Файл: Космоцентризм (Космос всё превосходит) представление о мире, как о гармонично устроенном организме. Милетская школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема ранней античной философией это нахождение 1-ого основания всего сущего (физиса).

Мыслительные школы того времени:

Милетская
Элейская
Пифагорейская
Атомистическая

 

Космоцентризм («Космос всё превосходит») – представление о мире, как о гармонично устроенном организме.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен):

Фалес считал, что начало всему – вода. Т.к.:

1. Цветы без воды умирают, а с водой расцветают.

2. Мир как бревно ( или любой другой материал подобный бревну) держится на воде.

3. Даже Солнце питается парами воды.

По Анаксимандру началом не является ни один существующий элемент (ни вода, ни воздух, ни огонь), а, так называемый Апейрон. Говорит, что вечное движение – начало всем. Что от него одно рождается, другое уничтожается. Бесконечность природы –это то, из чего всё рождается.

Анаксимен как ученик Анаксимандра перенял идею о вечном движении, но он считал, что началом всего является воздух. То, сгущаясь, то, разжижаясь, появились земля, облако, а из него вода и т.д.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон):

Элеаты исходят из представления о том, что вещи всегда остаются тождественными сами себе, они всегда одни и те же. На первом плане у элеатов идея о том, что мир в своей подлинной сущности стабилен и неизменен. Истинное же бытие, вечное, единое и неподвижное, познается лишь умом.

Ксенофан считал, что у всего есть одно или всеединство сущего. Под этим всеединством Ксенофан понимал Бога. Бог означает «самое могущественное» и «самое лучшее». Говорил, что Бог отличен от людей: он весь целиком видит и весь целиком слышит.

Основные идеи Элеатов были изложены Парменидом в его поэме «О Природе». В ней говорится, что постичь истины может только тот, кто будет руководствоваться своим разумом и будет убежден, что существует только бытие, а небытие не существует. «Ибо мыслить – то же, что быть…»

Зенон: был ярким представителем диалектики. Он показал существенную разницу между видимым и умопостигаемым сущим.

Пифогорейская школа :

Мир - это ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. Они утверждали что в центре вселенной образовался «центральный огонь, который притягивает к себе все тела из «беспредельного». Также, что вокруг этого огня вращаются с запада на восток 10 небесных тел, из них 5 - планеты. В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны Земле, и, как она, окружены воздухом. На луне есть и растения, и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на Земле.


Атомистическая школа:

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие сущности (частицы). Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего.

Философия Платона. Учение об идеях, о познании, о государстве.

Платон вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира. Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, индивидуальное сознание

Выделяет два мира: подлинный – мир идей и неподлинный – мир вещей

Про идеи:

Признаки идей:
- вечность;
- неизменность;
- объективность;
- безотносительность;
- независимость от чувств;
- независимость от условий пространства и времени.

 

Выделял ярусы в мире идей:

Первый – ярус природных вещей

Средний ярус – физических явлений, математических формул

Высокий ярус – прекрасного, истины, справедливости

Вершина – идея Блага

Также, по Платону мир идей – мир сущего бытия, которому противопоставляется мир небытия – мир вещей. Первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи, хоть оба этих начала необходимы для существования вещественного мира.

Про познание:

Платон разработал собственную теорию познания:

Познание: чувственное и разумное. Чувственное (вера, подобие) познание имеет своим пределом мир вещей и дает Место философии в познании находится между знанием и незнанием. Она ложное понимание мира. Разумное (мышление, рассудок) же познание – знание о сущности вещей, доходящее до постижения идей, как подлинного знания.

Платон утверждает, что душа может «припоминать», что он доказывает на примере диалога с необразованным рабом. Платоновское учение указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.



О государстве:

Т.к. Платон в юности готовил себя для политики, он много размышляет об обществе и государстве.

В принципе разделения труда он видит фундамент всего современного. Разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:
1. Крестьяне, ремесленники, купцы; (Этот класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная.)
2. Стражи; (У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов стражей – мужество.)
3. Правители.( Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью.)

Выделяет еще и 4-ую доблесть – справедливость Она воцаряется над всеми тремя классами.

Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы.

Философия Аристотеля: учение о бытии и познании.

О бытии:

Аристотель считал, что подлинным бытием обладает единичная вещь (сущность первого порядка). Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второго порядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такая вещь может быть чем-то самобытным.

Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, материал, из которого она состоит. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Сама по себе форма есть нечто общее; а, чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей.
Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, а взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в другом может быть формой. В пример приводит бронзовую статую

О познании:

Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир.

Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.


«Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний.

Ступени познания, выделяемые Аристотелем:

1. Чувственное восприятие.

2. Опыт.

3. Искусство.

4. Наука.