Файл: Четыре этапа Подготовка выступления. Создание речи. Композиция публичной речи. Оратор и аудитория. Классическая риторика состоит из пяти частей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успех презентации очень сильно зависит от устного выступления. Преодолеть страх перед аудиторией легко, когда есть система. Поэтому первый шаг на пути к цели – составить план.
План публичного выступления включает четыре этапа:
1. Подготовка выступления.
2. Создание речи.
3. Композиция публичной речи.
4. Оратор и аудитория.
Классическая риторика состоит из пяти частей:
• инвенция – создание речи;
• диспозиция – построение речи;
• элокуция – языковое оформление речи;
• мемориа – запоминание речи;
• акцио – произнесение речи.
Публичная речь – явление творческое. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация – это всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.
Хорошая речь насчитывает десять элементов:
1) объективность;
2) ясность;
3) образность;
4) целенаправленность;
5) повышение внимания;
6) повторение;
7) неожиданность;
8) смысловую насыщенность;
9) лаконизм;
10) юмор.
Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов.
Немецкий ученый X. Леммерман предложил такие:

• сбор материала;
• отбор материала и его организация;
• обдумывание материала;
• подготовка тезисов или плана;
• стилистическое оформление;
• написание текста выступления;
• мысленное освоение;
• проба речи.
Подготовка к выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории. Она начинается с определения темы. Тема должна быть понятной для слушателей, точной и лаконичной Она может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.
Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.
Затем определяют цель выступления. В одном случае – это информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора.
Задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы.
Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс.
Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию.
Часто эти цели бывают объединены.
Важный элемент подготовки – оценка состава слушателей и обстановки. Оратор должен заранее выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. В отдельных случаях – вероисповедание. Необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.
Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.
Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно- популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления.
Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст нужно готовить заранее. Его нужно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления.
Выступление на публике – это стресс. Но все не так страшно, если готовиться к заранее.
Подготовка презентации состоит из 13 шагов:
1. Формулирование цели презентации.
2. Выбор формата мероприятия.
3. Составление плана выступления.
4. Подготовка тезисов.
5. Сбор и обобщение необходимой информации.
6. Составление перечня демонстрационных материалов.
7. Наброски рисунков, схем, таблиц и графиков.
8. Привязка демонстрационных материалов к положениям выступления.
9. Составление развернутого текста выступления.
10. Пробное выступление.
11. Обсуждение вопросов и замечаний.
12. Внесение возможных изменений и дополнений в выступление и демонстрируемые материалы.


13. Повторное пробное выступление.
Отдельная тема – количество слайдов. Никакого норматива нет. Все зависит от содержания выступления. Слайдов должно быть ровно столько, сколько необходимо, чтобы аудитория был понятен смысл.
Никто не заставляет заучивать речь наизусть, но и читать текст публичного выступления с листочка – это неуважение к публике. Подготовьте шпаргалку. Можно выписать тезисы, цифры, ключевые мысли, афоризмы на картонные карточки. Держать их в руках и подглядывать по мере необходимости. Можно взять планшет для бумаг, куда вы закрепите листы с заметками. Или же пользоваться обычным планшетом и ориентироваться на свои электронные записи.
Успех оратора определяют артистизм, обаяние, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность в результатах выступления.
Имеет значение и внешний вид оратора. Одевайтесь удобно и презентабельно: никаких мятых рубашек и натирающей обуви. На рисунке 1 показаны этапы подготовки к презентации.
Рис. 1 Подготовка к презентации
Любое выступление имеет структуру:
• вступление;
• основная часть;
• заключение.
При подготовке презентации рекомендуется начинать любое вступление с представления самого себя. Оно должно быть кратким, если не является собственно целью презентации. Далее сообщите о том, какую цель преследует презентация. Вступление должно содержать краткое описание того, о чем будет говориться в основной части.
Основная часть выступления передает участникам основную информацию.
В заключении опытные презентаторы рекомендуют упомянуть вновь главные положения основной части выступления.
Составные части выступления должны быть логически связаны друг с другом.
Желательно избегать возвращения к уже сказанному. Повторения тем более нежелательны.
Рекомендуется составить простой графический план выступления, например, как на рисунке
2.

Рис. 2 Возможный вариант плана выступления, посвященного проекту совместного
производства нового продукта с потенциальным партнером
При планировании выступления возникает желание успеть сказать, как можно больше.
Рекомендуем обратить внимание на язык. Обычно неопытные выступающие стараются произвести впечатление, «жонглируя» большим количеством специальных терминов, стараясь высказать простые мысли сложным наукообразным способом.
Старайтесь формулировать свое выступление с помощью простых и ясных слов.
Избегайте усложнений и «высокого стиля». Примитивное изложение также деструктивно.
В дополнение к устному выступлению рекомендуется иметь его текст. По объему этот текст может соответствовать выступлению, быть больше или меньше.
Текстовый материал должен подготавливаться выступающим самостоятельно. Это позволяет исключить появление в тексте несовпадений с устным сообщением, устаревших данных, ошибок и опечаток.
Пример 1. «Вы сказали, что оборот вашей фирмы составляет... А в тексте стоит совсем другая цифра!». – «Этот материал мне приготовила бухгалтерия. Я думаю, что они взяли цифры из прошлогоднего отчета. То, что я сказал, правильно».
Следует избегать чрезвычайно большого объема текстовой части. Возможно, что слушатели не будут иметь времени не только для его детального изучения, но и для прочтения вообще.
Существует и другая опасность: получив текст перед началом презентации, участники могут увлечься его чтением и прослушать важные положения выступления.
Очень часто участникам раздаются только дополнительные материалы, на содержание

которых ссылается в своем выступлении презентатор: разного рода таблицы, документы, отчеты.
Главной целью использования демонстрационных материалов является повышение эффективности презентации. Визуальная информация воздействует на аудиторию существенно интенсивнее, чем вербальная. Известна русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Важным преимуществом визуальной информации является достаточная однозначность его восприятия аудиторией.
Количество демонстрационных материалов должно соответствовать принципу разумной необходимости и достаточности. Бесконечное мелькание демонстрационных материалов неэффективно. Поэтому необходимо заранее планировать их объем. Примерно оценить необходимое количество слайдов можно следующим образом:
N = t/2
где t — время презентации в минутах.
Если время демонстрации отдельных слайдов не занимает более 10-12 секунд, то их максимальное количество может составлять N = 2t/ 3.
Так, например, во время презентации, рассчитанной на 20 минут, можно показать не более 12-14 слайдов (преимущественно графические изображения).
Восприятие визуального материала заметно снижается при длительных презентациях.
Например, во время 30-минутной презентации представляется разумным ограничиться демонстрацией 15-17 слайдов.
В ходе презентаций обычно демонстрируются пять видов материалов:
• текст;
• графики;
• диаграммы;
• схемы;
• иллюстрации.
Текст
Демонстрируется редко. При подготовке слайдов следует ограничить объем информации одним-тремя короткими предложениями. Например, в виде текстового материала могут быть представлены тема презентации, название обсуждаемого проекта, миссия предприятия, цитата.
Графики
Рационально использовать для демонстрации тех или иных тенденций и связей между переменными. Например, графики наглядно демонстрируют динамику изменения объемов производства, сезонные изменения объемов продаж.
Диаграммы
Используются для визуализации числовых данных. В последнее время широко используются рисуночные диаграммы. Например, круговые диаграммы удобны для представления долей рынка, занимаемых различными производителями. Гистограммы наглядно показывают распределения сходных продуктов нескольких производителей по ценовым группам. Другим примером широко распространенных гистограмм является
«график» Ганта.
Схемы
Удобны для визуализации связей, процессов и процедур. Наиболее часто схемы

используются для демонстрации структур предприятий. Блок-схемы наглядно демонстрируют процессы и процедуры.
Иллюстрации
Применяются для показа внешнего вида предприятий, оборудования, изделий. Они также применяются для демонстрации идей. Другим видом иллюстраций могут служить фирменные логотипы. Последние редко используются в виде отдельных иллюстраций, но часто применяются в колонтитулах.
Время презентации ограничивается определенными рамками, которые зависят от целей презентации, степени заинтересованности аудитории и временных возможностей слушателей.
Дополнительные временные ограничения могут также накладываться регламентом мероприятия, во время которого осуществляется презентация.
Для наиболее распространенных презентаций могут быть рекомендованы следующие
временные рамки:
презентация предприятия – не более 20 минут;
презентация проекта – 15-20 минут (дипломного проекта – 7-10 минут);
презентация промежуточных результатов стажировки – до 30 минут;
презентация конечных результатов стажировки – с учетом того, что ход стажировки обсуждался ранее, презентация результатов требует около 10 минут;
самопрезентация – не более 10 минут.
Нужно учитывать распорядок рабочего дня фирмы, на которой проходит презентация.
Важным является правильный выбор места для проецирования. Оно зависит, в первую очередь, от размещения слушателей в помещении для презентации. Основные типы размещения участников презентаций, с указанием мест правильного расположения выступающего, показаны на рисунке 3.

