ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи. Урок 3. Деньги, что это такое. Часть 3.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №1» г. Вилючинск |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи. Урок 3. Деньги, что это такое. Часть 3 |
Финансовая грамотность 5 класс |
|
Распутько Евгения Станиславовна |
|
Конспект урока |
Конспект
Цель: проследить эволюцию денег, характеризовать основные этапы развития денег.
Задачи:
-
выяснить роль денег в обмене продуктами хозяйственной деятельности; характеризовать их виды; определить отличительные признаки бумажных денег и монет; -
формировать понимание сути современных денег, определить причины перехода от прямого продуктообмена (бартера) к товарно-денежному обмену; -
формировать навыки анализа финансовой информации; умения решать финансовые задачи, формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии развития критического мышления, игровых и здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, электронное пособие для учащихся «Финансовая грамотность» 5-7 классы. И.Липсиц, Е. Вигдорчик: М. «Вако», 2018г.
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку (1-2 минуты).
2.Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос. (5-7 мин)
2.1. Как назывался процесс обмена до появления денег? (натуральный обмен, бартер, на Руси – взаимство).
2.2. В чем заключалась сложность натурального обмена? (было сложно найти человека, обладающего нужным товаром и готовым обменять его на ваш товар).
2.3. Почему металлические деньги были вытеснены бумажными? (сложности в перевозке, опасность их утраты в связи с грабежами на дорогах и в море (бандиты и пираты).
2.4. Что такое безналичные деньги? (безналичные деньги – это записи в памяти банковских компьютеров о том, что у вас есть право на определенную сумму денег).
Начало демонстрации презентации.
Слайд 1. Рассмотрим на практике, насколько сложным был натуральный обмен. Решим задачу. (Один учащийся решает задачу у доски, остальные работают в тетради.) (5 мин)
Условие задачи: Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка – на 50 рыбок, а одного щенка – на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?
Проверка выполнения задания. Ответ: 1 щенок = 80 рыбкам (анимация по щелчку)
Обсуждение задания. Легко ли найти владельца 80 рыбок, готового обменять их на щенка? (ответы учащихся)
Обобщение учителя: именно эти сложности натурального обмена привели к появлению денег.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
3.Мотивационно-целевой этап.
Слайд 3. Отгадайте загадки.
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет (Монета – анимация)
Вторая загадка (анимация)
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги – анимация)
Как связаны между собой слова – отгадки? (монета – это один из видов денег)
Формулировка цели и задач урока (обсуждение с учащимися)
Слайд 4. Гипотеза урока:
-
бумажные и металлические деньги имеют свои опознавательные признаки, по которым мы их считаем деньгами и можем использовать для покупки необходимых нам товаров
Чтобы убедиться в правильности нашего предположения нам надо выяснить, какими отличительными признаками обладают бумажные и металлические деньги.
4.Изучение нового материала.
Слайд 6. 1.Бумажные деньги (запись пункта плана в тетрадь)
Организация работы с иллюстрациями.
Перед вами иллюстрации бумажных денег нашей страны. На какой иллюстрации изображены современные деньги, на какой – деньги устаревшие, вышедшие из обращения? (ответы учащихся)
Обобщение ответов учащихся:
№ 1 – современные российские купюры; №2 – купюры Советского Союза, вышедшие из денежного обращения (анимация).
Можно услышать такие фразы:
Банкомат выдал 5-тысячные купюры.
Папа получил зарплату купюрами в 1000 и 2000 рублей.
Что такое купюра? (ответы учащихся)
Слайд 7. Обобщение учителя:
Купюра – наименование стоимости бумажных банкнот (запись в тетрадь)
Задание: запишите в тетрадь стоимость купюр, имеющих хождение в нашей стране.
Проверка выполнения задания: 50; 100; 200; 500; 1000; 2000; 5000 (анимация)
Слайд 8. 2. Из истории бумажных денег. (Рассказ учителя).
Бумажные деньги появились намного позже металлических.
Родиной бумажных денег принято считать Китай (запись в тетрадь).
Одно из условий, сделавших возможной замену металлических монет на бумажные деньги была развитие производства бумаги и печатного дела.
В средневековом Китае ходовой валютой были медные деньги, которые носили в связках.
Вес связки составлял около 3 килограммов. В начале IX века торговля между отдельными регионами страны активизировалась, торговцам было сложно и опасно перевозить сотни килограммов монет по стране. Правительство нашло металлу замену, были введены бумажные сертификаты.
Китайский купец сдавал в подворье властей медные деньги, и получал вместо них бумажную расписку, сертификат, позволявший снова обменять его на медные деньги практически в любом регионе Китая.
После завоевания Китая монголами бумажные купюры стали появляться за его пределами.
Слайд 9. Первое упоминание о бумажных деньгах в Европе относится к испанской осаде Лейдена (Нидерланды) в 1574 году. У жителей осажденного города не было ни металлических монет, ни кожи, которую иногда использовали для замены металлических денег. Горожане решили воспользоваться бумагой, из которой сделали временную замену металлических денег.
