Файл: Удк 340. 12 Актуальность философскоправовых идей Б. Н. Чичерина Relevance of B. N. Chicherin's philosophical and legal ideas.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 340.12
Актуальность философско-правовых идей Б.Н. Чичерина
Relevance of B.N. Chicherin's philosophical and legal ideas
Фамилия И.О.
Студент 1-го курса юридического факультета
Кубанский государственный аграрный
университет им. И.Т. Трубилина
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются основные положения философии права Б.Н. Чичерина. Автор раскрывает содержание основополагающих идей отечественного философа. Идеи Б.Н. Чичерина представляют собой сочетание либеральных и консервативных начал.
ABSTRACT. The article discusses the main provisions of B.N. Chicherin's philosophy of law. The author reveals the content of the fundamental ideas of the Russian philosopher. B.N. Chicherin's ideas are a combination of liberal and conservative principles.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Философия права; Б.Н. Чичерин; гражданское общество.
KEYWORDS. Philosophy of Law; B.N. Chicherin; civil society.
Философско-правовая концепция Б.Н. Чичерина появилась (как он сам утверждал) в 1850-х годах, но ее первое воплощение на бумаге произошло лишь в конце 60-х годов XIX века в работе «История политических учений». Одно из основных сочинений «Философия права» вышла в свет в 1900 году и существенным образом повлияла на развитие всей философско-правовой мысли в нашем государстве.
«Философию права» Б.Н. Чичерина часто сравнивают с «Философией права» Гегеля. Взгляды философов близки по структуре, а также по наименованию глав их работ. Вместе с этим отмечаются и различия. Так, к примеру, у русского теоретика нет единой связки между категориями «нравственность» и «мораль»: нравственность стыкуется с правом, олицетворяя свободу человеческой личности (как внутреннюю, так и внешнюю). У Гегеля основными общественными союзами, оказывающими влияние на развитие отношений в социуме, выступают семья, гражданское общество, государство, в то время как Чичерин выделяет, помимо указанных, еще и церковь [1]. Философия Чичерина все же несколько отличается от философии Гегеля, но при этом некоторые свои идеи первый основывал на позициях последнего.
Религиозность мыслей Чичерина особенно четко проявляется в его произведении «Наука и религия». Автор изложил исходные идеи гносеологии, антропологии, эстетики, этики, истории, философии религии. В работе раскрыты философско-религиозные воззрения Чичерина, которые он пытался объяснить потерянному и заблудшему человеку,
потерявшемуся в атеизме, эмпиризме, материализме. Согласно учению философа настоящим предметом познания человека является то «бесконечное», которое отвечает его существу и законам, управляющим поведением человека [2]. Человек, выходя из подчинения общего закона, ставит личные интересы и потребности выше остальных, а потому не может ссылаться на то, что творил. Подчиняться закону или нарушать его – выбор каждого. Разумность любого существа соразмерна его свободе. Нравственный закон человек исполняет в силу собственного разумного решения, а не в силу какой-либо естественной обязанности.
Особое внимание в философии права Чичерина привлекает категория «гражданское общество». Именно в творчестве данного отечественного философа виднеется прообраз модели гражданского общества. Чичерин в своей работе «Философия права» отмечал, что любая частная деятельность начинается со свободы, взаимодействие представителей частного сектора общественных отношений обуславливает формирование гражданского общества, отделяемого от публичной власти (государства). В «гражданском обществе Чичерина» имеется простор для самореализации личности, а также для действия частного права, выступающего за всеобщее формальное равенство [3]. Субъекты частного и публичного права должны разделяться, но при этом публичные задачи могли быть разрешены путем привлечения сил представителей гражданского общества (частных корпораций).
Природа гражданского общества вытекает из доминирующего типа экономических отношений. Природа и форма государственной власти, а также практика ее реализации существенным образом воздействует на содержание гражданского общества. Государственная и частная свободы находятся в постоянном тесном взаимодействии между собой, поэтому их управление должно основываться на одинаковых и соразмерных началах.
Придерживаясь идей о частной свободе, Чичерин все же указывает на недопустимость абсолютной свободы: сдерживание последней государством является необходимым атрибутом развития общества. Наиболее прогрессивной формой правления для Чичерина является самодержавие (представительная монархия), органически сочетающаяся с самосознанием и менталитетом русского народа. Разделение властей, по мнению философа, является одним из основных недостатков конституционной монархии [4]. Революция есть не что иное как правонарушение. Государство не может самостоятельно обеспечить необходимый уровень социального благополучия населения, что требует поддержки от общества.
Таким образом, актуальность философско-правовых идей Б.Н. Чичерина обусловлена их прогрессивным характером. Философ одновременно выступает за обеспечение частной и государственной свободы, но при этом единственно правильной для России формой правления считает самодержавие. Умелое сочетание основных атрибутов философских взглядов отечественного теоретика позволяет говорить о возможности реального обсуждения мыслей Б.Н. Чичерина на современном этапе развития.
Список литературы
1. Дидык М. А. Философия права Б.Н. Чичерина в историческом контексте // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2017. – № 2(40). – С. 109-117.
2. Кашапов У. А. Антропологический синопсис философии права Б.Н. Чичерина // Философия права. – 2003. – № 2(8). – С. 13-17.
3. Полянский Д. В. «Гражданское общество» в учении российского дореволюционного теоретика права Б.Н. Чичерина // Актуальные проблемы правоведения. – 2014. – № 1-2(41). – С. 18-23.
4. Правкин С. А. Философия права и учение о государственно-юридических формах Б.Н. Чичерина // Юридическая наука. – 2016. – № 6. – С. 39-48.