Рис. 3 Наиболее распространенные варианты размещения участников в помещении для
презентаций
Самым важным критерием является полнота. При возможности рекомендуем располагать экран дальше от входной двери.
Желательно, чтобы на экран не падал прямой яркий свет из окна. Он делает изображение на экране недостаточно четким.
Как построить структуру презентации проекта повышения квалификации
Презентация проекта в зарубежном институте будет носить, скорее, характер окончательного уточнения целей вашей стажировки. Такая презентация будет происходить в форме устного собеседования, структуру которого зададут зарубежные эксперты.
Обратите внимание на содержание раздела «Самопрезентации». Подготовьте в письменном виде свою анкету (CV).
Презентация может состоять из семи пунктов:
1. Краткое представление – имя, должность, образование и опыт.
2. Общие сведения о предприятии.
3. Организационно-управленческая структура предприятия.
4. Ваше место в этой структуре и соответствующий профессиональный опыт.


5. Ваше подразделение – время существования, численность.
6. Ключевые проблемы.
7. Задачи, которые предполагаете решить во время нахождения на зарубежной фирме.
Как построить структуру презентации проекта поставки продуктов
Главная цель – убедить потенциального партнера в выгоде, которую он может получить.
Структура презентации может состоять из семи пунктов:
1. Краткое представление – имя, должность, полномочия.
2. Общая информация о предприятии – цель – формирование чувства доверия к вашему предприятию.
3. Подробное представление продукта в сопоставлении с продуктами, уже имеющимися на рынке.
4. Ваше представление о потенциальных рынках и потребителях.
5. Описание возможных общих условий и процедур поставки.
6. Ожидаемые результаты.
7. Упоминание успешного опыта поставки продукции на российский и зарубежный рынки.
Презентации этого типа являются чаще всего первым шагом. Поэтому не стоит усложнять ее подробностями.
Как построить структуру презентации проекта производственной кооперации
Проекты такого рода обычно возникают между компаниями, уже имеющими опыт сотрудничества или в достаточной степени известными друг другу. Вряд ли можно рассчитывать не только на мгновенный успех, но и на очень большое внимание к проекту кооперации со стороны руководства фирмы, на которую попали впервые в жизни.
Структура презентации может состоять из 12 пунктов:
1. Общее краткое представление предприятия.
2. Точное название предлагаемого проекта.
3. Цель проекта.
4. Предполагаемые результаты в сопоставлении с существующими, в том числе у реальных и потенциальных конкурентов.
5. Основные этапы проекта.
6. Потребности в ресурсах разного рода – по каждому этапу и по проекту в целом.
7. Стоимость выполнения проекта – по каждому этапу и по проекту в целом.
8. Временные рамки проекта.
9. Предполагаемые формы и содержание участия зарубежных партнеров – по работам и этапам.
10. Предполагаемое финансовое участие зарубежных партнеров.
11. Совместный контроль за выполнением проекта.
12. Ожидаемые результаты и их разделение.
В момент выступления оратору необходимо следить за мимикой и жестами. Его лицо должно быть серьезным, приветливым, дружелюбным.
Жесты подчеркивают речь, оживляют ее, уточняют и расшифровывают. Есть жесты нужные, а есть жесты вредные, отвлекающие. Раздражают суетливые, повторяющиеся жесты.
Нельзя крутить пуговицу, украшение, дергать себя за нос или волосы, перебирать бумаги на столе.
Публичная речь заставляет оратора овладеть всем богатством голоса. Если оратор говорит невнятно, шепелявит, тихо, монотонно, слишком громко, то можно сказать, что выступление не запомнится слушателям.
Хороший голос – приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный,