Файл: Наука в культуре современной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

" Уфимский государственный нефтяной технический университет"
Кафедра экономики и стратегического развития

РЕФЕРАТ

на тему: Наука в культуре современной цивилизации

Выполнил: Cысоева О.В.

Проверил: Бугера В. Е.

Уфа 2022 г.

Введение 3

Традиционный и техногенный типы цивилизацион- 4

ного развития и их базисные ценности

Особенности научного познания 8

Основные особенности научного познания или 9

критерии научности

Наука и философия. Наука и искусство. Наука и 11

обыденное познание.

Наука и философия 12

Наука и искусство 19

Наука и обыденное познание 20

Функции науки в жизни общества 21

Литература 23

3

ВВЕДЕНИЕ

Наука – сложная самоорганизующаяся система, развитие которой постоянно генерирует новые способы и формы познания, новые ситуации выбора тенденций исследования и интерпретации результатов. Рефлексия этого процесса необходимо порождает разные модели и образы развития науки, которые значительно отличаются от предлагаемых в предыдущем столетии. Современный ученый должен знать эти модели, ориентироваться в новых подходах к пониманию научного познания.

Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. Результаты исследований этих дисциплин обобщаются в рамках философии науки, анализирующей общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научного знания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания. Научное познание всегда развивается в определенном социальноисторическом и социокультурном контексте. Следовательно, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать 6 научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.


4
НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ТРАДИЦИОННЫЙ И ТЕХНОГЕННЫЙ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ИХ БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, должна быть рассмотрена в контексте цивилизационного развития, тех исторических и социокультурных условий, которые стимулировали ее развитие. Ступени развития человечества довольно четко подразделяются на два больших класса, каждый из которых соответствует определенному типу цивилизационного прогресса. Этими типами, радикально различающимися между собой, являются традиционные и техногенные цивилизации. Около 10 тысяч лет назад, когда человек перестал быть кочевником, стал вести оседлый образ жизни и перешел от присваивающей формы ведения хозяйства (первобытное общество) к производящей, связанной с развитием земледелия и скотоводства, осуществилась аграрная революция. В результате аграрной революции возникло «традиционное общество». Термин «традиционное общество» введен немецким философом М. Вебером для обозначения первого типа цивилизации, пришедшего на смену варварству. Этот тип цивилизации охватывал Древнее общество и эпоху Средневековья.

Основной производственной сферой было сельское хозяйство, руководящая роль в обществе принадлежала церкви и армии. Американский социолог Д. Белл считает, что традиционное общество соответствует доиндустриальному типу социальной организации и существует в настоящее время в ряде стран Африки, Латинской Америки и Южной Азии. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобываюшей и деревобрабатывающей промышленности, то есть те сферы деятельности, в которых человек непосредственно взаимодействует с природой и не применяет научные знания. Человек использует в производстве орудия труда, для приведения в действие которых нужна физическая сила. В этих областях хозяйственной деятельности в указанных странах занято около 2/3 работоспособного населения. Главным определяющим началом жизнедеятельности в таких обществах является состязание человека с природой.
5

При характеристике традиционных типов общества бросается в глаза, что они, обладая замедленным темпом развития, придерживаются устойчи-



вых стереотипов своего развития. Приоритет отдается канонизированным и регламентирующим формам мышления, традициям, нормам, принятым и устоявшимся образцам поведения. Консерватизм способов деятельности, медленные темы их эволюции отличают традиционную цивилизацию от техногенной, которую иногда называют западной.

Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: прединдустриальную, индустриальную, постиндустриальную.

Важнейшей ее характеристикой, весьма понятной из самого названия, становится развитие техники и технологии. Техногенный тип развития— это ускоренное изменение природной среды, соединенное с активной трансформацией социальных связей людей. Техногенная цивилизация весьма агрессивна и приводит к гибели многих сакраментальных культурных традиций. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с природой на основе характерного для традиционной цивилизации принципа невмешательства - «у-вей» - прерывается. Человек выступает источником активной преобразующей силы, направленной на изменение. Отсюда и характеристика общекультурных отношений с использованием понятия «сила»: производительные силы, силы знания, интеллектуальные силы.

