Файл: Наука в культуре современной цивилизации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


12

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. НАУКА И ИСКУССТВО. НАУКА И ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ
Наука как компонент духовной сферы общественной жизни тесно связана с такими способами понимания мира, как философия, искусство, обыденное

cознание.
Наука и философия
Вопрос о взаимоотношениях философии и науки стал актуальным с XVII века, когда произошло отделение науки от философии и в рамках науки на основе накопленного философского знания стали формироваться конкретные научные дисциплины: физика, математика, астрономия, позже – биология, психология и т.д. Эта ситуация поставила проблему соотношения философии и науки и потребовала ответа на вопрос о том, является ли философия наукой? Положительный ответ на этот вопрос обусловлен соответствием философского знания некоторым критериям научности. Философское познание нацелено на получение знаний о сущности, о всеобщих законах существования и развития мира, оно всегда обосновано, системно, логически непротиворечиво. Каждая философская концепция имеет свою систему категорий для выражения определенного понимания мира. Однако назвать философию наукой вряд ли возможно, поскольку философское познание и, соответственно, философское знание качественно отличается от научного. Рассмотрим, в чем заключается это различие.

1. Специальные науки изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, решая задачу удовлетворения отдельных конкретных потребностей общества: техники, экономики, искусства врачевания, искусства обучения, законодательства и др. Философию же интересует мир в целом. Она не может ограничиться изучением частности, поскольку устремлена к целостному постижению действительности. Философия задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно существует». В этом смысле справедливо аристотелевское определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах». В этом аспекте философское знание выступает как универсальное, всеобщее.

2. Философское познание всегда имеет рефлексивный, критический характер. Это знание-размышление, знание-поиск. Философия стремится найти предельные основания и регулятивы отношения человека к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной завершенной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. Отсюда из-



13

вестная сентенция: в философии важен не только достигнутый результат, но и путь к этому результату. Ибо путь и является специфическим способом обоснования результата. Когда И. Ньютон восклицал: «Физика, бойся метафизики!» (философии), - он протестовал в том числе и против того, что в философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. Философия всякий раз сталкивается с выстраиванием

множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: «Подвергай все cомнению!», а также страстная неприязнь к догматам - вот кредо философствующего разума.

3. Задача науки – решить проблему, получить ответ на поставленный вопрос. В науке по традиции принимается кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Философские проблемы не имеют решения, они «вечные», поскольку на каждом этапе развития человечества воспроизводятся по-разному и решаются разными средствами. Нельзя, скажем, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос. Развитие философии не укладывается в рамки смены концепций, теорий и парадигм. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли.

4. Наука не исследует сама себя. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление условий и границ человеческого познания, источников получения достоверного знания в любой сфере познания (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти).


5. Философское знание – аксиологическое, то есть имеет ценностнооценочный характер. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Их не интересуют личностные предпочтения ученого, его мотивация, эмоции, они безоценочны. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений

14

также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

Философия, принимая во внимание данные научных исследований, идет

дальше, рассматривая вопрос о смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия, о ценностных предпочтениях ученого, о со-

циокультурных предпосылках познания.

6. Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она может быть понята как одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ее законов. Иными словами, наука оказывает влияние на общество посредством открытых ею законов, которые могут быть использованы в преобразующей деятельности людей.

Философия оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

7. Наука и философия пользуются различными понятийными аппаратами. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего,
нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д. — примеры философских категорий.

8. Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного, сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия —невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. И хотя философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный

15

опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др. Философия - не наука, однако в ней господствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей

и отношений, т.е. закономерностей. Философия - не искусство, хотя в ней образ является признанной гносеологической категорией, достойное место занимает чувственное познание, используется метафора и интуиция.

9. Философское знание – авторское, личностное. В науке ценностночеловеческий аспект отнесен на второй план. Научное познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют. Творец, в свою очередь, не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии, наряду с теоретико-познавательным аспектом, особую значимость приобретает роль человека в познании.

Согласно тезису античного автора Протагора «Человек есть мера всех вещей», философия и сегодня ставит человека в центр своих исследований. Она пристально интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями