доработку. Выполненный комплект задач наряду с выполнением тестовых заданий необходим для получения зачета.
Задания и типовые расчеты выполняются в течение семестра, в срок, определяемый графиком учебного процесса, до проведения зачета, экзамена.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕЙТИНГОВОЙ РАБОТЫ
Рейтинговая работа выполняется в электронной форме и размещается обучающимся в личном кабинете.
Контрольная работа должно быть оформлено в виде документа Word, допускается вставка таблиц, скопированных из Excel. В начале каждого задания должно быть записано его условие, а в конце дан список используемой литературы и источников. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 3 см, правое - 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, 14 кегль (для сносок 12 кегль), допускаются переносы в словах. Абзац – 1,25 см. Формулы необходимо представлять с помощью редактора формул.
Номера страниц размещаются в нижнем правом углу. Применяется сквозная нумерация листов, начиная с титульного листа и включая приложения (если есть). Номер листа на титульном листе не проставляют. Второй лист контрольной работы