Индустриальная революция, положившая начало перехода человечества к техногенному типу цивилизационного развития началась около 300 лет назад. Она была порождена возникновением машинного производства и привела к радикальным изменениям в системе знаний. Индустриальная революция связана с началом промышленной революции. В развитии промышленных технологий Д. Белл фиксирует три важнейших радикальных преобразования. Первое из них связано с широким использованием силы пара, что было ознаменовано, прежде всего, изобретением Д. Уаттом в 1784 году парового двигателя. Начался переход от ремесленного производства к машинному, в результате чего резко увеличился объем и изменился характер производства. Физическая, мускульная сила работника была заменена силой машин. Англия, которая первая освоила механическую прялку, ткацкий станок и паровой двигатель, получила огромные преимущества перед другими странами.

Уже в середине прошлого века она производила больше половины мировой промышленной продукции. Второе преобразование промышленных технологий было вызвано использованием достижений науки в области электричества и химии, применение которых в промышленности началось в конце прошлого столетия. Благодаря внедрению результатов научных исследований в производство стало возможным широкое применение
электрической энергии и передача ее на расстояние, создание таких важнейших средств связи, как телефон и радио, создание синтетических материалов. Третье технологи-

ческое преобразование осуществляется нашими современниками благодаря изобретению компьютеров и телекоммуникаций.

Основой индустриального общества, порожденного промышленными ре-

6

волюциями, является машинное производство, фабричная организация и дисциплина труда, широкое использование науки и постепенное превращение ее

в непосредственную производительную силу, наемный труд, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Индустриальный тип общества охватывает государства Северной Америки, Западной и Восточной

Европы. Главное в обществах индустриального типа – развитие производства

товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В индустриальном обществе разрушаются гражданские права, осуществляется демократизация общественной жизни. Определяющим началом жизнедеятельности является состязание человека с преобразованной природой, то есть с техногенными системами. Перестройка и переосмысление принятых в традиционной цивилизации ценностей, использование новых возможностей создают внутренние резервы роста и развития техногенных цивилизаций.

В техногенных обществах основной ценностью являются не канон и норма, но инновация и новизна. B.C. Степин отмечает, что «в известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса, в отличие, скажем, от семи чудес света, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому. Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось… В традиционных культурах считалось, что «золотой век» уже пройден, он позади, в далеком прошлом. Герои прошлого создали образцы поступков и действий, которым следует подражать. В культуре техногенных обществ иная ориентация. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство».

В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. Традиционному обществу автономия личности вообще не свойственна, реализовать личность можно, лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей. В техногенном
обществе отстаивается автономия личности, позволяющая погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активное деятельностное существо. Его деятельность экстенсивна, направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира и природы, которую необходимо подчинить. К концу 70-х г.г. ХХ века индустриальная технология исчерпала свои возможности дальнейшего развития общества, определила его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к утилитарному и прагматическому способу существования людей и др.). Весь предше-

ствующий путь технического и технологического развития завел человечество в тупик. Это связано, прежде всего, с индустриальным периодом развития, где техника, технологические условия деятельности имеют явно выра-

7

женную тенденцию дегуманизации. Техника индустриального мира занята своим собственным самообеспечением и лишь ее небольшая часть направле-

на непосредственно на удовлетворение потребностей человека. Возникла реальная проблема смены индустриальной технической основы, создания новых технико-технологических условий воспроизводства всей системы общественной жизни на принципах гуманизма. Эти изменения связывают сегодня с переходом общества на новый постиндустриальный этап развития, вхождением человечества в информационную цивилизацию.

Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х г.

ХХ века в связи с развитием информационной технологии. Именно она положила начало процессу становления цивилизации нового типа – информационной, именуемой иногда постиндустриальным обществом. Главный смысл вступления человечества в эпоху информационной цивилизации заключается в преодолении противоречий индустриального общества и в придании процессу научно-технического и технологического развития действительно гуманистического характера. Технической основой этого процесса выступает тотальная компьютеризация всех областей и сторон человеческой деятельности. При этом ключевое значение приобретает технологическое обеспечение. Применение информационных технологий становится определяющим условием преобразования всех новейших наукоемких видов деятельности, а информация, знания превращаются в решающий фактор социального развития.