Во Франции печатать деньги начал Людовик XIV в 1703 году.
В США бумажные купюры стали основным платежным средством только в 1933 году.
Слайд 10. Появление бумажных денег в России было вызвано нехваткой серебра для чеканки монет. Екатерина II распорядилась открыть два банка в Москве и Петербурге, куда было положено по 500 тысяч рублей металлом. На эту сумму были изготовлены ассигнации по 25, 50, 75 и 100 рублей. Таким образом, изначально в России бумажные деньги имели реальное обеспечение.
Постепенно бумажные деньги стали основным средством платежей в большинстве стран мира. Бумагу сейчас начинают заменять пластиком, так что, вполне возможно, в скором будущем граждане некоторых стран станут использовать лишь пластиковые купюры.
Например, во Вьетнаме деньги сложно порвать т.к. содержат пластик.
Слайд 11. 3. Монеты.
Учитель раздает детям монеты.
Современные монеты имеют не только точный вес металла, из которого они изготовлены, но и отвечают определенным правилам их чеканки.
Каждая монета состоит из трех частей. Наверняка вы знаете названия двух из них.
Как называются плоские поверхности монеты? (ответы учащихся).
Правильно, это «орел» и «решка». Третья часть называется «ребро»( анимация)
Слайд 12. Но эти названия нельзя применить ко всем монетам, так как не на каждой из них есть изображение орла. Поэтому затруднительно понять, где будет решка, а где орёл.
В наши дни все нумизматы (те, кто коллекционирует монеты) пользуются другими названиями частей монеты. Это «аверс», «реверс» и «гурт».
Как определить аверс монеты? (это та часть монеты, на которой указан её номинал).
Слайд 13.
Аверс – это лицевая часть монеты или главная. На ней ещё с древних времён изображали самую важную информацию, которую передавала монета. Изображение царя, значимое событие, герб государства и тому подобное. На современных монетах аверсом считается сторона с надписью «Российская Федерация» или «Банк России».
Реверс – это оборотная сторона, противоположная лицевой части монеты. На ней изображали менее значимую информацию.
Гурт – это третья сторона или боковая часть монеты, но не менее важная и нужная в современной нумизматике. На гурте могут быть надписи, узорные рисунки и прочие элементы. Либо гурт бывает пустым, как это видно на некоторых современных монетах. Многие не придают этой части монеты большого значения. Но в некоторых случаях, только по виду и форме гурта можно установить подлинность монеты.
Слайд 14. В среде нумизматов можно услышать такие понятия, как рельеф и поле монеты.
Рельеф – это часть монеты, в виде какого-то рисунка, который возвышается над полем монеты. Для коллекционеров рельеф имеет большое значение, так как по нему определяют степень сохранности монеты. То есть чем лучше сохранился рельеф, тем более ценной является монета.
Поле – это плоская часть монеты, то есть часть, не занятая рельефом. Для коллекционеров имеет не менее ценное значение. Также как и рельеф показывает степень сохранности. Кроме того, на поле монеты более заметны все недостатки и царапины.
Кант - это часть монеты, несущая не информативное, а функциональное назначение. Кант выполняют немного выше рельефа, тем самым защищая его от истирания, когда монета лежит на ровной поверхности.
Можно каждый раз искать в различных источниках как называются части монеты. Но лучше всего запомнить одно простое правило. Оно всегда поможет вам определить, где находится аверс, а где реверс. Эти правило применимо к советским, царским и современным монетам, практически ко всем.
Как вы думаете, может ли каждый человек или фирма печатать свои деньги? (обсуждение вопроса).
Слайд 15. 4. Кто имеет право выпускать деньги в обращение.
Изготовлением денег в нашей стране управляет государство через Центральный банк России который выпускает в обращение наличные деньги, следит за тем, чтобы в стране не появилось слишком много денег, и они не обесценились.
Физическим производством наличных денег – печатанием бумажных банкнот и изготовлением монет – занимаются предприятия Гознака. Это государственное предприятие печатает все российские бумажные рубли и производит «денежную» бумагу для них и иностранных государств - Ливана, Йемена, Гватемалы, Индонезии, Китая, Нигерии и других стран. В общей сложности оборудование фабрик Гознака позволяет производить до 7 млрд банкнот и 11 тыс. тонн банкнотной бумаги ежегодно.
Слайд 16. На фабриках Гознака используют особую технологию, целью которой является защита денежных знаков от копирования. В производство внедрены сложные процессы, а в дело включены многие предприятия. В состав материала для «денежной бумаги входят:
-
реактивы; -
водяные знаки; -
тканевые волокна; -
полимерные нити.
В результате выходит устойчивый к влаге, воздействию ультрафиолетовых лучей и защищенный от подделки материал для будущих банкнот.
В сырье добавляют специальный раствор, он виден только под ультрафиолетом. Простым взглядом можно заметить, что денежные знаки имеют фиолетовый оттенок. С помощью инфракрасного излучателя можно увидеть красные, зеленые тона в хаотично расположенных нитях.