Файл: Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера Ханин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1025
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 13 Комиссарова Е.Е.
Формирование мануала психодиагностических методик.
Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, целью которых будет определение психосоматического состояния личности (этап 2). В данный блок необходимо включить следующие психодиагностические методики:
Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханин.
1. Название методики.
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности
Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина)
-
Цель методики (например: определение характерных механизмов психологических защит).
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу о взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика предназначена как для индивидуального, так и для группового обследования.
Диагностическая цель: Определение уровня ситуативной (появляющейся в данный момент) и личностной тревожности личности.
-
Описание методики (количество вопросов и их особенности, особенности подготовки стимульного материала, особенности проведения).
Шкала реактивной и личностной тревожности состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того как человек чувствует себя в данный момент, т. е. для диагностики актуального состояния — оценки ситуативной тревожности (СТ). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект себя чувствует обычно, т. е. диагностируется тревожность как свойство личности (ЛТ). Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале.
-
Инструкция к методике.
Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Бланк 1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжённости | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк 2. Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ | Суждение | Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда |
1 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
-
Обработка результатов.
Обработка результатов
Ключ
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | |||||||||
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | |||||||
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | № | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 7 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 10 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 13 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 14 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 15 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 16 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 17 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 18 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 19 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 |
1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов - низкая,
31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
Высокорзвитая тревожность говорит о том, что человек испытывает повышенное, необоснованное беспокойство, которое мешает ему и от которого следует избавляться, проведя анализ причин его вызывающих. Среднеразвитая тревожность говорит о том, что дела у обследуемого более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Низкоразвитая тревожность также свидетельствует о нормальном состоянии дел, но при этом можно говорить о том, что человеку желательно проявлять больше эмоциональной вовлеченности в различных ситуациях и не сдерживать свои чувства.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.